Московская чайная выставка
С 13 по 15 июля, с 10.00 до 18.00 в Москве, на ВДНХ, в павильоне №55 будет проходит мепроприятие с непонятным названием. В презентации, которую выгрузили в телеграм-сообщество True Drinks Flea Market Coop (интересное, кстати, и там много наших) это мероприятие называется «Международная чайная выставка». А на сайте ВДНХ — «Московская чайная выставка». Оба названия, в принципе, правильные — потому что выставка будет проходить в Москве, а ее участниками будут почти исключительно китайские чайные компании, одних производителей чая обещают 53. Ну то есть выставка реально и московская, и международная.
Обещают (дальше пошла цитата из презентации с сохранением стилистики) «дегустации, чайные церемонии, лекции по развитию чайной промышленности Великого чайного пути, показ традиционных китайский технологий приготовления чая и связанных с ними обычаями, соревнование между китайскими и российскими чайными мастерами, российско-китайский форум по обменам в чайной промышленности, профессиональные мастер-классы от китайских чайных мастеров и др». Конец цитаты.
С дегустациями тоже все не просто. Будут чаи из четырех провинций: Фуцзянь, Юньнань, Хэнань и Гуандун. Чаями-хэдлайнерами выставки будут (снова пошла дословная цитата): «Чай Жоугуй, район Уишань, Чжэншань сяочжун (сорт красного чая), Чай горы Уишань, Цзиньцзюймэй, «Золотые брови» (сорт красного чая), «Красный халат», знаменитый сорт красного чая, выращиваемый в горах Уи, пров. Фуцзянь, «императорский чай». Конец цитаты.
На чайной подтанцовке выступят (и снова дословная цитата): «Белый пион Фудин, Серебряная игла Байха, Байя Цилань (Миньланьский улун), Персиковый улун, Османтус Лунцзин, Розовый черный чай, Золотой мармеладный улун, Тьегуаньинь (Южный Фуцзянь улун), Юэсян Цилань (Южный Фуцзянь улун), Женьшеневый улун и др».
Оставим сейчас без внимания спорные формулировки — с ними все понятно — и прикинем, что и кому на этой выставке может быть интересно.
Безусловно, выставка будет интересна чайным неофитам и романтикам с магическим мышлением, которые уверены, что чай из китайских рук завсегда вкуснее. Непременно нужно сходить и проверить… Как там у Бориса Лавренева было? «Все ли у русской графини устроено также, как у любой крепкоспинной девки со свиной фермы»… В нетолерантные и шовинистические времена умели оперировать богатыми образами.
Выставка будет интересна любым опытным чайным специалистам, если они смогут сбиться в группу и добавить к посещению мероприятия тусовочную компоненту. Ничего удивительного и нового они там, скорее всего, не увидят. Но хоть будет повод встретиться и пообщаться. Ну и надо понимать, конечно, что цены, которые будут предлагать на выставке, могут быть очень привлекательными для чайных микробизнесов. Но вот сопутствующие им объемы практически ни один чайный микропроект не потянет. А гуртом может и получится о чем-либо с кем-либо договориться.
Понятное дело, что выставка может оказаться интересной для проектов, готовых покупать чай контейнерами. Представителей таких проектов там будут любить и облизывать.
Ну а каких-то чайных откровений от выставки, конечно, ожидать не следует. Надо понимать, что в настоящее время внешние рынки не являются для китайской чайной индустрии тотальным приоритетом. Поэтому особого размаха, масштаба и уровня не будет. Но будет персиковый улун, который реально нравится людям. И золотой мармеладный улун — я такого даже не нюхал.
Был бы в Москве, непременно сходил бы понюхать.
Тюменская ролевая настолка
Ну и раз уж у нас сегодня день загадочных анонсов. Тюменская областная научная библиотека презентовала настольно-ролевую игру «Легенды города Т», посвященную купцам Колокольниковым. Она проходит в формате детективного расследования и длится три часа с перерывом на традиционное чаепитие с самоваром и сладостями.
Колокольниковых сложно назвать чайной купеческой династией — толком поработать с чаем в течение нескольких поколений до революции они просто не успели. Но след в истории Тюмени оставили заметный и чайный, в городе их помнят, причем не только в библиотеке. В Тюмени целый чайный проект работает с названием «Колокольников чай». Колоритный и симпатичный.
Три виноградных чая
В последнее время как-то часто стала попадаться на глаза информация о напитках, которые называются «виноградным чаем». Причем совсем не об ароматизированных разными виноградными штуками чаях, не о чаях, выдержанных в бочках из-под портвейна или пино нуара. А о чайных напитках, изготовленных из растений, в названии которых присутствует слово «виноград». Причем как минимум о трех таких напитках.
Первые два изготавливаются из винограда культурного. Того самого, который Vitis vinifera и из ягод технических сортов которого изготавливается вино. А ягоды столовых сортов которого мы с удовольствием едим в сыром виде. Так вот, из винограда культурного, повторюсь, можно изготовить два напитка чайного типа. Один из ягод, другой из листьев. Ягодный виноградный чай изготавливается из измельченной кожуры винограда — обычно красного, с белыми сортами не будет того эффекта. Такой чай есть, например, в ассортименте наших коллег из «Ассоциации производителей органического чая Грузии». Называется, понятно дело, «Хванчкара». Если такой напиток закрепится на рынке, то можно не сомневаться, что рано или поздно кто-либо скажет, что этот чай был любимым чаем товарища Сталина.
Второй виноградный чай из Vitis vinifera — это чай из листьев. Которые можно совершенно спокойно обрабатывать по чайным технологиям. Про индустриальное изготовления такого напитка я не слышал, но кустарно чай из виноградных листьев делают многие энтузиасты. Получается примерно вот так.
В разной странной торговле время от времени попадается еще чай из виноградных косточек — но его я, с вашего позволения, проигнорирую.
Ну а третий виноградный чай производится совсем не из винограда, а из растения, которое называется виноградовник. Или ампелопсис (Ampelópsis). Или — как сейчас иногда утверждают наши китайские коллеги — некемиас (Nekemias). Короче говоря, с этим растение есть некоторая неясность, которая, впрочем, не особо мешает — большая часть источников, в том числе и китайских, оперирует названием ампелопсис, по нему и нужно гуглить.
Для изготовления напитка чаще всего используются молоденькие листья Ampelopsis grossedentata — амелопсиса грубозубчатого. С переводом grossedentata я, понятное дело, могу ошибаться. При этом надо понимать, что род Ampelopsis достаточно представительный, и в чайное дело кое-где идут и листья других видов. Но чаще всего — grossedentata.
Это растение распространено в Китае — в Хунани, Цзянси, Фуцзяни, Хубэе, Гуандуне и других местах. Это лиана, при определенных допущениях напоминающая виноград культурный, при внимательном рассмотрении, правда, совсем не похожая. Растет на склонах гор и холмов и, в основном, в лесах и рощах — чтобы было за что цепляться.
В китайской напитковой и травяной культуре используется, большей частью, как лекарственное растение — причем, по некоторым источникам, примерно с пятого века. И достаточно активно исследуется именно с лекарственной точки зрения. Напиток из листьев ампелопсиса традиционно используется как противоядие, как обезболивающее при зубных болях и боли в горле, для понижения артериального давления, как бодрящий напиток и кучей других способов. Полезная травка, короче.
В разных регионах Китая этот напиток известен под десятками разных названий. Одно из самых известных — маоянмэйча (茅岩莓茶), под ним его активно раскручивают в Чжанцзяцзе, это в Хунани. В текстах на английском языке для обозначения этого напитка обычно используется термин vine tea — что, конечно, можно перевести только как «виноградный чай» и никак иначе. Ну и если вспомить, что русское название ампелопсиса — виноградовник, то «виноградный чай» вообще становится неизбежен. Не «виноградниковый» же, в самом деле.
Короче говоря, виноградный чай бывает разным — не перепутайте.
Чай в диетических рекомендациях для американцев
Сейчас мощную фразу задвину. Консультативный комитет по диетическим рекомендация Министерства сельского хозяйства США рассматривает чай как приоритетный напиток для включения в список новой редакции Диетических рекомендаций для американцев.
Диетические рекомендации для американцев — это большой список советов по организации правильного питания. Как вообще, так и во многих частностях, ориентированных на людей с повышенным риском развития тех или иных заболеваний, на конкретный возраст, на конкретные продукты или их компоненты. Ну то есть, фактически, это документ с профилактическими советами и кучей картинок. Что, конечно, правильно. И профилактика правильно, и картинки — правильно.
Новая версия рекомендаций выходит каждые пять лет — ну и вот, стало быть, в редакции 2025 года, возможно, большое внимание будет уделено чаю. Чай при включении в диетические рекомендации для американцев рассматривается, прежде всего, как напиток, употребление которого может снижать риск развития диабета второго типа и включение которого в повседневную диету может помочь при борьбе с лишним весом.
Надо будет в 2025 году не забыть посмотреть на этот документ. Там будет инфографика с человечками, я такие медицинские картинки еще с детства люблю. У нас в поликлиниках такие висели, с подсветкой. Круче диафильмов были.
Ассамский пуэр по 9000
Оказывается, индийский проект Gauripur Tea Plantation, работающий в Ассаме, вот уже на протяжении некоторого времени ежемесячно изготавливает примерно 25 килограммов постферментированного чая. Индийские коллеги называю его, понятное дело, пуэром — и изготавливают его из крупных листьев ассамики и по технологиям, близким к пуэрным. Никаких подробностей о чае мне найти не удалось, на фотографиях — усредненная прессовка, похожая, одновременно, и на пуэры, и на недорогие фу чжуани.
Ну а новость, собственно, состоит в том, что Gauripur Tea Plantation своим ассамским типа пуэром начала торговать. По 9000 рупий за килограмм. Это примерно столько же в рублях. Интересно было бы попробовать. Из индийского постферментированного чая я пробовал только тот, что изготавливается по архаичным рецептам в диких лесах ассамщины. Он был страшен. Может, этот повкуснее.
Баскетбол с пакетиками
В совершенно проходном материале о том, какие дурацкие рекорды ставят разные люди, наткнулся на информацию об американском дядьке Дэне Дугласе (Dan Douglas), который закидывает сухие чайные пакетики без ниточки в офисные кружки. Я, когда некоторое время назад делал подборку по разным чайным гиннессовским рекордам, на его результат — 13 пакетиков за 30 секунд — натыкался, но не счел его интересным для новостей. А теперь вот ролик появился, теперь хоть можно посмотреть на этого ловкого человека в действии.
Прикольно, на самом деле, даже в таком дурацком занятии наблюдать работу мысли. Для того, чтобы пакетики летели более предсказуемо, Дэн Дуглас их сминает, чтобы снизить их планирующие свойства. И чайные пакетики начинают напоминать пельмени, особенно когда лежат в тарелке. От чего сам процесс забрасывания их в кружки выглядит запредельно странно. На первый взгляд все выглядит так, как будто суровый сибирский бородатый мужик на фоне тренажеров пельменями кидается.
Ну и от себя хочу добавить, что в детстве я тоже метал чайные пакетики. Только спитые. Мы с друзьями бросали их в стену, они к стене прилипали, а мы ждали, чей пакетик упадет первым, а чей — последним. У кого первым упал, тот дурак, понятное дело. У кого последним — тот победил. Замечательная и очень медитативная игра, тоже требующая изрядной работы мысли. Например, при отжимании пакетика.
Я однажды, уже в более зрелом возрасте и в компании с другими людьми, отмечавшими новоселье в новой квартирке, предложил поиграть в эту игру, там как раз стена была подходящая. Но понимания не встретил, встретил только агрессивное недоумение. Вот так из жизни и уходят милые традиции.
Турецкий чайный тур
Чайные туры давно уже стали привычной частью современной потребительской чайной культуры. Поколесить по китайским, японским, корейским, вьетнамским, индонезийским, индийским или кенийским чайным плантациям сейчас легче легкого. Как специально, так и мимоходом, в рамках какой-либо нечайной туристической программы. Только деньги заноси.
При этом в традиционном чайном туризме есть одна огорчительная для жителей самой густонаселенной части России и Европы деталь. Все эти направления далековаты и, скажем так, экзотичноваты. Нет, конечно, всякий, кто съездил на чайные плантации в Китай или во Вьетнам резко становится суперчайником, который был. Но удаленность чайных туристических локаций и все, что из этой удаленности следует, не всем по душе.
В принципе, относительно близких чайных и потенциально туристических локаций тоже хватает. Грузия, Иран, Азербайджан, Краснодарский Край России… А теперь еще и куча европейских проектов подтягивается. Но тут тоже все не очень гладко. Иран и Азербайджан — чудесные в чайном плане страны, но чайный туризм в них практически не развит. Европейские чайные проекты пока интересны только специалистам. Краснодарские, пожалуй, тоже — им не хватает приятной попсовой самобытности. И своего чайного лица у них нет. Кусты и кусты.
Свое чайное лицо есть у грузинского чая — но в Грузии нет развитой потребительской чайной культуры, а без нее чайный туризм получается каким-то недоделанным, несмотря на традиционное кавказское гостеприимство.
Короче говоря, с близким к Европе чайным туризмом все было уныло. Но теперь в эту тему вписалась Турция — и все резко стало не уныло, а весело. Примерно полгода назад наши турецкие коллеги начали обкатывать чайные туры в Ризе и окрестности и рассылать первые предложения потенциальным контрагентам. Ну а сейчас уже можно вписаться в полноценное чайное путешествие в Турцию. Четыре дня на севере Турции с плантациями, небольшими чайными фермами, большими производствами, чайным институтом, дегустациями, шоппингом, рафтингом, посещением чайного центра в форма стакана-бардака, горной прогулкой, замком, водопадом и горным озером с опциональным моржеванием. Ну и потом еще пара дней в Стамбуле с короткой пробежкой по достопримечательностям, посещением чайных и теплоходным туром по Босфору. Красота, короче.
Вот подробное описание тура на сайте An Shim Tea, с полной программой и картинками. От себя добавлю, что с чисто чайной и дегустационной точки зрения такой тур будет очень простым. Турецкому чаю еще далеко до изысканного разнообразия. Но! Чая будет много, он будет крепким, антураж и закуски будут подходящими и очень разнообразными — так что из близкого чайного туризма Турция сейчас, безусловно, лучшее направление.
Черный полипропиленовый часен
Наткнулся на рекламу проекта Matchado, который, как несложно догадаться, торгует всякой неведомой фигней из матчи и просто японским чаем. Так вот, среди всякой неведомой фигни, я с удивлением обнаружил черный полипропиленовый часен. Вообще, конечно, пластиковые венчики для работы с порошковым чаем на рынке представлены давно и широко, но как-то так получилось, что черные мне пока не попадались. Зелененькие и синенькие встречал, типа натурального цвета тоже — но черный (так и хочется сказать «чорный», через «о») мне на глаза попался впервые.
Суровая штука. 35 фунтов. Экологически дружелюбный. Можно мыть в посудомойке… Не, я однажды уронил бамбуковый часен в кастрюлю с кислыми щами. Случайно, конечно — хотя потом я всем рассказывал, что это был актуальный кросскультурный перформанс. И, естественно, с точки зрения падения в кислые щи полипропиленовый венчик лучше бамбукового. Но по всем остальным параметрам чорный полипропиленовый часен полностью аналогичен резиновой женщине.
Хотя, если честно, резиновую женщину я еще хоть как-то могу понять. И даже в чем-то ей сочувствую. А черный полипропиленовый часен — это как раз тот случай, для которого я уже слишком стар.
Возвращение на ютуб
С сегодняшнего дня я буду дублировать звуковые выпуски «Разницы во времени» на своем старом ютуб-канале. Нечего ему зря простаивать — особенно с учетом того, что части слушателей ютуб удобнее телеграма. Вот ссылка, можно подписываться, нажимать на колокольчики, ставить лайки, рекомендовать, писать комментарии и вообще делать все то, что обычно делают с видео. Особенно если оно без видео.
Ну и чтобы два раза не вставать, скромно напомню, что «Разницу во времени» можно поддержать материально. Донат, как известно, и кошке приятен. А автору регулярных чайных новостей — тем более. И, конечно, спасибо всем, кто поддерживал и поддерживает мои новостные выпуски. Пусть у вас хороший чай никогда не переводится, коллеги.
Ароматы белого чая, молодого и старого
Китайские ученые с использованием хроматографа определили, а потом разложили по полочкам с точки зрения влияния на аромат летучие вещества, содержащиеся в белых чаях разного возраста. Из всего многообразия летучих веществ исследователи выделили 19 ключевых — ну то есть таких, которые на аромат белого чая влияют определяющим образом.
К сожалению, полный текст публикации пока доступен только за деньги. Но из краткого содержания статьи можно, в частности, узнать, что цедрол (это древесно-кедровый запах), оксид линалоола (это фруктовые и цветочные тона) и метилсалицитат (который пахнет мятой) содержатся, преимущественно, в свежем белом чае. А жасмон (который пахнет, понятное дело, жасмином) и бета-дамасценон (который пахнет розой) характерны для выдержанного белого чая.
Интересно во всей этой истории не только то, что ученые что-то там нашли. А и то, что все перечисленные в кратком содержании вещества активно используются, например, в парфюмерии. Ну то есть технологии их синтеза и использования неплохо отработаны — а это значит, что существует реальная возможность собрать аромат белого чая. Это не особо рационально, конечно — потому что дороже естественного способа получения аромата белого чая непосредственно из белого чая. Но интересно.
О внешнем виде бутилированного чая
Наткнулся в новостях на очередной обзор бутилированного — ну то есть Ready To Drink, RTD — чая и поймал себя на мысли, что весь чай в бутылочках можно, на самом деле, разделить на две больших группы. На тот, который можно показывать людям. И на тот, который показывать людям нельзя.
Первый вид бутилированного чая — который людям показывать не страшно и который можно пить с открытыми глазами — продается, чаще всего, в прозрачной упаковке. И выглядит более или менее привлекательно. Ну и, ясное дело, при его разработке большое внимание уделяется тому, чтобы он в этой самой прозрачной упаковке прилично выглядел не только сразу после производства, но и после полугода стояния на полке.
Второй вид бутилированного чая — который людям показывать страшно и который лучше пить с закрытыми глазами — продается обычно в непрозрачной упаковке и, в идеале, должен выпиваться непосредственно из банки или бутылки. Потому что если его перелить в прозрачный стакан, выглядеть он будет отвратительно. Там под ссылкой есть картинки, полюбопытствуйте.
При этом, что интересно, непривлекательный внешний вид чая сам по себе о вкусе напитка ничего не сообщают. Потому что мутным и странным может быть и более или менее приличный зеленый чай, и что-либо запредельно отвратительное. Ну и забавно также, что возникшая было некоторое время назад концепция мутности как признака натуральности не снискала сочувствия среди потребителей. И не шибко прозрачные чаи производители стараются упаковать либо в жестянки, либо в бутылочки, покрытые непрозрачной пленкой. И редко фасуют их в крупные баклажки, делающие использование промежуточной посуды и рассматривание напитка неизбежными.
Правило «прозрачный в прозрачном, мутный в непрозрачном», конечно, не является универсальным, всякое на рынке бывает. Но процентах в восьмидесяти срабатывает. Вот такое вот наблюдение.
Чай кофейщиков глазами Аroma Tea Coffee
Вот только я вчера рассказал о том, как работают с чаем портфельные кофейные проекты — ну то есть такие проекты, которые освоили продажу кофе и начали торговать достаточно большим ассортиментом чая — как в новостях проскочила ссылка на материал практически по этой же теме. Написанный как раз представителем портфельного проекта. Проекта, правда, изначально не кофейного, а чайного — но это, как я уже вчера говорил, не важно.
Причем, что особенно прикольно, статья эта эта являются частью работы по активному присутствию портфельного проекта (компании Aroma Tea Coffee в данном случае) в информационном пространстве. О чем я тоже прямо вчера и рассказывал. Обожаю такие совпадения.
Статья называется «Почему обжарщики кофе начали массово продавать чай?» — и ценна она, прежде всего, своей статистикой. 36 из 90 зафиксированных на сайте журнала КИЧ обжарщиков кофе торгуют чаем. Это действительно тенденция. Вернее, конечно, микро-тенденция — с учетом реального объема рынка обжарщиков кофе и средних масштабов такого бизнеса. Но микро-тенденция забавная.
Дело в том, что обжарщик обжарщику рознь. И тут я, фактически, повторю свою вчерашнюю мысль о том, что формально совершенно одинаковые действия в разных условиях могут иметь совершенно разный смысл. Все зависит от степени и характера развития проекта. Для крупного торгового кофейного проекта с развитой клиентской базой и отработанной системой распространения кофейных зерен добавление в бизнес-инфраструктуру чая запросто может стать рациональным и очень удачным решением.
Тогда как для обжарочного микробизнеса попытка торговать еще и чаем довольно часто является признаком беспомощного леммингового идиотизма. И, возможно, верным признаком того, что дела у проекта идут так себе. Если бы они шли хорошо, то обжарочный микробизнес сначала избавился бы от приставки «микро», а потом уже стал бы чаем торговать. А если, не реализовавшись в предметной бизнес-сфере, обжарщик начинает посматривать в сторону чая, то это значит, что у него или ручки кривенькие или ему плохой ростер мешает. Ну или обжарочный бизнес не взлетел по каким-либо другим объективным причинам.
Что же касается ответа на вопрос «Почему обжарщики кофе начали продавать чай?», вынесенный в заголовок статьи коллег из Aroma Tea Coffee, то ответы на него даны следующие. Во-первых, потому что у чая и кофе одна целевая аудитория — речь в данном случае идет не столько о конечных потребителях, сколько о разных кафе и ресторанах. Во-вторых, потому что у чайных листьев и кофейных зерен схожая бизнес-логистика — причем не только в части доведения их до потребителя, но и закупочная. В-третьих, освоение дополнительного сегмента — это возможность заработать. В-четвертых, среди потребителей сформировался ЗОЖ-тренд, в который чай вписывается лучше, чем кофе.
В-пятых, чай в кофейне — это способ обскакать конкурентов. Это немножко смешно, конечно, с учетом того, что треть обжарочных проектов уже торгует чаем. Согласно приведенной в статье статистики. И еще смешнее с учетом того, что там еще есть «в-шестых», которое сформулировано как стадный инстинкт. Ну то есть имеет место быть классический выверт «чтобы быть не таким как все, я буду поступать как все». Который, конечно, выглядит как незамутненный бред. Но надо понимать, что это бред актуальный и продуктивный, в кофейной культуре он является одним из краеугольных камней. Одни субъекты кофейной культуры тратят на этот бред деньги, другие на нем зарабатывают — «все счастливы, никто не виноват»… Тут уместно будет вспомнить сформулированную мною ранее мысль о том, что главным лохом в кофейной культуре является не конечный потребитель кофе, а владелец кофейни.
Ну и, наконец, в-седьмых и в-восьмых обжарщики начинают заниматься чаем, потому что чай может стать элементом авторского стиля и просто из личной симпатии к напитку. Тут не поспоришь, таких примеров — вагон и маленькая тележка.
Любопытный текст. И на глаза вовремя попался.
Чай кофейщиков. Портфельные проекты
Разбор вариантов работы кофейных проектов с чаем будет неполным без упоминания компаний, торгующих оптом, мелким оптом и в розницу кофейным зерном и молотым кофе, работающих с широким ассортиментом кофейной продукции и решивших влить в созданную инфраструктуру еще и чай.
Если вы помните предыдущие материалы о чае кофейщиков, то, наверняка, обратили внимание, что формулировки типа «влить чай в кофейную инфраструктуру» или «натянуть чайную сову на кофейный глобус» я уже использовал — причем, обычно, в ироническом ключе. Но тут, как это часто бывает, есть нюанс. Который состоит в том, что инфраструктура инфраструктуре рознь.
Одно дело, когда речь идет о развитой инфраструктуре подачи кофе. Например, о сети кофеен. Включение в такую инфраструктуру хорошего чая — штука рискованная и для большинства проектов нерациональная. Гораздо разумнее в таких проектах или вовсе отказаться от чая, или использовать одно из простых и технологичных чайных решений — например, выбрав какой-либо пижонский пакетированный чай.
И совсем другое дело, когда речь идет о развитой инфраструктуре продаж кофейного зерна и молотого кофе. В такую инфраструктуру чай — в виде сухой заварки, конечно, а не в виде напитка — впишется как родной. Каналы финального распространения кофейного зерна и сухих чайных листьев совершенно идентичны. Не даром ведь в большинстве супермаркетов чайные и кофейные полки расположены рядом. Да и объединение чая и кофе в той торговле, которую можно назвать бутиковой, тоже распространено очень широко. Достаточно вспомнить московский проект «Чай, кофе и другие колониальные товары», который является одним из пионеров такого рода торговли в постсоветской России. Ну или английский проект Whittard of Chelsea, который, в большей степени, является чайным — но и кофе тоже активно приторговывает.
Короче говоря, если у вас есть кофейня или сеть кофеен и вы решили поставить туда хороший чай, то это — неочевидное решение, возможно, вы чего-то не понимаете. А если у вас торговый кофейный проект и вы решили добавить в ассортимент еще и чай — то вы все сделали правильно и мудро поступили. Тем более, что так до вас поступали десятки или даже сотни ваших предшественников, причем по самым разным схемам. Существуют чайные торговые проекты, которые начали продавать кофе. Существуют кофейные торговые проекты, которые начали торговать чаем. И, конечно, существует куча гибридных проектов, которые с самого старта работают и с чаем, и с кофе. Никакой принципиальной разницы межды такими проектами нет.
Тем не менее и исключительно из академических соображений я предлагаю обратить внимание на два проекта, которые сначала сложились как кофейные — а потом занялись еще и чаем. Просто для того, чтобы выделить характерные признаки таких проектов. Это Torrefacto и Tasty Coffee. С чайной точки зрения эти проекты интересны еще и тем, что они, на первый взгляд, работают с чаем с разным подходом.
Чайный подпроект Torrefacto более претенциозен. На момент написания материала в ассортименте их интернет-магазина было семьдесят с лишним чаев и чайных напитков, средняя цена за сто грамм составляла примерно 1200 рублей. Самый дешевый чай (вернее, чайный напиток) в их ассортименте — это каркаде, 189 рублей за 100 грамм. Самый дорогой — гёкуро, 4127 рублей за сто грамм. В ассортименте если не доминируют, то очень заметны китайские чаи. Группа черных/красных чаев называется «красный чай» — это как бы намек на чай не для всех, даже если в эту группу попадают кенийские и цейлонские чаи. Чаи подробно описаны, причем, скорее всего, описание авторское — потому что у чайного подпроекта Torrefacto есть куратор — Артем Каханский. Специалист хороший, известный и титулованный… Короче говоря, у Torrefacto с чаем все по-пижонски. Не всякий чисто чайный проект может похвастаться таким уровнем работы.
Чайный подпроект Tasty Coffee заметно проще. На момент написания материала в их интернет-магазине было 48 чаев и чайных напитков, средняя цена на них составляла примерно 600 рублей за сто грамм. Самый дешевый чай — сенча, 219 рублей за сто грамм. Самый дорогой — Аньцзы Байча, 819 рублей за 25-ти граммовую баночку или 3276 рублей за сто грамм. В чайном ассортименте Tasty Coffee выделена линейка Specialty Tea, куда собраны относительно дорогие позиции в фирменных банках. Остальной ассортимент можно смело назвать среднеевропейским. Группа черных/красных чаев называеся «черный чай» — чтобы нормальному потребителю было понятно. Чаи описаны достаточно подробно и, скаже так, бестолково и рационально. Бестолково — потому что запилы типа «приводят мысли в порядок в стрессовой ситуации и стимулируют мозг к активной работе» можно написать только на автопилоте. Рационально — потому что качество таких описаний на продажах чая сказывается крайне слабо, ну то есть париться просто бессмысленно.
Короче говоря, на первый взгляд, повторюсь, Torrefacto и Tasty Coffee работают с чаем очень по-разному. Но это только на первый взгляд. Потому что если присмотреться повнимательнее, то окажется, что оба чайных подпроекта построены по одним лекалам.
Во-первых, у них достаточно большой и разнообразный ассортимент. Причем не только по представленности чая и чайных напитков, но и по цене, которая для дешевых и дорогих позиций может различаться на порядок. Чайный ассортимент каждого из проектов составлен таким образом, чтобы удовлетворить чайные запросы подавляющего большинства потребителей, причем как частных, так и корпоративных. Фактически, каждый из этих подпроектов — это что-то чайное гамбургское на минималках, с адекватной локализацией для России.
На самом деле, это «во-первых» является и «в-единственных». Единственное, на что нужно запариваться в таких проектах, это ассортимент, удовлетворяющий запросы подавляющего большинства клиентов. Причем, понятное дело, не в лоб, а через классический интерфейс профессиональных продаж. Ну там я не знаю, приходит в Torrefacto или Tasty Coffee закупщик из условного кафе «Капризная фифа» и начинает канючить стандартное «ой, а что это у вас и выбрать нечего». А ловкий сейлз сразу такой «простите, вот сейчас мы как по волшебству соберем для вашего кафе уникальную чайную карту, куда войдет и классика, и трендовые напитки и пара эксклюзивных авторских смесей». И ведь реально соберет.
Потому что при составлении ассортимента для такого рода проектов по полной программе используется подход, который мне нравится называть портфельным. Ассортимент при портфельном подходе формируется как конструктор, из которого можно будет собрать заказ на десяток позиций, удовлетворяющий запросы практически любого адекватного клиента. Да и не очень адекватного тоже.
А что конкретно там будет в этом ассортименте и какого уровня там будет чай — не очень важно. Для портфельных проектов чай — это просто ресурс. В востребованный продукт его превращают грамотные прожадники. И реальный профессионализм таких проектов лежит не в чайной, а в маркетинговой сфере.
Замечу, кстати, очевидное. Держать большой ассортимент сухого чая очень удобно. Хранится чай хорошо, есть не просит, места занимает относительно немного, продавать его можно годами. А если он уж в конец выветрится и потускнеет, его можно распустить на сувениры, смешать с какой-либо фигней, обжарить на кофейном оборудовании — а потом еще и посты написать про бесплатные подарки, авторские смеси или работу с чаем кофейными методами.
Обратите внимание, кстати, что и Torrefacto, и Tasty Coffee активно работают в информационном пространстве (раз блог, два блог). Да и многие другие проекты такого типа тоже. Ничего выдающегося они, конечно, не пишут — но свои несколько сотен читателей практически каждый пост в их блогах собирает. А то и тысяч.
Резюмирую. Если вы вдруг решили сделать чайное предложение проекту, торгующему кофейным зерном, то у вас должен быть ассортимент и должны быть отработанные технологии продаж (частью которых является информационное сопровождение продукта). И готовое объяснение, почему ваша потенциальная жертва должна выбрать вас, а не упомянутых уже выше немцев из Гамбурга. У которых и с ассортиментом, и с маркетингов все отлично.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий