13 китайских элегантных чайных метафор

В китайской прессе наткнулся на небольшую подборку чайных метафор разной степени устойчивости. Ну то есть слов и выражений, применяемых в переносном значении и по отношению к чаю. Я не уверен, что их можно в полной мере интерпретировать без хорошего знания китайского языка и китайской культуры — но на первый взгляд они мне показались простыми и понятными. И очень поэтичными, конечно. Итак.

云华, Юнь Хуа, Цветущее облако — это поэтическое обозначение хорошего чая. Ну а так как Юнь Хуа — это еще и сокращенное название провинции Юньнань, то область применения этой метафоры становится совершенно очевидной. И да, в этой метафоре есть еще отсылка к горам и туманам, так что для стилистической безупречности метафору лучше применять вообще только к хорошему горному юньнаньскому чаю.

碧霞, Би Ся, Яшмовая заря. Тут у меня никаких зацепок нет, просто красивая и поэтичная метафора. Для русского уха звучащая на грани лингвистического шока, так что я бы употреблял ее в двусмысленных ремарках типа «интересный чай, настоящая би ся».  

不夜侯, Бу Е Хоу, Ведущий через ночь или Повелитель ночи. В данном случае метафора является отсылкой к тому, что чай бодрит и позволяет людям меньше спать. 

余甘氏, Юй Гань Ши, Остающийся сладким. Это прямой намек на сладкое послевкусие. 

苦口师, Ку Коу Ши, Мастер горечи или, если угодно, Учитель горечи. Эта метафора сначала отсылает к тому, что крепкий чай часто горчит, а потом сообщает, что горечь — это хороший способ понять жизнь. И глоток чая, в котором за первой горечью приходит сладость — это очень символичная и философская штука.

仙芽, Сянь Я, Фея. Насколько я понял, это просто позитивная поэтика, ничего особенно глубокого и хитрого в том, чтобы называть чай феей, нет. Могу ошибаться.

玉爪, Юй Чжао, Нефритовый коготь. Тут все чрезвычайно просто, это отсылка к форме чаинок и к ценности хорошего чая. Таких метафор, завязанных на форму чайных листьев и чаинок, вообще много. Вот, например…

鸟嘴, Няо Цзуй, Птичий клюв. Тоже прямая отсылка к форме чайных флешей. Или 雀舌, Цюэ Шэ, Воробьиный язычок — здесь вообще без комментариев, эти слова известны всем любителям китайского чая.

茶枪, Ча Цян, Чайный пистолет. Эта метафора относится к чайным почкам или к еще нераскрывшимся при заваривании чаинкам. Говорят, потому что они по форме напоминают пистолеты. С современной точки зрения странное сравнение, но, возможно, оно относится к пистолетам прошлого. Да и вообще, мясную котлету на ребрышке тоже часто называют «пистолетиком» — так почему бы чайные почки так не называть. 

茶旗, Ча Ци, Чайный флажок. А это, стало быть, раскрывшиеся почки или разваренные чаинки. Когда весной чайные кусты дают свежую поросль, можно сказать что плантацию украсили чайные флаги. Это очень поэтично.

荈本, Чуань Бэнь, Старый чай или Грубый чай. Сложная метафора, я не смог ее до конца понять. Вообще Чуань — это старые чайные листья. Так может называться, например, чай осеннего или летнего сбора — в противовес нежному и молодому весеннему. В позитивном ключе это метафору можно отнести, пожалуй, к простому и добротному чаю — но тут я не уверен.

瑞草魁, Жуй Цао Куй, Самая лучшая чудесная трава. Это моя любимая метафора, конечно. Под чудесной травой тут подразумевается некое волшебное растение, встреча с которым является добрым предзнаменованием. Ну а чай, стало быть — это лучшее из таких волшебных растений. Это красиво. И означает, что дивную фразу «отпусти меня, Чудо-Трава» можно смело и на полном китайско-культурном основании применять к чаю. Надо еще покопаться в китайских источниках, возможно тогда и термин «грибы-смехуны» применительно к консорциуму микроорганизмов, работающему над хэйчой, удастся легитимизировать.

Хорошая подборка. Ну и надо отметить, конечно, что часть метафор — «Нефритовый коготь», «Воробьиный язык», «Птичий клюв», «Ведущий через ночь», «Яшмовая заря», «Цветочное облако» и, конечно, «Мастер горечи» — это готовые индейские имена. Я всегда подозревал, что китайцы плавали в Америку и высаживались там размять затекшие от долгого путешествия члены. А потом, уплывая в Поднебесную, кричали с борта корабля индианкам что-то типа «Если родится сын, назови его Нефритовый Коготь»…

Там, под ссылкой, указаны источники метафор. Если кто заинтересован в более глубоком изучении темы, полюбопытствуйте. 

Чайные краски

В Китае, в Нанкине, не так давно открылась выставка 茶,不止于TEA, «Чай — это не только чай», посвященная использованию растений в современном дизайне. Причем использованию не лобовому, когда условный цветок ставится в условную вазочку, а чуть более заковыристому. Это когда растения используются для изготовления красителей, эти красители применяются для окрашивания тканей и разных поделочных материалов — а уже потом из этих тканей и материалов создается что-либо этакое. Одежда, например, или неожиданные визуальные объекты. Выставка немного интерактивна — там можно самостоятельно покрасить какую-либо причудливую штуковину нежной растительной краской. Чем посетители и занимаются.

Чаю на этой выставке уделено самое достойное внимание. В том смысле, что чайные красители — в основном разных оттенков коричневого — представлены там в изобилии. Оценить наряды, окрашенные чаем, я лично не могу. Но не сомневаюсь. что они понравились бы советским фантастам, в представлении которых женщины в будущем, независимо от его светлости, должны ходить в свободных и немного прозрачных нарядах мягких цветов.

Но это все баловство конечно, эстетское. Самая шикарная часть выставки — это стенд с образцами тканей, окрашенных разными чаями. Мне, как человеку, красившему хлопчатобумажные футболки чаем, все это очень важно. Я-то думал, что, когда я в кенийской грануле футболку вываривал, то дурью маялся. А теперь понимаю, что что это был акт создания произведения современного искусства с элементами актуального акционизма.

www.chinanews.com.cn

Отличная выставка, короче говоря. И цвета на ней нежных и ненапряжных оттенков. Был бы в Нанкине, обязательно на нее сходил бы.

Еще одно чаепитие с хитрым видом за окном

Несколько дней назад, когда я рассказывал о чаепитиях в английском стиле, но с видом на осакский замок, я отметил, среди прочего, что форма этажерки, на которой подаются в этом чаепитии разные закуски к чаю, напоминает силуэт этого самого осакского замка. Ну то есть можно сидеть у окошка, пить чай, смотреть на замок и радоваться визуальной рифме.

Оказалось, что испытать такую радость можно не только в Осаке. Вернее можно было. Где-то в районе 2018-2019 года в тайбэйском отеле Shangri-La сервировали послеобеденное английское чаепитие с видом на Taipei 101, знаменитый тайбэйский небоскреб немного причудливой, но уже привычной формы. Причем сервировали не просто так, а с использованием этажерки в форме этого самого небоскреба. Ярусов у этой этажерки было, правда, всего четыре — но на фоне небоскреба она смотрелась просто отлично.

Shangri-La Taipei

Почему в тайбэйском Shangri-La не используют такие этажерки сейчас, я не знаю. Возможно, просто ухайдокали их, как это часто бывает с ресторанной посудой. А может для особых случаев берегут.

Ну а вообще, конечно, такие визуальные рифмы — это очень красиво. Они, вроде как, и банальные — но разный масштаб зданий и чайного стола в сочетании с грамотным использованием перспективы делает их очень эффектными. Буду теперь следить за такими решениями, вдруг еще что-либо интересное попадется.

Продвижение чая из Трипуры

В 2018 году список официальных чайных регионов Индии, тех самых, у которых есть такие кругленькие логотипы и самыми известными из которых являются Дарджилинг и Ассам, пополнился еще одним участником — Трипурой. Это совсем небольшой штат на востоке Индии, на границе с Бангладеш. Там производится почти исключительно дешевый черный чай, не имеющий пока маркерных потребительских характеристик. И с этой точки зрения создание в Трипуре отдельного чайного региона особого смысла не имеет. Но этого чая там производится много, что-то около 90000 тонн в год. Трипура — это пятый по количеству ежегодно производимого чая штат Индии после Ассама, Западной Бенгалии, Тамилнада и Кералы. И с этой точки зрения создание в Трипуре отдельного чайного региона вполне оправдано. Был бы чай — а маркерные признаки у него рано или поздно появятся.

Трипуре придумали логотип — немного странный, правда. Для чая из Трипуры придумали специальный бренд — Tripureswari. Для продвижения этого чая устраивают разные общественные мероприятия, типа массовых забегов. В местном университете планируют начать подготовку по чайным специальностям. В Трипуре собираются открыть собственный аукционный центр, что значительно упростит и удешевит бизнес-логистику чая из этого региона.

Следующим и логичным шагом в продвижении чая из Трипуры станет создание и популяризация его премиальной версии. Вот ее и подождем.

Интересно, кстати, что усилия по продвижению чая из Трипуры, направленные, естественно, и на его популяризацию на мировом рынке, происходят на фоне колбасни с ценами на индийский чай и снижения экспорта индийского чая. Это снижение не является радикальным — но является заметным и для индийцев, скажем так, беспокоящим. Настолько, что Индия снарядила для отправки в разные страны, начиная с Ирана, специальных чиновников, которым предписано разобраться в причинах падения спроса на индийский чай на традиционных для него рынках и, в перспективе, как-то поправить ситуацию. Ну и новые рынки наши индийские чайные братья тоже будут стараться осваивать — Западную Азию и Северную Африку, например. 

О сущности чайных пакетиков

В 2020 году в США в федеральный суд Калифорнии был подан коллективный иск против чайной компании Bigelow. Суть претензии состояла в том, что на пачках своего чая компания с 2017 года писала Manufactured in the USA, тогда как чай в пачке был явно не из США. Компания отбрехивалась тем, что чай в пакетиках, а пакетики произведены в США — в том смысле, что купажирование и фасовка производятся именно в Америке — так что все чисто. И суть судебного разбирательства в итоге свелась к тому, чтобы разобраться, как потребители понимают термин Manufactured in the USA применительно к чаю.

www.kelleydrye.com

Для усиления своей позиции истцы провели опрос, по результатам которого оказалось, что 84% потребителей пониманиют слова Manufactured in the USA как указание на то, что именно сам чай был выращен и изготовлен в США. А это значит, что надпись Manufactured in the USA на пачке, скажем, какого-либо купажа индийских и цейлонских чаев, даже сделанного для американского рынка — это обман простых американских граждан. Bigelow пыталась оспорить методику опроса, но суд с компанией не согласился и, если все сильно упрощать, встал на сторону истцов.

Ну а самое прекрасное во всей этой истории, это формулировка суда, описывающая суть чайных пакетиков. Вот она в моем немного вольном переводе.

«Чайные листья внутри определяюще важны для чайных пакетиков, так как потребители покупают чайные пакетики из-за чая, а не из-за пакетиков. Таким образом, чайные листья являются не одной из составных частей чайного пакетика; они являются самой сущностью чайного пакетика».

Это прекрасно. Я никогда так не смогу.

Эклектичный Afternoon Tea в Тайбэе

В продолжение недавней новости с чаепитием в английском стиле с видом на осакский замок. В тайваньских новостях наткнулся на небольшой обзор пяти роскошных (по мнению составителей обзора) послеобеденных чаепитий, которые можно заказать в Тайбэе. Такие обзоры в англоязычных чайных новостях сейчас косяком пойдут, ибо грядет Afternoon Tea Week.

Неанглийские варианты английских послеобеденных чаепитий часто бывают интересны не только необычным антуражем (типа уже упомянутого вида на осакский замок), но и гастрономической и чайной эклектикой. Нет, конечно, при реализации Afternoon Tea где-либо в условном Гонконге или в том же Тайбэе можно и в чайного английского пуриста поиграть. И сделать все английским-английским — вплоть до подачи чая британских брендов. И на такую стилизацию тоже будет спрос. Всегда найдутся люди, которым хочется мазать девонширские сливки и земляничный джем на свежие сконы (это вкусно, кстати). Но гораздо интереснее, на мой взгляд, получается, когда английский послеобеденный чайный формат совмещается с локальными чайными и околочайными фишками.

В данном конкретном тайбэйском случае такое совмещение заключается, во-первых, в активном использовании для изготовления разных вкусняшек к чаю местных и сезонных фруктов. Что совершенно очевидно, конечно. И, во-вторых — и это уже довольно любопытно — в том, что в некоторых местах при подаче традиционного послеобеденного английского чаепития радикально расширен набор напитков. И это расширение реализовано в рамках современной тайваньской потребительской чайной культуры.

Я напомню, с вашего позволения, что Afternoon Tea — это конструктор, собираемый из двух вариативных внутри себя блоков: чая и того, что к чаю. Меню традиционного английского послеобеденного чаепития в каком-либо приличном месте сразу разделено на две части. В одной части ты выбираешь, чем будешь закусывать чай и, часто, будешь ли его запивать игристым. Во второй части ты выбираешь, какой чай тебе ко всем этому подадут. И если вариативность первой части, как правило, не особенно вариативна, часто там выбора практически нет, то предложить гостю хотя бы пять чаев на выбор — святое дело. А иногда и гораздо больше. Мне попадались чайные меню на семьдесят позиций — но то, конечно, было специализированное заведение, Peacocks Tearoom в маленьком городке Или. Это заведение, кстати, до сих пор работает. И список подаваемых там чаев, как и прежде, весьма обширен… Извините, отвлекся.

Так вот. Обычно выбор чаев в чайном меню послеобеденного чаепития более или менее… не то чтобы стандартен, но, скажем так, традиционен. Английский завтрак, Эрл Грей, что-то белое или зеленое, ройбос какой-либо, Дарджилинг довольно часто — ну и так далее. Но все это, даже с учетом ройбоса или ромашки, обычно, повторюсь, укладывается в понятие «традиционный чай».  

А тайваньцы в своих интерпретациях английских послеобеденных чаепитий активно включают в меню напитков и кофе, и разные вариации на тему популярных на Тайване чайно-молочных напитков. Принципиально, конечно, это не тайваньская придумка. Добавить любой напиток к послеобеденным чайному столу можно изначально, Afternoon Tea — это открытый формат. Но подача к английскому чайному столу условного бабл-ли в прозрачном стакане — это, конечно, вершина чайной эклектики.

Я бы взял.

Довольно большие чайные данные

Наблюдение за исследованиями, связанными с влиянием тех или иных технологических процедур, применяемых при производстве чая, на его вкус и аромат, начинает производить на меня не то чтобы гнетущее, но достаточно своеобразное впечатление. Я допускаю, конечно, что для специалиста, погруженного в тему, оперировать несколькими параметрами, влияющими на содержание в готовом чае сотен метаболитов, плевое дело. Но, как мне кажется, даже самые крутые специалисты вскорости окажутся погребенными объемами такого рода данных. 

Изменения флеши будущей ТГ в процессе производства чая. www.ncbi.nlm.nih.gov

Ну вот смотрите. Исследуется, например, Тегуаньинь, произведенная по аньсишной технологии с тремя циклами просушки-скручивания. После проведения каждого технологического этапа образцы сырья забираются для лабораторного исследования, их там раскладывают на составляющие. Готовый чай тоже изучается, но не только на предмет наличия в нем разных компонентов, влияющих на вкус и аромат, но еще и сенсорно — с помощью электронного носа и живыми людьми. Как соотносятся разные компоненты чая с разными вкусами и ароматами, более или менее известно — а что неизвестно, то уточняется в ходе исследования. Ну а потом в общем списке компонентов готового чая выделяются те, которые наибольшим образом влияют на сенсорные характеристики напитка. И определяются технологические этапы, которые вносят наибольший вклад в формирование этих метаболитов. Оказывается, что это третий цикл просушивания-скручивания и финальная термическая обработка. Вроде как все просто. И картинки в исследовании красивые. Только вот в общей сложности в ходе исследования были изучены 1005 метаболитов, 562 из которых были признаны важными с точки зрения их влияния на вкус и аромат чая. 

Изменение сенсорики зеленого чая в зависимости от способа фиксации. www.ncbi.nlm.nih.gov

Или вот другие ученые изучили, как методы фиксации будущего зеленого чая влияют на его сенсорику. В этом исследовании, помимо хорошо известных способов фиксации — нагревом и паром или горячим воздухом — использовалась еще фиксация светом, с использованием галогенового нагревателя. Я про такое раньше не слышал и чаев, изготовленных с применением такой технологии фиксации, не пробовал — а они, судя по результатам исследования, получаются более сладкими, умамистыми и кокумистыми и менее горькими и терпкими, нежели чаи, зафиксированные паром или простым нагревом чайных листьев. Короче говоря, все тоже невероятно интересно — и в этом исследовании ученые рассматривали 1001 метаболит, из которых, правда, только 97 были признаны важными для итоговой сенсорики чая.

И даже при изучении того, как меняется вкус, аромат и химический состав черного чая в процессе хранения, в ходе которого китайские же специалисты изучали чаи 2015, 2017, 2019 и 2021 годов выпуска и выяснили, что при хранении из черных чаев уходят цветочные и фруктовые ноты, но им на смену приходят пряные, кислые и древесные тона, работа велась со 109 летучими веществами. Не тысяча, конечно — но тоже не хило так.

Все эти исследования, в идеале, должны кардинально повысить управляемость чая — причем на всех стадиях его существования. Я не сомневаюсь, что не за горами исследования, которые свяжут результат заваривания чая с микропараметрами этого заваривания. Ну будут там температуру, дозировку и время настаивания менять с мелким шагом и оценивать результат лабораторно и сенсорно — и выведут пакеты оптимальных режимов заваривания для каждого чая. Дурное дело нехитрое.

Вот только реализовать эту управляемость, при которой одновременное изменение нескольких вводных будет приводить изменению сотен выходных параметров, человеческими силами невозможно. Но возможно с использованием разных чайных автоматизированных систем. Возможно, с элементами искусственного интеллекта. Сначала в лабораториях, а потом и на производстве. И, возможно, в быту.

Хотя, конечно, вполне реальна ситуация, при которой системы с тонкой настройкой режимов работы с чаем сначала появятся именно в быту, а только потому уже на производстве. Просто потому, что настраивать систему, оперирующую литром воды и десятью граммами чая, несопоставимо легче, чем систему, оперирующую десятками тонн чайных листьев в постоянно меняющейся внешней среде большой чайной фабрики.

14 Тайпин Хоукуев

Китайские ученые изучили образцы чая Тайпин Хоукуй, изготовленные в 14 разных локациях городского округа Хуаншань, что в провинции Аньхой. Исследование проводилось по уже практически стандартной схеме: сенсорный анализ, лабораторный анализ, сопоставление всех доступных данных между собой и поиск закономерностей.

Вообще обычно закономерности находятся. Ну вот, например, обычно чем выше растет чай, тем в нем больше аминокислот и меньше полифенолов. Ну то есть, грубо говоря, полифенольно-аминокислотный индекс меньше, то есть чай слаще. Однако в случае в Тайпин Хоукуем с закономерностями все получилось сложно. Были обнаружены совершенно предсказуемые связи между содержанием в чае разных веществ, начиная от банального кофеина и полифенолов с аминокислотами и заканчивая летучими веществами с заковыристыми названиями, и его вкусом и ароматом. Однако лобовое сопоставление всех характеристик чая, как сенсорных, так и лабораторных, с условиями его произрастания, особых закономерностей выявить не позволило. 

Например, связь упомянутого уже полифенольно-аминокислотного индекса с высотой выращивания чая для Тайпин Хоукуя оказалась нерегулярной. Больше всего аминокислот нашлось в чаях с отнюдь не самых высоких плантаций. А по результатам сенсорных исследований наилучшие оценки и вовсе получили чаи с самых низких плантаций.

С полифенольно-аминокислотным индексом высотная нерегулярность, скорее всего, связана с небольшим диапазоном исследованных высот. 14 изученных образцов Тайпин Хоукуя были собраны на высотах от 167 до 561 метра над уровнем моря. Ну то есть все они могут быть отнесены к равнинным чаям — а высотные полифенольно-аминокислотные закономерности хорошо проявляются при сравнении чаев, выращенных на высотах, различающихся, например, на километр. А не на 400 метров. 

Ну а со вкусом все еще проще. Сопоставлять его только с высотой выращивания для такого небольшого диапазона высот явно недостаточно, на вкус влияет куча дополнительных факторов, системно учитывать которые пока сложновато. Именно поэтому многие подобные исследования заканчиваются выводам типа «регионы влияют на характеристики чая потому что от регионов зависит химический состав чая», поражающие своей очевидностью. Особенно после кучи таблиц и диаграмм.

Однако иронизировать по этому поводу не стоит. Без исследований с очевидными выводами переход к масштабному многофакторному анализу чая едва ли произойдет. Такие исследования — это обычная и необходимая научная рутина, без которой никак и никуда.

Ну а если хочется повеселиться, то в исследовании Тайпин Хоукуя есть карты тайпинхоукуевых регионов Хуаншаня и фотография всех четырнадцати образцов. Не очень художественная, но ее можно сохранить на телефон и предлагать молоденьким девушкам с заговорщицким видом вместе посмотреть на фотографию с четырнадцатью Хоукуями разной высоты. 

Можно ли собакам пить зеленый чай?

Сайт Dogster опубликовал небольшой материал с безусловно интригующим названием «Могут ли собаки пить зеленый чай?» Я, как опытный ценитель всяческих чайных перверсий и Хоукуев разной высоты, немедленно бросился его читать и был… ну не то чтобы ошеломлен, но что-то типа того. Только в легкой форме.

По существу там все просто. Кофеин собакам вреден, мочегонный эффект зеленого чая собакам-убийцам тоже может быть не в масть, эпигаллокатехингаллат, за который так любят зеленый чай человеческие оздоровители, не очень комфортен для собачьей пищеварительной системы. Так что в общем и целом зеленый чай собакам лучше не давать. Хорошо действует на собак L-теанин, но его лучше отправлять в собак не из чая, а в качестве препарата. Как пищевую добавку, например.

Зеленый чай из Посона (Южная Корея), ранний майский сбор (сё-чак). © Ольга Никандрова
Зеленый чай из Посона (Южная Корея), ранний майский сбор (сё-чак). © Ольга Никандрова

А впечатлило меня в этом материале то, что по уровне своей адекватности он кроет подавляющее большинство сообщений о пользе зеленого чая для людей как бык овцу. Я понимаю, что сравнение это не совсем корректное — человеческих зелено-чайных оздоровительных рекомендаций мне на глаза попадается по десятку в день, а собачьи рекомендации я вообще впервые вижу. Но удержаться от ехидного комментария о том, что ветеринары в чайном плане выглядят разумнее человеческих диетологов или, простите, нутрициологов, я не могу.

Английское чаепитие с видом на осакский замок

Самая большая ценность английского послеобеденного чаепития — Afternoon Tea — состоит в том, что оно, как и любое другое форматное чаепитие, может быть вписано в антураж. Такая вписываемость — это вообще признак развитой чайной традиции. Если для того, чтобы организовать чаепитие, вам нужно изменять под него окружающие условия, то это чаепитие, как бы оно ни было атрибутировано, всего лишь дешевый постмодернистский симулякр. А вот если чаепитие можно вписать в окружающую реальность, не нарушая главных принципов чаепития, то это — настоящая и полноценная чайная традиция. 

Английское послеобеденное чаепитие как раз такое. Ну вот, например. В Японии, в Осаке, есть знаменитый замок. Ставший одним из символов японской замковой архитектуры и очень удачно расположенный — на него можно любоваться из окон некоторых городских высоток. Одной из таких высоток является отель DoubleTree, из панорамных окон которого упомянутый выше замок отлично виден. Ну то есть можно сидеть, например, в ресторане, есть крутоны, оценивающе смотреть на замок, представлять себя Токугавой Иэясу и бормотать что-то типа «первым делом мы засыпем ров» — пусть окружающие дергаются.

Специально для таких мечтательных персонажей в лаунж-баре отеля подается английское послеобеденное чаепитие, вписанное в вид на осакский замок. Ну то есть ты такой садишься за столик у окна с видом на замок, а тебе на стол выносят этажерку с закусками, форма которой совпадает с очертаниями осакского замка. Это уже прекрасно, но это еще не все. Потому что на на верхней полке этой этажерки стоит пирожное в форме и цветах осакского замка.

И на него можно сначала полюбоваться, а потом решить, что представлять себя Токугавой Иэясу как-то немножко мелко. Лучше представить себя Годзиллой и разрушить замок. А потом сожрать его остатки.

Чаепитие вообще раскрепощает сознание. Кстати, об Осаке.

Яобянь Тэммоку. «Одна чаша, одна вселенная»

До 31 августа в Осаке, в музее искусства Фудзита, будет выставляться одна из чаш Яобянь Тэммоку. Или Ёхэн Тэнмоку. 曜変天目, короче говоря. 

Тэммоку — это вид глазури, созданный во времена династии Сун (ну то есть в X-XIII веке) в Китае, в Фуцзяни. В Китае, кстати, эта глазурь называется Тяньму (по названию горы, где начали заниматься таким обжигом посуды), а керамика, покрытая такой глазурью, в своем названии обычно содержит слово Цзянь, по названию местности Цзяньян, где всё это дело начиналось. Сейчас Цзяньян — это городской уезд округа Наньпин, расположенный по соседству с небезызвестным городским уездом Уишань. И да, керамика со словом Цзянь в названии производится в тех краях и сейчас.

Эта керамика — тема большая и совершенно отдельная, я, с вашего позволения, углубляться в нее не буду. Отмечу только, что глазурь Тэммоку — темная. И покрытые ею чаши были особенно популярны в те времена, когда чай при приготовлении взбивался. Светлая чайная пена выигрышно смотрелась в темных чашках — отсюда, собственно, и их популярность. Сначала в Китае, а потом и в Японии.

Чаши Яобянь Тэммоку часто называют высшим этапом развития такого рода керамики. Все дело в том, что глазурь этих чаш имеет рисунок, сильно напоминающий космические фотографии. Ну это когда на темном фоне хаотично расположены цветные пятна и вкрапления. И этот рисунок еще и на свету играет, и в темноте при попадании направленного света начинает мерцать. Это и сейчас впечатляет, а в условном XIII веке вообще должно было казаться волшебством.

Считается, что целых чаш Яобянь Тэммоку осталось всего три и все они хранятся в Японии, в Токио, в Киото и в Осаке. И включены в список национальных сокровищ Японии. А в Китае целых чаш с таким рисунком и такого периода не осталось, только осколки. Ну и вот, стало быть, одна из таких чаш в Осаке будет до конце лета экспонироваться. А потом ее снова спрячут в спецхран на неопределенное время.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».