Сайт Nippon.com опубликовал изрядную статью, посвященную феномену матти (или матчи) из Удзи. Удзи, напомню, это сейчас фактический пригород Киото и один из знаковых городов японской для чайной культуры. Именно там, например, работает старейшая чайная Японии, в которой, среди прочих исторических и ценных вещей, хранится ведро Сэн-но нашего Рикю.

Старейшая чайная Японии на старой иллюстрации. www.nippon.com

Некоторое время назад в новостях проскакивала информация о том, что на рынке образовался дефицит матчи из Удзи. Вызванный большой популярностью и матчи самой по себе, и матчи как компонента разных актуальных блюд и напитков. Сообщения о дефиците матчи именно из Удзи на первый взгляд выглядят глупым кокетством. Ну просто потому, что в большинстве случаев матче из Удзи можно подобрать адекватный китайский аналог. В сладкий матча-латте почти все равно что сыпать. А дефицита китайский матчи на рынке нет. И не предвидится. Но тут есть нюанс, о котором я уже как-то говорил.

Затененный чай на старой японской иллюстрации. www.nippon.com

На многих рынка, плотно подсевших на матчу, хорошо заметен антикитайский дисбаланс. Вызван он целым рядом причин, разобрать которые нормально я сейчас не смогу, так как не обладаю всей полнотой информации. Но, в принципе, можно считать, что доступ китайского чая на целый ряд рынков не то чтобы сильно ограничен или затруднен — но с ним реально не так удобно работать, как с чаем японским. И очевидная для нас замена японской матчи, хоть из Удзи, хоть еще откуда, на китайский аналог, для какой-либо модной кофейни в условном Сиэтле очевидной совсем не является. Особенно когда тебе со всех сторон — и со стороны поставщиков, и со стороны потребителей — выедают мозг разными протекционистскими, по сути, концепциями.

Отвлекся, извините. Так вот, статья, на которую я ссылался в самом начале, отчасти инспирирована этим занятным дефицитом, но в гораздо большей степени — реальной интересностью Удзи как чайного региона и места высокой концентрации разных чайных феноменов. Ничего специфически интересного в этой статьей нет, обычная нормальная статья о чае из непрофильной прессы. С картинками.

Немного чайных картинок из Удзи от www.nippon.com

Но, тем не менее, я там наткнулся на один небольшой факт, связанный с массовым проникновением матчи на западные рынке. Я всегда считал, что проникновение это началось со «Старбакса», одного из главных напитковых тредмейкеров, в ассортименте которого напитки на основе матчи появились примерно в 2000 году.  Но японские коллеги говорят, что еще до этого, в 1996 году, Häagen-Dazs — дорогой, но массовый бренд американского мороженого — выпустил мороженое с матчей, спровоцировав первую волну интереса к порошковому японскому чаю за пределами Японии. 

Мороженое с матчей в ассортименте Häagen-Dazs и сейчас есть, кстати. Так что при сильном желании можно прикоснуться к истории. И мороженого поесть, заодно.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».