До 31 августа в Осаке, в музее искусства Фудзита, будет выставляться одна из чаш Яобянь Тэммоку. Или Ёхэн Тэнмоку. 曜変天目, короче говоря.
Тэммоку — это вид глазури, созданный во времена династии Сун (ну то есть в X-XIII веке) в Китае, в Фуцзяни. В Китае, кстати, эта глазурь называется Тяньму (по названию горы, где начали заниматься таким обжигом посуды), а керамика, покрытая такой глазурью, в своем названии обычно содержит слово Цзянь, по названию местности Цзяньян, где всё это дело начиналось. Сейчас Цзяньян — это городской уезд округа Наньпин, расположенный по соседству с небезызвестным городским уездом Уишань. И да, керамика со словом Цзянь в названии производится в тех краях и сейчас.
Эта керамика — тема большая и совершенно отдельная, я, с вашего позволения, углубляться в нее не буду. Отмечу только, что глазурь Тэммоку — темная. И покрытые ею чаши были особенно популярны в те времена, когда чай при приготовлении взбивался. Светлая чайная пена выигрышно смотрелась в темных чашках — отсюда, собственно, и их популярность. Сначала в Китае, а потом и в Японии.
Чаши Яобянь Тэммоку часто называют высшим этапом развития такого рода керамики. Все дело в том, что глазурь этих чаш имеет рисунок, сильно напоминающий космические фотографии. Ну это когда на темном фоне хаотично расположены цветные пятна и вкрапления. И этот рисунок еще и на свету играет, и в темноте при попадании направленного света начинает мерцать. Это и сейчас впечатляет, а в условном XIII веке вообще должно было казаться волшебством.
Считается, что целых чаш Яобянь Тэммоку осталось всего три и все они хранятся в Японии, в Токио, в Киото и в Осаке. И включены в список национальных сокровищ Японии. А в Китае целых чаш с таким рисунком и такого периода не осталось, только осколки. Ну и вот, стало быть, одна из таких чаш в Осаке будет до конце лета экспонироваться. А потом ее снова спрячут в спецхран на неопределенное время.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий