Я сейчас собираюсь поговорить о биржевой торговле. Ну то есть высказаться по теме, в которой я вообще ни разу не компетентен. Так что если знатоки биржевой торговли заметят в моем рассказе какие-либо косяки и нестыковки, буду признателен за замечания. Разобраться в чем-либо всегда приятно.

Чай сам по себе, как известно, не является биржевым товаром. Ну то есть таким товаром, который можно продавать и перепродавать на организованном рынке. Среди продуктов питания таких, так сказать, коммодитиз, достаточно много. На товарных биржах (которые бывают универсальными и специализированными) торгуют кофе, зерновыми, картофелем, живыми свиньями, сахаром, арахисом, какао-бобами и всем таким прочим. Даже концентрат апельсинового сока является биржевым продуктом. И, согласитесь, «фьючерсы на апельсиновый сок» — это звучит красиво.

А вот чая в этом товарно-биржевом списке нет. Ну то есть если «фьючерсы на кофе» — это осмысленное понятие и солидно звучащая фраза, то «фьючерсы на чай» — фраза тоже звучащая солидно, но при этом не имеющая никакого смысла. Фьючерсов на чай не бывает, цены на чай устанавливаются или на аукционах, по факту оценки реального товара, или при прямых сделках между продавцами и покупателями. Ну и чайных бирж, соответственно, тоже не существует. Бирж в традиционном смысле этого слова, конечно — проекты любого неочевидного назначения с названием «чайная биржа» никто создавать не запрещает.

При этом, что любопытно, чай в первом приближении обладает почти всеми свойствами биржевого товара. Который должен быть хранимым, транспортируемым, дробимым и взаимозаменяемым. С хранимостью, транспортируемостью и дробимостью у чая никаких принципиальных сложностей нет. Есть особенности — но они ничуть не более особенные, чем у риса там или у живых свиней. А вот со взаимозаменяемостью у чая есть существенные, с точки зрения биржевой торговли, проблемы. Даже для совершенно индустриальных и достаточно «равномерных» с точки зрения качества чая чайных культур, таких как кенийская или там цейлонская, сделка, при которой покупатель, заплатив деньги, может рассчитывать на получение к определенному сроку достаточно большой партии товара с гарантированными характеристиками, представляется маловероятной. Маленькие партии чая заранее оговоренного качества возможны, но маленькие партии — это не очень биржевой случай.

В принципе, стандартизировав качество чая, из него можно сделать биржевой продукт. И разговоры на эту тему постоянно ведутся. Но на сегодняшний день задача стандартизации чая под товарную биржу представляется слишком сложной. Так что пока — никаких фьючерсов.

С точки зрения индустрии и современной парадигмы экономического развития это, пожалуй, проблема. Нефьючерность, скажем так, чая, ограничивает поступление на чайный рынок спекулятивных капиталов. Но с точки зрения потребителя и вселенского разума тот факт, что весь чай — не только дорогой, хороший и редкий, а вообще, весь — является небиржевым товаром, пожалуй, радует. Я понимаю, что это звучит наивно и архаично, но у нас, у чайников, все просто. Вот чай, вот деньги, вот два дурака — один продает, а другой покупает. Лепота…

При этом чай — хоть и опосредованно — на биржах все равно присутствует. Правда не на товарных биржах, а на биржах фондовых, на которых торгуют ценными бумагами. И чай там опосредованно представлен через акции чайных компаний. Большей частью, правда, эти компании не чисто чайные, а, скажем так, в том числе и чайные, типа Unilever там или Tata. Ну или специфически чайные, типа китайских сетей баблтишных. Но тем не менее. Чисто теоретически, если кто-то решит поиграться с биржевой торговлей, то делать это можно не просто так, а тематически. Ну примерно как марки собирать. «Я покупаю акции только чайных компаний, у меня их уже две штуки» тоже звучит солидно.

Я, собственно, к чему завел весь этот биржевой разговор. 22 декабря на Гонконгской фондовой бирже началась торговля акциями компании Lancang Ancient Tea, которая является чисто чайной и, кроме всего прочего, активно торгует пуэрами. Так что в новостях, рассказывая о выходе этой компании на биржу, часто пишут о том, что это первое пуэрное IPO. Никак прокомментировать эту «первость» не могу, что вычитал, то и пересказываю.

Выход на биржу оказался для компании Lancang Ancient Tea не особенно удачным. В первый же день торгов стоимость акций компании упала на 18,7% процента. Падение цены на акции связывают с постоянным снижением прибыли компании последние несколько лет и с большими товарными запасами, ликвидность которых вызывает опасения у потенциальных инвесторов.

Я, повторюсь, совершенно ничего не смыслю в биржевой торговли, но, насколько я понимаю, падение стоимости акций, даже такое заметное, это не приговор — деньги компания все равно смогла привлечь. Ну и надо понимать, конечно, что на фондовых биржах еще, возможно, никто не слышал о невероятной инвестиционной привлекательности пуэра. Так что не исключено, что следом за пуэрными пузырями, которые не особо выходили за рамки чисто чайной торговли, мы еще видим и фондовые пуэрные пузыри.