Вы все, наверняка, знаете про глинтвейн. Напиток, который изготавливается из вина, в названии которого присутствует слово «вино», от которого можно опьянеть и вокруг которого выстроена достаточно развитая потребительская культура. Но который при этом имеет особенный вкус, существует в отдельной потребительской нише и редко рассматривается как часть винной культуры.

С чайными напитками, которые подаются, как правило, в прозрачных стаканчиках, чаще всего в компактных заведениях и предназначены для немедленного употребления за не очень уютным столиком или на ходу, дело обстоит совершенно так же.

Изначально большая часть таких напитков готовилась на основе чая. Сейчас, конечно, диапазон основ для чайных напитков в стаканчиках заметно расширился — но значительная их часть до сих пор включает в себя чай (в привычном нам значении этого слова).

В названии таких напитков почти всегда используется слово «Чай». Ну или английское Tea. Каждый конкретный напиток может, конечно, называться совершенно фантазийно, как-нибудь типа «Розового фламинго». Но все эти «Розовые фламинго» и «Манго санрайзы» вместе будут называться чаем. А заведения, в которых они подаются — чайными.

С выстроенной вокруг этих напитков потребительской культурой тоже все в порядке. Иногда даже слишком — интерес к таким напиткам часто носит ажиотажный характер, с релизами, анонсами и очередями. Такие напитки часто оптимизируются под фотографирование — и внешним видом, и способом употребления.

Эти напитки могут быть физиологичны. Кофеин в них есть, сахар, как правило, тоже — причем и то, и другое если не в лошадиных, то точно в больших дозах. Частенько в них есть еще и молоко, которое, как известно, является источником жиров. Эти напитки могут бодрить и снабжать организм энергией — то есть, фактически, быть энергетиками.

Про вкус этих напитков ничего определенного сказать нельзя кроме того, что вкус этот не один. Их много и они разнообразны. И постоянно меняются — потому что основная торговая фишка таких напитков состоит в высокой интенсивности обновления ассортимента. Чтобы среднестатистический посетитель в каждый свой визит мог попробовать что-то новое. Просто потому, что редко кому хочется пробовать каждый конкретный такой напиток второй раз.

Ну и, конечно, вкус у таких напитков очень сильно отличается от вкуса традиционного чая. Даже того, который лежит в их основе. И, как и в случае с вином и глинтвейном, интерес к традиционному чаю на эти напитки обычно не распространяется. Уж очень они далеко от него ушли. Но хотя бы по верхам в этих напитках есть смысл разобраться. Исключительно для расширения рыночного кругозора. 

Я бы разделил все эти чайные напитки в стаканчиках на четыре группы: на бабл ти (или боба ти), милк ти, чиз ти и фруктовые чаи. Извините за такие слова.

Бабл ти — это чайно-молочные напитки, включающие в себя наполнитель — в ортодоксальном варианте тапиоковые шарики, но и тут возможны варианты. Милк ти — это чайно-молочные напитки без наполнителей. Чиз ти — это напитки с сырно-сливочной шапкой. Ну а фруктовые чаи — это безалкогольные чайно-фруктовые коктейли, чаще всего с кусочками фруктов или фруктовыми капсулами. Некоторые из этих напитков могут подаваться как холодными, так и горячими. Но большая их часть подается холодными или вообще со льдом.

Ну а теперь — немного подробностей про каждую группу напитков.

Все началось с бабл ти. Бабл ти и боба ти (Bubble Tea, Boba Tea) — это разные названия одного типа напитков. Обычно эту разницу объясняют тем, что на одном побережье США устоялось название Bubble Tea, а на другом — Boba Tea. За пределами США активно используются оба названия, есть даже умники, которые могут объяснить чем рецептурно отличаются Bubble Tea и Boba Tea, но я бы им пока не верил, маркетинговая мифология этих напитков еще не устоялась.

Название Bubble Tea старше — именно под таким названием напитки этого типа начали продаваться на Тайване в конце 1980-х годов. Канонический Bubble Tea — это черный чай с молоком и сахаром, в который щедро добавлены шарики из тапиокового крахмала. Отдаленно напоминающие жемчужины — поэтому такие напитки называют еще иногда Pearl Tea. Пьется Bubble Tea через толстую соломинку, через которую можно засасывать не только жидкость, но и шарики.

Так как в Bubble Tea можно менять основу (брать любой чай), добавки (разные виды молока, что-либо цветное типа фиолетового ямса или куркумы) и вид наполнителя (желейные капсулы, кусочки фруктов и т.п.), вариаций этого напитка на современном рынке очень много. Некоторые из этих вариаций выделились в самостоятельные рыночные сегменты.

Например, напитки с сырным или сливочным топингом стали называть сырным чаем (Cheese Tea). Эти напитки появились на рынке относительно недавно, лет десять, кажется, назад. На первых порах их было модно употреблять прямо из стакана и без соломинки, так, чтобы сырная шапка оставляла на верхней губе след типа усов. Которые нужно было непременно сфотографировать. Потом тема с усами ушла на второй план, а напиток на рынке закрепился. Рынок любит слои и топпинги. Содержание такого напитка под шапкой может быть любым, конечно.

Молочный чай. Photo by Demi DeHerrera on Unsplash

Молочные чаи (Milk Tea) — это большая группа напитков, которые, с одной стороны, наследуют индийскому традиционному чаю с молоком и специями, таиландскому холодному чаю и гонконгскому чаю (тоже с молоком, но без специй), а с другой стороны — это вариация Bubble Tea, только без тапиоковых шариков. Но со льдом, например. Фактически — это любой чай с молоком, поданный в актуальном стиле. В том числе и с топпингом. Так что описанные выше сырные чаи можно считать разновидностью молочных чаев.

Ну а фруктовые чаи — это, как я уже говорил, чайно-фруктовые безалкогольные миксы. С кусочками фруктов или капсулами с соком. Очень освежающие и эффектно выглядящие. Тут и добавить нечего. Кроме того, что частным случае фруктовых чаев можно считать традиционные американские Iced (Ice) Tea. Которые сейчас тоже часто подаются в прозрачных одноразовых стаканчиках. Iced Tea, конечно, возник намного раньше всех описанных выше напитков — но стилистически постепенно становится их подмножеством.

Конкретные напитки всех перечисленных типов, повторюсь, обычно создаются по конструкторному принципу непосредственно в местах продаж и непосредственно перед употреблением. Ну то есть работающая с такими напитками актуальная чайная оперирует набором основ (из разных чаев, например), наполнителей и добавок и топпингов — и произвольным образом комбинирует их. Постоянно обеспечивая покупателей новыми вкусами и новым опытом.

В настоящее время рынок таких напитков бурно развивается. И, несмотря на категорическую непохожетсь условного бабл ти на традиционный чай, все равно является частью чайной культуры. Хотя бы потому что потребляет большое количество недорогого чая базового качества. Обеспечивая чайным фермерам и производителям чая постоянный спрос на их продукты и постоянный доход.