ГАБА-имитаторы опьянения

ГАБА-новости что-то как-то плотно пошли. Осень влияет, наверное. Вчера были, напомню, ГАБА-помидоры. А сегодня будет ГАБА-имитатор опьянения. Совсем не про чай, но мимо таких новостей не пройти.

Британская компания Sentia Spirits не так давно выпустила на рынок пару напитков с родными для чайного уха названиями: SENTIA GABA Red и SENTIA GABA Black. Sentia — это, увы, не отсылка к сенче или сенте. Это отсылка к латинскому глаголу «чувствовать». GABA — это, понятное дело. ГАМК. Которой в этих напитках нет, но выработка которой ими как бы стимулируется. Ну а Red и Black — это тоже не ожидаемые отсылки к чаю, а просто цвета напитков. Чая там в составе нет — но менее прекрасным состав от этого не становится. Его можно торжественно и загадочно читать с древне-эпическими интонациями. Как гомеровский список кораблей или талиесиновский список деревьев. Как там, в одном из переводов «Кад Годдо»:

И слово Господне сошло с небесных высот на землю:
«Чтоб Пеблиг могучий не смог твой край предать разоренью,
Пусть войском твоим деревья и травы лесные станут».
И Гвидион создал войско из самых сильных деревьев,
А слабые вырубил, чтобы не стало врагу подмоги.  

А потом сразу состав черного напитка, тоже нараспев.

Кора магнолии, ягоды лимонника, лист шалфея,
Кожура апельсина, стручок аниса и корень женьшеня,
Стручок кардамона, лист тимьяна, кора корицы,
Лист готу кола, лист розмарина, корень голой солодки,
Лист гинкго билоба, лавровый лист, дягиля корень,
Кленовый сироп, патока, глицерин, натуральные ароматизаторы, витамины В6, В1, карамель, лимонная кислота, сорбат калия…

Ну в и красном напитке примерно такой же свальный грех. И тоже без чая.

Производитель и продавцы напитка (поллитровка которого, кстати, стоит в Великобритании 32 фунта, на уровне вполне приличного виски) обещают, что употребления этой SENTIA GABA обеспечит получение всех положительных эффектов опьянения — хорошего настроения, расслабона и повышенной социализации. И, конечно, без неприятной алкогольной побочки — потому что этилового спирта в этой жидкости нет, только травки и сахарок с витаминками. И все это еще усугубляют рассказами про рост сознательности населения и про его отказ от алкоголя, которому срочно нужна адекватная и здоровая замена.

Дивная тема. На сегодняшний день эти напитки можно считать эталоном ГАБА-маркетинга. Стилистическая безупречность которого уже начинает граничить с абсурдом. Чайный ГАБА-маркетинг тоже активно работает в психоактивном направлении, иногда довольно любопытно (потом расскажу). Но таких четких и мощных замутов и обоснований в ГАБА-чае я пока не встречал.

Дядя Леша, спасибо за наводку. Да, кстати, Sentia и все похожие слова, так или иначе связанные с разными чувственными значениями — отличное направление для брендирования японского чая. Даже лобовое Sentia Sencha или там Sencha Sensation уже неплохо. Формулировку Sencha Sensation я уже, правда, встречал — но чувственных и созвучных слов еще много, есть где развернуться.

Трехлетний белый жасминовый чай

Китайские ученые изучили, как меняется белый игольчатый жасминовый чай в процессе хранения. Сенсорно и лабораторно, как положено.

Результаты лабораторных исследований я, с вашего позволения, опущу. Если вам интересно про гептенал и линалоол, милости прошу под ссылку. А вот сенсорные результаты получились интересными. Потому что по ним выходит, что самый вкусный белый жасминовый чай — это тот белый жасминовый чай, который хранился три года.

www.mdpi.com

Я, честно говоря, не особенно большой любитель жасминового чая. А белый жасминовый чай и вовсе пью чрезвычайно редко. Но теперь даже как-то заинтересовался. У нас тут под боком есть магазин, куда явно не очень свежий чай свозят — и там есть белый жасминовый. Куплю и попробую.

Ну и интересно, конечно, как хранение сказывается на зеленом жасминовом чае. Как ни крути, а для белого чая длительное хранение с улучшением сенсорных характеристик — штука совершенно обычная. И можно предположить, что улучшение сенсорных характеристик белого жасминового чая к третьему году хранения является, прежде всего, следствием улучшения вкусо-ароматических характеристик чая-основы. А вовсе не специфическим свойством жасминового чая.

Популяризация китайского чая за пределами Китая

Одна из основных тем современных китайских чайных новостей — это популяризация китайского чая за пределами Китая. Вообще, когда находишься в русскоязычном чайном пространстве, сама мысль о том, что китайскую чайную культуру нужно еще как-то популяризировать, кажется немного странной. Куда уж больше-то?

Однако с точки зрения наших китайских коллег одной из основных проблем китайского чая является его слабая представленность за пределами Китая. Если посмотреть на мировую чайную статистику, кстати, то такого ощущения не возникает.  В денежном исчислении Китай обычно возглавляет список стран — поставщиков чая на мировой рынок. В натуральном — тоже в лидерах.

firsdtea.com

Но если соотнести объемы производства китайского чая с объемами его экспорта, то неровное дыхание наших китайских чайных братьев в сторону некитайских рынков становится понятным. Китай экспортирует что-то около 10% всего производимого чая. Производство чая в Китае ежегодно растет и может расти еще достаточно долго. В мире есть целые и масштабные потребительские чайные культуры, которые практически не используют китайский чай. Ну и кроме того, чай, безусловно, является отличным способом продвижения китайской культуры в целом, что в современной парадигме международных отношений тоже ценится достаточно высоко. Мягкая сила, все дела.

Короче говоря, в случае с чаем Китаю есть что экспортировать, есть куда экспортировать и есть смысл экспортировать. Сложно при таком раскладе не хотеть увеличить чайный экспорт.

В настоящее время локомотивом китайской чайной экспансии на мировой рынок являются актуальные молочные чайные напитки. Символом которых является бабл-ти — но он при этом давно уже не является однозначным флагманом этого сегмента, там всякой неведомой фигни хватает. При всех коммерческих достоинствах молочных чайных напитков, у них нет жесткой привязки к китайскому чаю, готовить их можно на чем угодно. А бабл-ти и вовсе тянет одеяло на Тайвань. Ну то есть как драйвер китайского чая на международных рынках молочные чаи работают не очень хорошо.

Так что задача продвижения именно традиционного китайского чая на некитайские рынки для чайного Китая актуальна, отлично китайскими коллегами осознается и для ее решения предпринимаются последовательные попытки.

И вот к содержанию этих попыток как раз и возникают вопросы. Некоторое время назад флагманским форматом продвижения китайского чая были театрализованные вариации на тему чаочжоуского гунфуча. Иногда действительно эффектные. Но чаще — совершенно унылые и ни капельки не привлекательные. Ну а теперь вот в Китае сменилась чайная шоу-парадигма. И основным форматом продвижения китайского чая и китайской чайной культуры на международной, так сказать, арене, стало чаепитие в сунском стиле. С перемалыванием чая в порошок, его последующим взбиванием и, опционально, рисованием по чайной пене. Если найдется кто под рукой, кто способен не очень коряво изобразить птичку или какой-либо иероглиф.

Ну то есть вместо того чтобы упростить экспортный формат китайского чаепития, наши китайские коллеги усложнили его. Что, конечно, совершенно бессмысленно. Надеюсь, их скоро отпустит — и они выкатят в качестве экспортного варианта китайского чаепития что-либо технически простое, вкусное, и завязанное именно на китайском чае. А не скачки с сычуаньскими чайниками, гунфу-ча с оскорбительными порциями, вэйлу чжуча, которое сделать вкусным сложнее, чем приготовить шашлык с нуля, или сунское чаепитие, для которого нужно оборудования, навыков и костюмов больше, чем для короткого похода в горы — и все равно чай получается дурацким.

ГАБА-помидоры

Новость из разряда «Забавно потому что из другой сферы». Как известно, ГАБА-чай называется ГАБА-чаем потому что содержит относительно большое количество гамма-аминомасляной кислоты. Аббревиатура которой, ГАМК, по-английски пишется GABA.

При этом ГАМК содержится не только в ГАБА-чае. Природных источников ГАМК довольно много. Эта занятная кислота содержится, например, в скумбрии, в брокколи и в бананах. И в помидорах. Ну а дальше все просто. Если ГАМК содержится в помидорах, то есть специальные помидоры, в которых гамма-аминомасляной кислоты особенно много. ГАБА-помидоры, так сказать.

Наткнулся случайно на корейскую ферму, которая выращивает помидоры с содержанием ГАМК что-то около 750 мг на 100 грамм продукта. Это очень много, на самом деле. А еще они производят ГАБА-томатный сок и разные томатные ГАБА-пюрешки.

Ну а забавное во всем этом — это, конечно, надпись GABA на ящиках с помидорами. Глупость, конечно, но смешно. И да. ГАБА-чай и ГАБА-помидоры нужно, конечно, продавать вместе.

Курортность краснодарского чая и его терруарный стиль

Читая последние несколько дней повторяющиеся почти слово в слово новости о том, что в окрестностях Туапсе собираются восстанавливать чайную индустрию, я вспомнил вдруг одно наблюдение, сделанное во времена активного увлечения хересами и сопутствующих этому увлечению путешествий по Хересному региону. Это наблюдение можно упаковать в очень простою максиму.

Чем лучше пляжи, тем хуже вино.

Причем тут краснодарский чай вообще и туапсинский чай в частности? Да при том, что краснодарский чай — это тоже продукт, который производится в курортном регионе. И эта курортность влияет на него ничуть не меньше всяких разных других факторов.

Вот смотрите. В 2023 году Краснодарский край посетило 17,5 миллионов туристов. В этом году, говорят, посетит еще больше, но давайте исходить из прошлогодней статистики. Чай — это отличный локальный сувенир. Недорогой, памятный, практичный и культурный. Если хотя бы каждый десятый турист купит хотя бы сто грамм краснодарского чая, то домой все туристы сообща за год увезут 175 тонн чая.

В Краснодарском крае ежегодно собирают 400-450 тонн чайного листа. Из которого можно произвести примерно 100-120 тонн чая. Ну то есть меньше, чем может просто разойтись на сувениры. Которыми спрос на краснодарский чай не ограничивается. Напомню, что чая, на котором написано «Краснодарский», производится и продается в разы больше, чем может быть изготовлено в Краснодарском крае. Купажирование местного листа с привозным в Краснодарском крае является производственной традицией и зафиксировано в соответствующем ГОСТе

Короче говоря, местного листа сейчас категорически не хватает для удовлетворения существующего спроса на краснодарский чай. И даже если площадь чайных плантаций будет увеличена раза в три (что является исключительно оптимистическим сценарием), то он все равно будет в дефиците.

Ну а теперь внимание, вопрос. Какой смысл при таком раскладе и в среднем по региону запариваться на качество чая? Его ведь все равно купят. И еще попросят. А когда собственно краснодарского чая станет не хватать, то под его видом можно будет продавать купажи местного чая с чем-либо недорогим и привозным — и их тоже все равно купят. Особенно если в эти купажи добавить местных травок (или не очень местных) и продавать все это дело как локальный специалитет, страшно полезный для здоровья. Тогда еще и задорого купят…

Так что когда я в очередной раз читаю о развитии краснодарского чая, то испытываю, скажем так, смешанные чувства. Маркетинговые тактические оптимистические и чайные стратегические пессимистические.

Маркетинговые, тактические и оптимистические мои чувства очень просты. В маркетинговом смысле развитие краснодарского чая — плевое дело, вопрос бюджета, а не профессионализма.

Как продукт краснодарский чай уже существует. Чтобы его продвигать, нужно разработать для него зонтичный бренд, создать линейку купажей с местными травами и фруктами, разработать пару-тройку специфических потребительских стилей, подготовить базу знаний для толкового продвижения, отправить чай на несколько высокопоставленных столов, создать пару-тройку откровенно сувенирных линеек, запустить прохладительные чайные напитки, организовать иммерсивный чайный туризм и выиграть несколько конкурсов, чтобы обвешаться разными шильдиками. Все это очень просто, только деньги подноси. А что-то из всего этого этого уже и сделано.

И результат гарантирован — потому что, повторюсь, краснодарский чай и так продается. А с шильдиками и в едином фирменном стиле будет продаваться еще и красиво. А уж если грамотно подключить к его продвижению традиционную для курортных регионов темпераментную уверенность в собственном тайном, но благородном происхождении, отменном вкусе, привлекательности, профессиональной безупречности и в том, что «у нас все самое лучшее», то вообще красота будет.

У все этой красоты есть только одна проблема. Едва ли весь этот залихватский маркетинг приведет к появлению реального терруарного стиля. Без которого местный специалитет существовать будет скорее в маркетинговой мифологии, недели в реальности. Примерно как сейчас и существует краснодарский чай.

Белый краснодарский чай из культиваров Колхида и Каратум. © Ольга Никандрова

О нем снисходительно знают специалисты, его растаскивают на дежурные сувениры туристы, его эпизодически покупают в рознице по всей России и немного за ее пределами. И в его рамках и стараниями энтузиастов иногда появляются яркие феномены. Но при этом краснодарский чай не играет никакой роли в реальной чайной культуре.

С точки зрения бизнеса это не беда. Зарабатывать на краснодарском чае все равно можно. А вот с чайной и стратегической точек зрения — это обидно и нерационально. Ведь даже существующий спрос на краснодарский чай целиком и полностью основан на сформированной несколько десятилетий назад потребительской репутации, которая стала следствием уникального терруарного стиля этого чая. Хоть в Советском Союзе таких слов и не употребляли.

Да, безусловно, советский терруарный стиль краснодарского чая формировался в условиях малого потребительского чайного разнообразия. Но это не важно. Важно, что советский потребитель довольно просто мог отличить краснодарский чай от других имеющихся на рынке чаев. Это было интересно и, повторюсь, создало чаю устойчивую репутацию. На которой современный краснодарский чай не просто держится — он на этой репутации продается в гораздо больших количествах, чем производится. Это, кстати, не уникальная ситуация — но сейчас не буду отвлекаться. 

Советская репутация краснодарского чая еще не изжила себя — хотя некоторые ее части, типа рассказов о самом северном чае в мире, уже явно себя исчерпали. Но при этом она полностью оторвалась от терруарного стиля. Просто потому, что у современного краснодарского чая этого стиля не существует. В условиях малого советского чайного разнообразия этот стиль был. А в условиях большого современного чайного разнообразия — пропал. Так бывает.

Заключается отсутствие терруарного стиля краснодарского чая в том, что сейчас не существует никакого набора потребительских сенсорных маркеров, которые позволили бы краснодарский чай отличить от других чаев, запомнить, узнать, оценить при повторной дегустации и о которых было бы удобно и понятно рассказывать. Не верите? Попробуйте описать словами вкус и аромат краснодарского чая так, чтобы потребитель узнал его по описанию. Не получается? Ну вот про что я и говорю.

Задача разработки современного чайного терруарного стиля сложна и не имеет готового решения. Ну то есть нельзя сказать «давайте сделаем как с гёкуро в Японии, его как раз примерно столько же производится — и проблеме конец». Нет, так не получится. Все придется делать самостоятельно и долго.

Белый краснодарский чай
Белый краснодарский чай. © Ольга Никандрова

Предпосылки для такой самостоятельной и долгой работы есть. Сохранена специфическая сортовая база. Есть чайные энтузиасты с интересными наработками. Предпринимаются попытки параллельного брендирования регионального чая — то есть запуска альтернативного бренду «Краснодарский чай» бренда «Черноморский чай». И даже непропорционально сильное увлечение краснодарских производителей чая ГАБА-чаем можно уложить в концепцию создания терруарного стиля. В конце концов, местные вариации на тему ГАБА-чая подходят для этого ничуть не хуже традиционных чаев. А теперь ко всему этому добавился и государственный интерес, который может решить проблему консолидации, с которой у локальных специалистов традиционные сложности.

Но при этом никуда не уходит проблема курортности краснодарского чая. Потому что на любой встрече любых специалистов, обсуждающих любой вопрос, связанный с развитием краснодарского чая фраза «А нафига нам все это, чай-то и так покупают» будет висеть в воздухе.

Я бы ее даже на баннере напечатал, в качестве раздражителя. Чтобы лучше думалось.

Чайные «Воспоминания о Северной Формозе» 

Тайваньский Национальный центр фотографии и иллюстраций опубликовал на своем сайте онлайн-экспозицию «Время для чашки чая. Джордж Уведейл Прайс и его воспоминания о Северной Формозе».

Джордж Уведейл Прайс (George Uvedale Price) — это британский фотограф, который много работал на Востоке. В 1895 году в свет вышел альбом его фотографий с названием Reminiscences of North Formosa, в которой вошли и чайные фотографии. Вот собственно они-то — в количестве двенадцати штук —  и составили онлайн-экспозицию. 

Сбор чая. ncpi.ntmofa.gov.tw

Фотографии разбиты на три группы: сбор чая, производство чая и упаковка и взвешивание чая. Собирают, производят и упаковывают на фотографиях улун. Фотографии выложены в хорошем качестве, их совершенно спокойно можно распечатать и развесить на стенах какого-либо чайного проекта,  специализирующегося на тайваньском чае. Я бы только контрастность им перед печатью подкрутил. Каждая фотография снабжена довольно подробным описанием. Правда на китайском — и переводчик не всегда справляется. Поэтому уверенно и полностью проинтерпретировать содержание фотографий получается не всегда. Впрочем, можно надеяться, что у экспозиции появится английская версия.

Производство чая. ncpi.ntmofa.gov.tw

Некоторые фотографии мне кажутся постановочными — я с трудом верю, что пять девушек. которые перебирают чай на балкончике на одной из фотографий в реальности ходили на работу такими нарядными и с такими прическами. Впрочем, для того времени такая фотографическая постановочность была практически нормой, до репортажной съемки полной правды жизни фотографы додумались чуточку позже. Ну и, конечно, нужно помнить, что, как однажды написал Аверченко, трудно понять китайцев и женщин — а тут сразу и китайцы и женщины. Может в Северной Формозе в конце XIX века ручная переборка чая действительно была праздником по сравнению с прочей возможной работой. Вот на нее и наряжались — а тут и фотограф на балкончик случайно зашел.

Упаковка и взвешивание чая. ncpi.ntmofa.gov.tw

Роскошные карточки. 

Конкурс машинного сбора чая на Тайване

На Тайване в третий раз прошел конкурс по механизированному сбору чая. В нем приняли участие 19 бригад (по три человека в каждой) из разных чайных регионов острова. Команды соревновались на плантации, где растет чай сорта TTES#17, хорошо подходящий именно для машинной сборки. При оценке выступления каждой бригады учитывалось качество собранного листа (по количеству почек в общем объеме собранных листьев) и состояние чайных кустов после сбора чая. Собрать чай нужно было так, чтобы кусты развивались удобно для следующего сбора. Конкурс выиграла команда из Нового Тайбэя, из хорошо известного любителям тайваньского чая региона Пинлинь.

www.winnews.com.tw

Вручать награды победителям будут на большой чайной выставке в Нангане в ноябре. Как бы подчеркивая важность конкурса для всей тайваньской чайной индустрии. В общем, важность эта действительно велика, только не конкурса, а самой машинной сборки чая. Конкурс — это только способ привлечения, а вот быстрое развитие технологий работы с чаем, позволяющих компенсировать отток квалифицированной рабочей силы из чайной индустрии — это действительно очень важно для Тайваня.

Старики, привыкшие работать на чайных плантациях и способные квалифицированно решать разные чайные задачи, уходят. Молодым тайваньцам — как и большей части молодежи в тех странах, где жизнь более или менее благополучна — работа в сельском хозяйстве не нравится совершенно. Вот и приходится придумывать разную механизацию с автоматизацией.

Заварочный бокал

В Гонконге не так давно отгуляла Hong Kong International Tea Fair — одна из главных именно международных чайных выставок. Потому что на ней, в одной стороны, богато представлены китайские чайные проекты. Но с другой стороны, можно более или менее продуктивно общаться на английском. И она еще проходит в пакете других выставок, связанных с едой и индустрией гостеприимства — так что там всегда есть куда пойти и чем заняться.

На выставке, кроме всего прочего, прошел конкурс чая, подробностей о котором не очень много, а результаты можно посмотреть по ссылке. И были представлены некоторые, скажем так, технические новинки, из которых меня больше всего заинтересовал гибрид винного бокала и заварочного стакана с встроенным ситом. Стеклянная или пластиковая посуда с прозрачным же ситом-сегментом примерно на треть площади основания стакана одно время была популярной. Потом выяснилось, что при активном использовании сито быстро теряет свою парадность — и, если у вас под рукой нет стайки покорных учеников, готовых чистить каждую дырочку ситечка специально щеточкой, то уход за таким стаканом становится скучным. Так что как основной рабочий инструмент такие стаканы мало кто использует, но как инструмент ситуативный эти стаканы у многих чайных специалистов прижились.

Обычно такие стаканы имеют форму цилиндра или прямоугольного параллелепипеда. А на выставке в Гонконге был представлен заварочный стакан, за основу которого был взят бокал на ножке. В который, понятное дело, вставили прозрачное сито. Я таких раньше не видел — правда, особо за этой темой и не следил.

Полученные заварочные бокалы — это отличный пример… я даже не знаю как сказать. Совершенно разного эстетического бэкграунда разных культур, во! На мой взгляд, штука получилась совершенно уродская. Все-таки магистральная эстетика бокалов держится на том, что бокал должен быть незаметен по сравнению с напитком. Тонок, легок и изящен. А получившийся заварочный бокал и формой грубоват, и ситом светит, как эксбиционист причинным местом.

Но людям, судя по всему, нравится. В очередной раз убедился, что самые сложные вопросы в мире — это отнюдь не вопросы крови. А вопросы красоты.

Фестиваль «Чашка»

Ну а теперь перенесемся из Гонконга в Москву. Где в эти выходные, 31 августа и 1 сентября, в ивент, прости господи, холле «Даниловском», что у станции метро «Тульская», будет работать фестиваль чая, кофе и какао «Чашка». По формату это что-то среднее между ярмаркой, городским праздником и специализированной выставкой — там может быть интересно и любителям чая, кофе и какао, и профильным специалистам, и их общим детям и домашним питомцам.

Отличная движуха для плавного перехода из лета в осень. И да, кстати, разного сопутствующего бакалейного и прочего гастрономического товару там тоже будет очень много. Десертов там разных и прочей выпечки. А это, скорее всего, означает, что на «Чашку» нужно идти пораньше и в первый день. Потому что если прийти попозже, то все или раскупят или вообще съедят на халяву.

Чайная Москва и сочинский чай

Позволю себе несколько коротких анонсов. На сайте Москвич Mag, который, как не сложно догадаться, пишет о Москве, обнаружилось два чайных материала. Один — это короткий романтизированный рассказ о московском чаепитии. Второй — репортаж и видео о московском чайном клубе «Артефакт», расположенном на Нижней Красносельской улице. Клуб это открыл Вадим Шелкопряд, знакомый российским чайным старичкам по убедительным чайным перформансам. Ну а теперь и сам он тоже уже в какой-то степени чайный старичок. Но бодрый. Работает «Артефакт» в здании, где в 1914 году была чаеразвесочная фабрика чаеторговца Высоцкого, а сейчас расположен жилой комплекс KleinHouse. Клейн — это фамилия архитектора, построившего в свое время этот дом. А клуб получился симпатичным и с закидонами — как и положено хорошему чайному клубу.

А на сайте SCAPP, который пишет о Сочи, есть большая статья о сочинском чаеводстве. Любительская с чайной точки зрения, но достаточно информативная. И актуальная — буквально на днях туапсинский муниципалитет и сочинский Субтропический научный центр РАН подписали соглашение о сотрудничестве. Целью которого является возрождение туапсинских чайных плантаций. Да и вообще в тех краях активизировалась чайная движуха, причем с участием властей.

Испытываю по этому поводу сдержанный оптимизм.

Винный мацестинский чай

Мацестинская чайная фабрика, которая, как известно, работает в Сочи, в селе Измайловка, разработала и выпустила для геленджикского и очень красивого винного проекта Château de Talu пару специальных винных чаев: «Мерло» и «Совиньон».

Зимой этого года оба чая были отмечены на «ПРОДЭКСПО», а сейчас спокойненько продаются в интернет-магазине. Это первый на моей памяти случай, когда российский винный проект делает чайный спецзаказ. Чаи чисто внешне получились немного притырошными, но это вкусовщина, конечно. При оказии закажу и оценю на вкус.

Антон, спасибо за наводку.

Сначала кипяток, потом микроволновка

Возможность использования микроволновки для заваривания чая обсуждается с завидной регулярностью. Обусловлен такой чайный интерес к распространенному кухонному прибору двумя причинами. Во-первых, электрочайники в некоторых странах совсем не так широко распространены, как у нас. И микроволновка является самым простым и быстрым способом приготовить кипяток. Во-вторых, микроволновка — это известный кухонный жупел, им любят пугать домашних и диких хозяек. Ну и разоблачать мифы о вреде микроволновок тоже все очень любят — но никто в эти разоблачения, кажется, особо не верит. Пугаться интереснее.

Индонезийский черный чай. © Ольга Никандрова
Индонезийский черный чай. © Ольга Никандрова

Так вот. Еще в 2012 году американские ученые выяснили, что лучший способ заварить чай с использованием микроволновки следующий. Сначала нужно залить чай кипятком — не важно, как этот кипяток получен — дать ему постоять полминуты, а потом засунуть посудину с чаем в микроволновку еще на 30 секунд. При таком раскладе все, что может экстрагироваться из чая, будет экстрагироваться из него на треть эффективнее. Вкус у такого чая, правда, получается дерьмовеньким. Но в культурах, где чай пьют для здоровья, так даже лучше. Потому что всем известно, что полезное вкусным быть не может. А вот ядерное точно проймет.

Так что, говорят американские ученые, если вы завариваете чай ради кофеина и катехинов, то вам понадобится микроволновка. А если вы по какой-то невероятной причине завариваете чай для вкуса и пьете его для удовольствия, то просто забудьте все, что я только что сказал.

Чай, сердечно-сосудистые заболевания и кости

Сделаю, с вашего позволения, пару сообщений на медицинскую тему.

Китайские ученые соотнесли данные о потреблении зеленого чая примерно 65000 европейцев и примерно 153000 жителей восточной Азии с данными о развитии некоторых сердечно-сосудистых заболеваний по этой же выборке. Поводом для такого исследования стали многочисленные заявления о том, что зеленый чай снижает риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы — вот ученые и решили проверить. Изучались данные по фибрилляции предсердий, сердечной недостаточности, ишемическому инсульту и ишемической болезни сердца.

Ни в европейской, ни в азиатской выборке никакой причинно-следственной связи между употреблением зеленого чая и снижением риска развития перечисленных заболеваний выявлено не было. 

А другие китайские ученые изучили, как употребление черного чая и улуна влияет на прочность костей. И пришли к выводу, что 250 миллилитров улуна в день или столько же или даже меньше черного чая могут снизить риск развития остеопороза.

Структура китайского чайного экспорта и импорта в костяном исследовании. Для солидности. www.ncbi.nlm.nih.gov

Когда сталкиваетесь с такими новостями, просто принимайте их к сведению. Современные научные новости сложны для интерпретации за пределами профессиональной среды. Так что бегать и кричать о том, что зеленый чай бесполезен для сердца и сосудов, а черный чай и улун полезны для костей, не стоит. Впрочем, я уверен, что вы и не собирались.

Чайная химия в индийском стиле

В Индии, в Нью-Дели, есть отель, который называется Eros Hotel Nehru Place. Большой, дорогой и богатый. И в этом отеле, как и положено, есть чайный лаунж. В котором подается послеобеденный чай в английском стиле. Для дорогих и крупных отелей это, напомню, почти стандарт. В некоторых местах этому английскому стилю иногда придают местный колорит — но, в общем и целом, все получается все равно более или менее по-лондонски.

Ну а коллеги из Eros Hotel Nehru Place решили резко усилить региональный чайный компонент и запустили в своем чайном лаунже акцию под названием Chai Chemistry. Подразумевая под Chai, понятное дело, напиток из чая, молока и специй, который на русском удобнее называть масала-чаем. У них там в меню несколько вариантов этого напитка, привязанных к разным регионам Индии. Ну и закуски тоже подобраны в соответствии с чайно-гастрономическими традициями выбранных регионов. 

Описать и прокомментировать эти композиции я не могу, для этого нужно хоть немного ориентироваться в локальной индийской кухне. Но могу предложить посмотреть на фотографии. Давненько мне уже не попадалось таких аппетитных вариантов подачи чая.

Магия японского чайного сада

Я как-то уже рассказывал о японском чайном саде в Сан-Антонио, в Техасе. Этот чайный сад примечателен тем, что создан на месте карьера по добыче известняка. А еще тем, что его пару раз переименовывали. Сначала из японского в китайский, а потом назад, из китайского в японский. В зависимости от характера отношений между США и Японией, ну и с поправкой на то, что всем немножко пофиг — обратно из китайского в японский чайный сад был переименован через несколько десятилетий после окончания Второй Мировой войны.

А на днях мне попалось на глаза видео об этом парке, я рассмотрел его повнимательнее — и в очередной раз удивился, какой магической силой обладают слова «японский чайный сад». Вот ведь если в условном Диснейленде появится тематическая зона с условным же названием «Мукаси Банаси» (это, если что, «Старинные сказания» по-японски), то всем будет понятно, что японскость этой зоны чисто декоративная. А вот если какая-то локация называется «Японским чайным садом», то от нее сразу ожидаешь ваби, саби, таби и прочей высокой эстетики в белых носочках.

Чай по-турецки в Ботаническом саду Алма-Аты. Фотография Ольги Никандровой. К тексту отношения почти не имеет.
Чай по-турецки в Ботаническом саду Алма-Аты. Фотография Ольги Никандровой. К тексту отношения почти не имеет.

При этом, на самом деле, большая часть японских чайных садов, разбитых по всему белому свету — это тот же Диснейленд, только на минималках. Ну то есть пруд с карпами и японские растения есть, а каруселей с качелями — нету. И чай там никак по-особенному не пьется — в наших краях гораздо интереснее выбраться с чайником и чашками не берег тихой речки, там быстрее нахлобучит и просветленной тоской, и простотой обыденности и еще, для полного счастья, покоем и волей.

Но фоточки в японских садиках, конечно, симпатичные получаются. Особенно если там цветет что-либо.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».