Сегодня в «Чайных параферналиях»: чай и Шнобелевская премия; венгерский чайный сад; комплексное сравнение ГАБА-чая и неГАБА-чая; анти-ГАБА-чай; чайный фестиваль Zaparzaj в Познани; чай, классическая музыка и балет в Москве; кадило сарматское в чае и просто так.
Здравствуйте! Прежде всего мы хотим поблагодарить всех, кто поддерживает наш проект рублем и добрым словом. Нам самим, конечно, очень нравится делать «Параферналии» и все остальные проекты. Но ваша прямая поддержка становится нашей самоактуализацией — а это уже совсем другой уровень пирамиды Маслоу. Поддержать проект можно вот здесь. Спасибо!
Чай и Шнобелевская премия
10 сентября в 31 раз были объявлены лауреаты Шнобелевской премии. Той самой, которая вручается ученым за разные смешные исследования и открытия. В этом году чай в подобных исследования не засветился, но пару слов о чае в Шнобелевках сказать есть смысл. Дело в том, что чай в исследованиях, номинированных или получивших Шнобелевскую премию в разное время, фигурирует достаточно часто. Существует даже специальный выпуск журнала Annals of Improbable Research (который, собственно, и учредил Шнобелевку), куда собраны всякие чайные и кофейные научные закидоны. Он, правда, денег стоит — но небольших, всего пять долларов.
Следует отметить, что часто комический эффект от чайных исследований основан не на их реальной забавности или глупости, а на обычной предметной специфичности. Нормальный человек, незнакомый с металлообработкой, с большой степенью вероятности приколется со слова «побежалость». Так что нет ничего удивительного в том, что, некоторое время назад Шнобелевский комитет обратил внимание на напиток, который получается из фекалий насекомых, питающихся листьями разных растений. Такой напиток изготавливают и пьют в некоторых регионах Китая, называется он Чон Ши Ча (蟲屎茶), что переводится как «чай из фекалий насекомых» — и это действительно смешно.
Но напиток-то этот реально существует, пользуется определенной целебной популярностью, да еще и бывает разным. Потому если разные насекомые будут есть разные листья — чая, яблони, падуба или литсеи, например — то и фекалии у них будут разными. Так что ничего противоестественного в желании изучать этот напиток нет. Вот его и изучают, причем давно и разными способами. Но для неподготовленного человека исследование, поясняющее, что в чае из фекалий насекомых, которые ели листья кудина, антиоксидантов больше, чем в чае из самих листьев кудина, выглядит, конечно, как чистая хохма.
Или вот, например, исследование, показывающее, что для приготовления чашки чая нужно 30 литров воды и вовсе забавно только противоречием озвученного объема воды и повседневного бытового опыта. А во всем остальном это стандартное современное исследование, описывающее воздействие потребления на окружающую среду. И речь в нем, фактически, идет о том, сколько воды нужно потратить для того, чтобы вырастить, произвести и доставить потребителю то количество чая, которое нужно для того, чтобы приготовить одну чашку напитка.
Ну и так далее. Британский стандарт заваривания чая, конечно, по очевидности формулировок способен поспорить с утверждениями «смерть — это конец жизни» и «лошади едят овес». Но это вообще обычное дело для стандартов… Впрочем, попадали на глаза Шнобелевскому комитету и суровые вещи. Вот, например, «36-летний пациент с шизофренией, который потреблял постепенно увеличивающееся количество улуна, которое в конечном итоге достигло 15 литров в день, впал в бред и был госпитализирован в психиатрическую больницу». В больнице доступа к таким дозам улуна у несчастного не было, поэтому рассудок к нему постепенно вернулся — а вот заработанные расстройства разных внутренних органов остались при нем.
Осторожнее с улуном, короче. А то вас исследуют, опишут — и кто-то получит за это Шнобелевскую премию.
Венгерский чайный сад
Помните, некоторое время назад мы рассказывали о голландском тепличном чайном проекте, который сначала назывался Tea By Me, а теперь называется Local Tea? Этот проект, напомним, планирует общеевропейскую экспансию. И уже запустил чайный проект в Бельгии. Так вот, при поддержке голландских чайных специалистов не так давно заработал чайный проект еще и в Венгрии. Он, правда, не совсем тепличный, укрыты там только питомники — но посадочный материал там используется голландский, повышенной зимостойкости.
Называется венгерский проект Kamélia Kert, ведет его Марианна Варга (Varga Marianna). Она, естественно, занимается не только выращиванием чая. Вернее даже в основном не выращиванием чая — в рамках проекта есть и обычная чайная торговля, и школа, и романтические фотосессии, и продажа саженцев и все такое прочее. Но есть и чайный сад в излучине Дуная. Небольшой, там всего 67 кустов в три рядочка. Так что в продаже искать этот чай бессмысленно — а вот если приехать на место и купить экскурсию, то можно будет и между кустиков побродить и, наверное, немножко листиков общипать. Если будете в Венгрии и запивать гусиную печень токаем больше не сможете, то можно сгонять в чайный сад и отдохнуть культурно.
Комплексное сравнение ГАБА-чая и неГАБА-чая
Итальянские ученые провели исследование ГАБА и неГАБА чаев сравнимого уровня ферментации на предмет содержания в них разных полезных компонентов и пришли к следующим выводам. Если сравнивать зеленый ГАБА чай с обычным зеленым чаем, то различие между ними будет очевидным: в зеленом ГАБА-чае больше ГАМК, чем в обычном, а всех остальных компонентов, типа кофеина и полифенолов, примерно столько же. А вот ГАБА-улуны предсказуемо обошли обычные улуны по содержанию ГАМК, но в них оказалось меньше всех остальных чайных приятностей: кофеина, полифенолов и аминокислот. Просто не выпуск а сплошной подрыв доверия к улунам. И по 16 литров в сутки их нельзя пить, и в ГАБА-улуне кофеина меньше, чем в обычном… Как дальше жить, вообще не понятно.
Анти-ГАБА-чай
ГАБА-чай, как известно, получается в результате того, что на некоторых этапах обработки чайного листа к этому самому чайному листу ограничивают доступ атмосферного кислорода. Обычно такая процедура называется бескислородной ферментацией. Ну и тут сразу надо включать принцип «а давайте попробуем сделать все наоборот». Если существует бескислородная ферментация, то почему бы не запустить гиперкислородную ферментацию. И если в резервуар с чайными листьями можно закачать азот для вытеснения кислорода, то почему бы, наоборот, не закачать туда побольше кислорода. Прикольно же посмотреть, что получится.
Короче говоря, китайские ученые взяли одну партию чайного листа и прогнали ее через стандартную технологию производства черного чая: завяливание, скручивание, ферментация, сушка. Только вот перед ферментацией эта партия была разделена на три части. Одна из них ферментировалась в стандартной атмосфере, с содержанием кислорода 21%, а две других — в атмосфере с пониженным (менее 10%) и повышенным (30-40%) содержанием кислорода. Ну а потом все это дело высушили и начали всячески пить и исследовать.
Результат в первом приближении оказался следующим. В насыщенной кислородом атмосфере увеличивается интенсивность окисления катехинов и в конечном продукте их оказывается меньше на 10-30% против обычного. А теафлавинов, которые, как известно, получаются в результате окисления катехинов — на 5% больше. И примерно на те же 5% увеличивается содержание глутаматов и глутаминов. Ну а дальше все просто. Катехины — это горечь, глутаматы — это умами, ну а теафлавины, по последним данным, на вкус чая особо не влияют. То есть черный чай, который ферментировался в перенасыщенной кислородом среде, получается менее горьким и более умамистым. Короче говоря, на вкус такой чай ученым понравился больше обычного.
Чайный фестиваль Zaparzaj в Познани
В минувшие выходные в Польше, в Познани, прошел чайный фестиваль Zaparzaj — это «Заваривай» по-польски. В честь фестиваля мы опубликовали запись еще летней встречи с Муратом Корнаевым — мы тогда славно поговорили о специфике подачи чая в кафе с выраженным чайным акцентом и о некоторых чертах польской потребительской чайной культуры. Ну а Мурат поехал на фестиваль и записал там пару коротких обзоров.
Мурат, спасибо. Ну а мы, как люди, организовавшие кучу разных чайных мероприятий, добавим очевидное. Прелесть небольших чайных мероприятий не только в том, что они часто получаются вкусными и очень душевными. А еще и в том, что их не очень сложно и не очень дорого организовывать. Микро-форматы, типа тематических чайных встреч со студентами, пенсионерами или уличных городских чаепитий вообще организуются за два дня, на коленке, с минимальными затратами — и являются отличным способом продвижения небольших чайных проектов. Более крупные форматы, типа упомянутого Zaparzaj или Сибирского фестиваля чая, требуют более серьезных средств и усилий — но эти средства и усилия все равно не являются запредельными, а информационный и эмоциональный шлейф оставляют хороший и длительный. Так что если у вас есть такая возможность, проводите и небольшие чайные встречи, и чайные мероприятия покрупнее — это классно, это отличный способ расширить аудиторию чайного проекта.
Чай, классическая музыка и балет в Москве
А еще одна прелесть чайных мероприятий состоит в том, что они могут быть и демократичными, и запредельно пижонскими. Чай, как известно, легко вписываются и в самые простые, и в самые аристократические форматы времяпрепровождения. Вот например, в минувшую субботу в Москве в Яровит Холле в рамках празднования Дня города прошло мероприятие, соединившее в себе концерт классической музыки, балетные номера и чайный перформанс в исполнении Сергея Хорольского и его коллег.
Вообще, конечно, соединение в рамках одной развлекательной программы чая и музыки — штука достаточно распространенная. Тут можно вспомнить и бамбуковые флейты, и небольшие джазовые концерты. Чаще всего такие соединения чая и музыки носят не очень формальный и достаточно расслабленный характер, а сами чайно-музыкальные мероприятия проводятся большей частью для своих. Подача чая на таких мероприятиях не очень сложна — заваривай да наливай, главное, не привлекать к себе особого внимания.
А в Яровит Холле был струнный квартет, балетные номера, картинки с городами мира и куча гостей, которые пришли провести время красиво. Хорошо подать чай на таком мероприятии намного сложнее — но оно того стоит. Надо отметить, что ничего другого, кроме чая, на таком мероприятии красиво не подашь. Еда совершенно изменит характер встречи. Алкоголь надо подавать в количествах, исключающих даже легкое опьянение — но многим гостям такие дозы покажутся оскорбительными. Кофе слишком настырно пахнет и оставляет после себя противные пустые чашки. Чай же лишен всех этих недостатков и, при правильной подаче, добавляет любому мероприятию непринужденной изысканности.
Вот ссылка на фоторепортаж и видео с мероприятия, смотрите, изучайте и, при возможности, повторяйте — это очень классно.
Кадило сарматское в чае и просто так
Среди нашей недавней травяной добычи оказалось несколько добавок в чай, ранее нам неизвестных. Об австралийском лимонном мирте мы уже рассказывали. До южноафриканской травки с мощным названием буху дело еще дойдет. А вот о кадиле сарматском расскажем сейчас и с удовольствием.
Кадило сарматское (Melittis sarmatica), как мы поняли — это разновидность кадила мелиссолистного (Melittis melissophyllum), встречающаяся в восточной Европе. В наших краях, на Северо-Западе России, кадило сарматское не растет (ну или растет так, что мы об этом не знаем). А вот немного южнее, в белорусских и украинских лесах, это хоть и редкое, но вполне естественное растение. Классическим ареалом распространения кадила сарматского является Беловежская пуща. Которая, кстати, классифицируется как сарматский смешанный лес. Отсюда, скорее всего, и сарматское название разновидности кадила.
Кадило сарматское — это многолетнее травянистое растение, которое в местах непосредственного произрастания часто называют кадильником, лесным табаком или лесным бальзамом. Растение это является хорошим медоносом, ценится как декоративная и как лекарственная трава и очень легко культивируется. Но, как это часто бывает, дикое кадило сарматское ценится выше, чем огородное. И если сбор этого растения разрешить, то его просто затопчут. Так что в той же самой Беларуси кадило сарматское занесено в Красную книгу, что хоть немного, но ограничивает его дикий сбор.
С чайной точки зрения кадило сарматское — очень необычная травка. Потому что и в сухом виде, и при заваривании выдает тон вишневой косточки или миндального ореха, больше всего напоминающий ароматизатор «дикая вишня». Ну только мягкий и естественный. Такой аромат очень хорошо ложится на вкус и аромат черного чая, существенно влияя не только на букет напитка, но и на его гастрономическую композиционность. Черный чай с суховатым ароматом вишневой косточки отлично сочетается с разной кондитеркой.
Очень необычная и интересная травка. Андрей, спасибо за гостинец.
Новые тесты, статьи и обратная связь
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем. Тем более, что чайные новости — не единственный наш проект. В нашем блоге, как обычно, появилась новая статья, она называется «Рассеянный чай» и рассказывает о том, почему чай получается более вкусным, когда во время чаепития на нем особенно не сосредотачиваешься. Никуда не делся наш новый супер-тест. За 10 дней до получения сертификата дошли только три человека — но они реально круты, вот список. К нему, естественно, можно присоединиться, пройдя тест. Это сложно и несложно одновременно.
Спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
23.10.2021 в 17:51
Умамистый показатель, это что?
23.10.2021 в 17:54
Это от умами (юмами), вкуса, который высокобелковых веществ, его часто пятым вкусом называют. Во многих чаях он явно присутствует.