Китайские ученые обнаружили, что кофеин и полифенолы, содержащиеся не только в чайных листьях, но и в нектаре, улучшают память пчел. Тут интересно вот что. Существует большое количество исследований влияния кофеина и полифенолов на память различных животных — сразу и навскидку я могу вспомнить, например, улучшение памяти крыс и улиток-прудовиков. Но ни крысы, ни улитки с чаем в реальной и нормальной жизни не пересекаются — поэтому их исследования носят, если так можно выразиться, потребительский характер. А вот пчелы, в привлечении которых растения крайне заинтересованы, это другое дело. И очень интересно, на самом деле, что чайный куст, возможно, не только привлекает пчел нектаром как питательным веществом, но и снабжает насекомых веществами, позволяющими лучше запомнить, где они этот нектар добыли.

DOI: 10.1016/j.jinsphys.2020.104177

Японская компания ITO EN установила в одном из японских аэропортов вендинговый автомат Oi Ocha Karakuri Machine, который, естественно, продает бутилированный зеленый чай Oi Ocha — но делает это, на полную катушку используя кинематический потенциал торговых автоматов. Выдача бутылочки чая в этих агрегатах сопровождается представлением, в ходе которого няшные куколки собирают чай, катаются на колесе обозрения, изготавливают чай, заваривают его и подают. Весь этот автомат напоминает одновременно и пневматический тир из моего детства, и витринную кинематику Евгения Климова — помните англичанина на велосипеде из «Унции»? Любопытно, кстати, что зеленый чай в кукольном представлении фиксируется явно прожаркой, а не паром.

www.timeout.com

В Ризе, чайной столице Турции, вовсю идет строительство нового чайного рынка. Вернее даже не рынка, а торгово-развлекательного комплекса с фудкортом (с акцентом на локальную кухню), кинотеатром, конференц-залом и, конечно, чайными лавками. Комплекс будет выполнен в форме традиционного турецкого чайного стаканчика, а на его крыше будет оборудована смотровая площадка. Ну и чаю там, наверняка, можно будет попить. Вообще, конечно, чай на верхотуре на севере Турции является фактическим локальным стандартом. Сесть на веранде горного отеля и выпить чаю… Разложить костерок на берегу горного озера и выпить чаю… Забраться в поднятый на стойках абмар прямо посреди комплекса чайной биржи и выпить чаю… Короче говоря, в чае на высоте наши турецкие коллеги знают толк, так что будем ждать открытия комплекса. Обещают через год.

www.haberetanik.com

Месяц назад были объявлены победители третьего конкурса Teas of the World, проводимого французским агентством AVPA. Это агентство специализируется на оценке продуктов питания и проводит конкурсы чая, кофе, шоколада и оливкового масла. За кофе, масло и шоколад сказать ничего не могу, а вот чайный конкурс у них любопытный. Но прежде чем сказать все, что я о нем думаю, позволю себе несколько слов о чайных конкурсах вообще.

Вообще-то, конкурсы являются неотъемлемой частью любой профессиональной культуры — артистической, спортивной, ремесленной или научной. Чайная культура, естественно, исключением не является. Конкурсы — это неплохой механизм популяризации чая и отличный способ повышения его цены и/или ценности чайного специалиста. Конкурсы позволяют и заявить о себе неофитам, и бодряще потолкаться локтями аксакалам культуры и рынка. Короче говоря, я конкурсы люблю. И отлично понимаю, что любой чайный конкурс — это не ни в коем случае не выбор лучшего чая или лучшего спеца. Тем более, что ни в одном конкурсе невозможно, даже через систему отборочных, собрать всех достойных внимания претендентов, будь то хоть чаи, хоть люди. Так что конкурс — это, прежде всего, шум, движуха, тусовка, возможность солидно выглядеть со стороны и прочие развлечения, продвигающие и чай, и чайников.

Все чайные конкурсы можно разбить на три больших группы. Первая группа — это конкурсы чая в местах его производства. Классическими примерами таких конкурсов являются конкурсы «Восточных красавиц» или Улунов с Морозного Пика на Тайване. Их героями являются производители чая. Вторая группа — это конкурсы специалистов, работающих с чаем — тут надо вспомнить Tea Masters Cup, Dilmah Real High Tea и многочисленные региональные конкурсы самого разного характера. Их герои — специалисты, готовящие и продающие чай. И, наконец, третья группа — это конкурсы чая в местах его употребления. Хорошим историческим примером таких конкурсов являются Всемирные выставки, золотыми медалями с которых уже более ста лет гордятся, например, наши грузинские коллеги. Ну а современными примерами таких конкурсов являются конкурс чаев американской выставки World Tea Expo и тот французский конкурс, о котором, собственно, я и пытаюсь рассказать. Героями таких конкурсов являются продавцы чая — даже если они сами этот чай производят, оценка чая производится в том виде, в котором он доходит до потребителей, то есть в виде товара.

Конкурсные регалии начала XX века. Фото: Шота Битадзе

У таких конкурсов есть одна очевидная сложность — невероятное разнообразие чаев. И, на самом деле, очень интересно смотреть, как организаторы решают проблему судейства в таких условиях. Наши французские коллеги разбили все чаи на стилистические категории, предложив группировать их не по региону или технологии производства, а по вкусовому стилю. Ну и внутри одной стилистической группы судьи уже выбирают лучший чай. Очень продуктивный подход, на мой взгляд. Кроме того, любой такой конкурс позволяет прикинуть, какие чаи и производители сейчас активничают на рынке дорогого чая — участие в конкурсе платное, поэтому самим фактом участия в нем компания сообщает нам, что у нее есть рекламный бюджет на суету на французском рынке.

Ну так вот. Французский конкурс проходил в двух категориях: ароматизированные и травяные чаи и условно чистые чаи. Условно — потому что сушеные на ароматных угольках чаи тоже туда попали. В итоговом конкурсном списке чистых чаев оказалось 96 напитков из 16 стран: Колумбии, Японии, Таиланда, Вьетнама, США, Тайваня, Китая, Индии, Непала, Индонезии, Франции, Италии, Бурунди, Малави, Кении и Новой Зеландии. При тотальном доминировании Тайваня и очень скромной представленности материкового Китая. Из чего можно сделать предварительный вывод о том, что материковым производителям чая французский рынок совершенно не интересен, а тайваньцы пытаются красиво выступить в главной гастрономической стране. 8 из 13 золотых медалей тоже взяли тайваньские чаи: черный чай с Лишаня, Дун Дин, Медовый черный чай, Золотой Цветок, тайваньская вариация на тему утесных улунов — все эти чаи в России, благодаря усилиям Сергея Хорольского и других тайваньских чайников, известны уже достаточно давно. Кроме тайваньцев в списке победителей оказались один Дян Хун, один Дарджилинг, одна сенча с любопытным названием Sagara Cha, малавийский пуэр и итальянский белый чай — то есть судьи отметили и классические чаи, и экзотику вниманием не обошли. В травяных и ароматизированных чаях некоторых победителей не расшифровать, в списке указаны только названия, без состава. Среди тех победителей, что поддаются расшифровке, клитория, каскара, вербена и улун с розой.

Интересно будет посмотреть на результаты будущего конкурса — судя по его динамике, на нем можно будет ожидать и большего количества чаев, и большего количества стран участников.

Прямо на наших глазах очень интересную трансформацию переживает формат Tea 2 Go. Ну или Take Away Tea. Который, напомню, состоит в том, чтобы купить удобный стакан с чаем или чайным напитком и топать по своим делам, время от времени прикладываясь к не менее удобной трубочке. Наиболее органично в этот формат вписались напитки, от вида которых любой правоверный чайник начинает вести себя как заправский экзорцист. Бабл ти, сырные чаи, чаи с фруктовыми начинками и топпингами, молочные чаи и всякие прочие причудливые штуки, которые обновляются настолько быстро, что запомнить их нет никакой возможности. Ну так вот. Некоторое время назад крупные восточные сети, работающие с такими напитками, обнаружили, что посетители очень любят модный, стильный и молодежный формат ти то гоу со всеми этими трубочками, стаканчиками и художественными подтеками, но еще больше любят пить все это дело не просто так и на ходу, а спокойно и с булочкой. Ведущие сетевые китайские чайные проекты — HeyTea и Nayuki — энергично вписались и в чайную гастрономию, и в стремление не прогнать клиента со стаканом чая, а напротив, задержать его на своей территории. А стартовавший буквально несколько лет назад проект Lelecha уже изначально был построен на комбинации «чайный напиток + булочка», на больших пространствах, вмещающих кучу клиентов и на разных активностях типа выпечки тех же булочек и производства чая на глазах у изумленной публики.

www.na-yuki.com

Получилась, на самом деле, интересная комбинация. Новый «тренд наоборот» взял все модные фишки от Take Away формата и усугубил их вечной классикой. Ведь о том, что чай должен быть с булочкой, мы знаем еще со школьной столовой.

Кстати, о Lelecha. Эти ребята не только производят чай непосредственно перед завариванием только для того, чтобы потом в свежеприготовленный напиток добавить кусочки фруктов и сырную шапку. Эти в хорошем смысле слова чайные сотонисты недавно вступили в продуктивную связь с Pizza Hut. Плодом этой необычной страсти стал сырный чай, упакованный в пиццу (https://asia.fabernovel.com/2020/08/19/a-drinkable-cheese-tea-pizza/). Получилась такая широкая корзиночка из теста, в которую налит чайно-сливочный напиток, накрытый сырной шапкой. И туда еще воткнута трубочка, а сверху на сырной шапке лежит мишка из желе. По форме все это дело напоминает веселенькое блюдце — и такая чайная пицца отлично вписалась бы в русское купеческое чаепитие. Только трубочку нужно убрать и сербать прямо через край.

asia.fabernovel.com

Эркин Тузмухаммедов, эксперт по крепкому алкоголю, автор убедительных книг по этой тематике и со-организатор всероссийского конкурса самогонщиков, не утратил, судя по одному из последних постов, профессионального интереса к чаю. Я впервые познакомился с чайным дистиллятом его авторства несколько лет назад, тот дивный продукт получался по достаточно хитрой технологии, назывался «Рюмка чая» и был реально вкусным. Новый релиз «Рюмки чая» называется «Чай белый зеленый крепкий», прозрачен, как слеза и имеет крепость 46 градусов. Вот ссылка на пост с фотографией бутылки, там в комментариях описан процесс производства дистиллята, но если вам интересно, попробуйте самостоятельно реконструировать эту технологию до чтения поста — хоть на практике, хоть умозрительно — не выходя при этом за технологические возможности домашней перегонки.

Книга и дистиллят Эркина Тузмухамедова. Фотография с FB-страницы Эркина

В прошлом выпуске, я, если помните, хвастался чаем с портвейном и сырниками. И обмолвился, что чайно-портвейновые композиции очень хорошо строить с использованием сыра. Буквально сразу после этого нам в руки попал шоколад с сыром — причем не просто с сыром, а с куртом. А портвейн, с которым мы сейчас ставим чайные опыты, это, на минуточку, Nirvana от Dow’s. А еще я на рынке купил просто курт — помимо шоколада. И мы все это погоняли в разных комбинациях. Имея в бэкграунде опыт гастрономической композиции из шэн-пуэра и курта, в которой два этих очень ярких продукта отлично смягчают друг друга.

Ну а когда к курту добавляются или шоколад, или портвейн, шэн становится слишком настырным. Для такой тройнушки достаточно обычного добротного черного чая. Ну и лучше не собирать все в кучу, а работать в комбинациях «Чай — шоколад с куртом» или «Чай — курт — портвейн». Ваше здоровье.

Чай, курт, портвейн Nirvana и шоколад с куртом. © Ольга Никандрова

Это был третий выпуск «Чайных параферналий» — подборки всякой занимательной чайной всячины. Проект работает в пилотном режиме, что с ним будет дальше и в каком формате мы будем работать с чайными новостями, зависит только от вашей реакции. Пишите комментарии и вопросы и не забывайте про наш ютуб-канал и блог «Путевые заметки чайного клоуна». Последний его пост был посвящен ответу на вопрос о том, как стать чайным сказочником — и я сделаю небольшой перерыв в серии «как и кем стать» и немного разовью тему модных чайных напитков с разными добавками — тех самых, которые принято игнорировать в пижонской чайной тусовке. Совершенно напрасно, как мне кажется.

Спасибо за внимание!