Токийский бутик-отель Kimpton Shinjuku выкатил на днях акционное и действующее до конца февраля послеобеденное чаепитие, разработанное в коллаборации с косметическим брендом Shu Uemura. Hanami glacé Afternoon Tea называется.

Часть пирожных этого чаепития стилизована под разные косметические штучки типа коробочки с тенями и чего-то еще, в чем я, в силу предметного невежества, совершенно не разбираюсь. Но это все, на самом деле, ерунда, такие стилизации появляются достаточно часто. А вот что не ерунда, так это добавленный в подачу съедобный косметический интерактив.

В это чаепитие может быть включен набор, составленный из белых пирожных — там губы из шоколада, кругленький макарон и что-то квадратное — и съедобных красок с кисточками. Ну и, соответственно, если взять чаепитие с этим набором, то можно сидеть, пить чай, красить шоколадные губки и потом есть их. Это прикольно.

Следует отметить, что в этом отеле и обычный, неакционный, Afternoon Tea красивый. Сейчас — в клубничном стиле, но это не навсегда. В 2023 году, например, они работали в теме персиковой. А еще они в меню пишут, что часть чая у них от Harney & Sons. И это — отличный повод в очередной раз сказать пару слов об адекватном ресторанном подходе к чаю.

Вот смотрите. У нас есть бутик-отель. В Токио. С тремя ресторанами. В одном из них подаются роскошные послеобеденные чаепития. Периодически обновляемые. Регулярно попадающие в списки лучших послеобеденных чаепитий Токио. В самых продвинутых вариантах довольно дорогие — до 70-80 долларов за чаепитие. Вроде как было бы логично, чтобы и чай в таких чаепитиях был дорогим и необычным. И он как бы частично там такой и есть — там в чайной карте есть три чисто японских позиции, с ними все ясно, местоположение обязывает. 

Но три других позиции — от Harney & Sons. Обычного американского бренда, основу ассортимента которого составляю простенькие черные и зеленые чаи с добавками. И чаи которого можно спокойно купить хоть на Озоне, хоть на Амазоне. Это чай не редкий и не дорогой. Тот, что стоит в японском ресторане, на сайте Harney & Sons продается примерно по 65 долларов за килограмм — и это розничная цена. Ну то есть чай не откровенно копеечный, его можно, используя маркетинговую терминологию, даже к премиум-сегменту отнести. Но к такому премиуму, на минималках.

И уж точно этот чай не подпадает под все эти пижонские разговоры о том, что гость в ресторан приходит для того, чтобы попробовать там чай, которого он нигде в другом месте попробовать не может. Harney & Sons — может. Причем не особо напрягаясь.

Где же логика? Почему в дорогом ресторане, работающем в дорогом отеле и подающем пижонское чаепитие, используется чай если не из супермаркета, то близко к тому? Их там что, в Японии, понтоваться не научили? И не только в Японии, это вообще общая картинка. Мало того, если бы при постановке подачи чая в ресторане я был бы полностью свободен в своих действиях, я бы и сам примерно также поступил…

Все это, на самом деле, потому, что адекватный ресторан продает не чай, а чаепитие и/или авторские чайные напитки. Не перепродает чужой продукт, а создает свой собственный, используя чай, как инструмент. В этом коммерческий и профессиональный смысл рациональной подачи чая в ресторанах. И «что-то, чего не попробовать дома» в случае с чаем в ресторане относится не к конкурсному улуну или к дарджилингу первого сбора, заваренным по всем правилам, а к необычным чайным напиткам или чаепитиям, которые приготовить и подать дома затруднительно. 

Так что главными критериями профессионального ресторанного чая являются разнообразие ассортимента, стабильность качества и надежность поставок. Если к этому добавлен еще пакет более или менее профессионального сопровождения, типа базы профессиональных знаний, инструментов, облегчающих работу с чаем и презентационных материалов — то это вообще огонь. Собственно именно в таком поле характеристик и работают традиционные хорекашные чайные бренды типа упомянутого уже Harney & Sons, Newby, Fortnum & Mason и других. Ну а для часто встречающихся среди менеджеров, владельцев и клиентов балбесов у них есть немного коротких сказочек про престижность и уникальность. Обычно пары этих слов, нескольких картинок и небольшого списка клиентов хватает для того, чтобы балбесов успокоить.

Нормальный же спец по подаче чая в ресторане вообще способен организовать подачу чаепитий и авторских напитков высокого уровня на основе чайного ассортимента ближайшего супермаркета. Потому что, повторюсь, для адекватного ресторана чай — это не продукт, а инструмент для создания собственного продукта.

Инструмент должен быть надежным, простым, доступным и предсказуемым. А уникальные и эксклюзивные инструменты — они вообще не для работы.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».