Здравствуйте. Если вам больше нравится смотреть и слушать, чем читать, то вот видео-версия выпуска.
Китайские ученые обнаружили, что кофеин и полифенолы, содержащиеся не только в чайных листьях, но и в нектаре, улучшают память пчел. Тут интересно вот что. Существует большое количество исследований влияния кофеина и полифенолов на память различных животных — сразу и навскидку я могу вспомнить, например, улучшение памяти крыс и улиток-прудовиков. Но ни крысы, ни улитки с чаем в реальной и нормальной жизни не пересекаются — поэтому их исследования носят, если так можно выразиться, потребительский характер. А вот пчелы, в привлечении которых растения крайне заинтересованы, это другое дело. И очень интересно, на самом деле, что чайный куст, возможно, не только привлекает пчел нектаром как питательным веществом, но и снабжает насекомых веществами, позволяющими лучше запомнить, где они этот нектар добыли.
![](http://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2020/12/bees-1024x683.jpg)
Японская компания ITO EN установила в одном из японских аэропортов вендинговый автомат Oi Ocha Karakuri Machine, который, естественно, продает бутилированный зеленый чай Oi Ocha — но делает это, на полную катушку используя кинематический потенциал торговых автоматов. Выдача бутылочки чая в этих агрегатах сопровождается представлением, в ходе которого няшные куколки собирают чай, катаются на колесе обозрения, изготавливают чай, заваривают его и подают. Весь этот автомат напоминает одновременно и пневматический тир из моего детства, и витринную кинематику Евгения Климова — помните англичанина на велосипеде из «Унции»? Любопытно, кстати, что зеленый чай в кукольном представлении фиксируется явно прожаркой, а не паром.
![](http://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2020/12/vend-1024x683.jpg)
В Ризе, чайной столице Турции, вовсю идет строительство нового чайного рынка. Вернее даже не рынка, а торгово-развлекательного комплекса с фудкортом (с акцентом на локальную кухню), кинотеатром, конференц-залом и, конечно, чайными лавками. Комплекс будет выполнен в форме традиционного турецкого чайного стаканчика, а на его крыше будет оборудована смотровая площадка. Ну и чаю там, наверняка, можно будет попить. Вообще, конечно, чай на верхотуре на севере Турции является фактическим локальным стандартом. Сесть на веранде горного отеля и выпить чаю… Разложить костерок на берегу горного озера и выпить чаю… Забраться в поднятый на стойках абмар прямо посреди комплекса чайной биржи и выпить чаю… Короче говоря, в чае на высоте наши турецкие коллеги знают толк, так что будем ждать открытия комплекса. Обещают через год.
![](http://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2020/12/bardak.jpg)
Месяц назад были объявлены победители третьего конкурса Teas of the World, проводимого французским агентством AVPA. Это агентство специализируется на оценке продуктов питания и проводит конкурсы чая, кофе, шоколада и оливкового масла. За кофе, масло и шоколад сказать ничего не могу, а вот чайный конкурс у них любопытный. Но прежде чем сказать все, что я о нем думаю, позволю себе несколько слов о чайных конкурсах вообще.
Вообще-то, конкурсы являются неотъемлемой частью любой профессиональной культуры — артистической, спортивной, ремесленной или научной. Чайная культура, естественно, исключением не является. Конкурсы — это неплохой механизм популяризации чая и отличный способ повышения его цены и/или ценности чайного специалиста. Конкурсы позволяют и заявить о себе неофитам, и бодряще потолкаться локтями аксакалам культуры и рынка. Короче говоря, я конкурсы люблю. И отлично понимаю, что любой чайный конкурс — это не ни в коем случае не выбор лучшего чая или лучшего спеца. Тем более, что ни в одном конкурсе невозможно, даже через систему отборочных, собрать всех достойных внимания претендентов, будь то хоть чаи, хоть люди. Так что конкурс — это, прежде всего, шум, движуха, тусовка, возможность солидно выглядеть со стороны и прочие развлечения, продвигающие и чай, и чайников.
Все чайные конкурсы можно разбить на три больших группы. Первая группа — это конкурсы чая в местах его производства. Классическими примерами таких конкурсов являются конкурсы «Восточных красавиц» или Улунов с Морозного Пика на Тайване. Их героями являются производители чая. Вторая группа — это конкурсы специалистов, работающих с чаем — тут надо вспомнить Tea Masters Cup, Dilmah Real High Tea и многочисленные региональные конкурсы самого разного характера. Их герои — специалисты, готовящие и продающие чай. И, наконец, третья группа — это конкурсы чая в местах его употребления. Хорошим историческим примером таких конкурсов являются Всемирные выставки, золотыми медалями с которых уже более ста лет гордятся, например, наши грузинские коллеги. Ну а современными примерами таких конкурсов являются конкурс чаев американской выставки World Tea Expo и тот французский конкурс, о котором, собственно, я и пытаюсь рассказать. Героями таких конкурсов являются продавцы чая — даже если они сами этот чай производят, оценка чая производится в том виде, в котором он доходит до потребителей, то есть в виде товара.
![](http://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2020/12/goldmedal-1024x768.jpg)
У таких конкурсов есть одна очевидная сложность — невероятное разнообразие чаев. И, на самом деле, очень интересно смотреть, как организаторы решают проблему судейства в таких условиях. Наши французские коллеги разбили все чаи на стилистические категории, предложив группировать их не по региону или технологии производства, а по вкусовому стилю. Ну и внутри одной стилистической группы судьи уже выбирают лучший чай. Очень продуктивный подход, на мой взгляд. Кроме того, любой такой конкурс позволяет прикинуть, какие чаи и производители сейчас активничают на рынке дорогого чая — участие в конкурсе платное, поэтому самим фактом участия в нем компания сообщает нам, что у нее есть рекламный бюджет на суету на французском рынке.
Ну так вот. Французский конкурс проходил в двух категориях: ароматизированные и травяные чаи и условно чистые чаи. Условно — потому что сушеные на ароматных угольках чаи тоже туда попали. В итоговом конкурсном списке чистых чаев оказалось 96 напитков из 16 стран: Колумбии, Японии, Таиланда, Вьетнама, США, Тайваня, Китая, Индии, Непала, Индонезии, Франции, Италии, Бурунди, Малави, Кении и Новой Зеландии. При тотальном доминировании Тайваня и очень скромной представленности материкового Китая. Из чего можно сделать предварительный вывод о том, что материковым производителям чая французский рынок совершенно не интересен, а тайваньцы пытаются красиво выступить в главной гастрономической стране. 8 из 13 золотых медалей тоже взяли тайваньские чаи: черный чай с Лишаня, Дун Дин, Медовый черный чай, Золотой Цветок, тайваньская вариация на тему утесных улунов — все эти чаи в России, благодаря усилиям Сергея Хорольского и других тайваньских чайников, известны уже достаточно давно. Кроме тайваньцев в списке победителей оказались один Дян Хун, один Дарджилинг, одна сенча с любопытным названием Sagara Cha, малавийский пуэр и итальянский белый чай — то есть судьи отметили и классические чаи, и экзотику вниманием не обошли. В травяных и ароматизированных чаях некоторых победителей не расшифровать, в списке указаны только названия, без состава. Среди тех победителей, что поддаются расшифровке, клитория, каскара, вербена и улун с розой.
Интересно будет посмотреть на результаты будущего конкурса — судя по его динамике, на нем можно будет ожидать и большего количества чаев, и большего количества стран участников.
Прямо на наших глазах очень интересную трансформацию переживает формат Tea 2 Go. Ну или Take Away Tea. Который, напомню, состоит в том, чтобы купить удобный стакан с чаем или чайным напитком и топать по своим делам, время от времени прикладываясь к не менее удобной трубочке. Наиболее органично в этот формат вписались напитки, от вида которых любой правоверный чайник начинает вести себя как заправский экзорцист. Бабл ти, сырные чаи, чаи с фруктовыми начинками и топпингами, молочные чаи и всякие прочие причудливые штуки, которые обновляются настолько быстро, что запомнить их нет никакой возможности. Ну так вот. Некоторое время назад крупные восточные сети, работающие с такими напитками, обнаружили, что посетители очень любят модный, стильный и молодежный формат ти то гоу со всеми этими трубочками, стаканчиками и художественными подтеками, но еще больше любят пить все это дело не просто так и на ходу, а спокойно и с булочкой. Ведущие сетевые китайские чайные проекты — HeyTea и Nayuki — энергично вписались и в чайную гастрономию, и в стремление не прогнать клиента со стаканом чая, а напротив, задержать его на своей территории. А стартовавший буквально несколько лет назад проект Lelecha уже изначально был построен на комбинации «чайный напиток + булочка», на больших пространствах, вмещающих кучу клиентов и на разных активностях типа выпечки тех же булочек и производства чая на глазах у изумленной публики.
![](http://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2020/12/nay2-1024x683.jpg)
Получилась, на самом деле, интересная комбинация. Новый «тренд наоборот» взял все модные фишки от Take Away формата и усугубил их вечной классикой. Ведь о том, что чай должен быть с булочкой, мы знаем еще со школьной столовой.
Кстати, о Lelecha. Эти ребята не только производят чай непосредственно перед завариванием только для того, чтобы потом в свежеприготовленный напиток добавить кусочки фруктов и сырную шапку. Эти в хорошем смысле слова чайные сотонисты недавно вступили в продуктивную связь с Pizza Hut. Плодом этой необычной страсти стал сырный чай, упакованный в пиццу. Получилась такая широкая корзиночка из теста, в которую налит чайно-сливочный напиток, накрытый сырной шапкой. И туда еще воткнута трубочка, а сверху на сырной шапке лежит мишка из желе. По форме все это дело напоминает веселенькое блюдце — и такая чайная пицца отлично вписалась бы в русское купеческое чаепитие. Только трубочку нужно убрать и сербать прямо через край.
![](http://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2020/12/pizza3.jpg)
Эркин Тузмухаммедов, эксперт по крепкому алкоголю, автор убедительных книг по этой тематике и со-организатор всероссийского конкурса самогонщиков, не утратил, судя по одному из последних постов, профессионального интереса к чаю. Я впервые познакомился с чайным дистиллятом его авторства несколько лет назад, тот дивный продукт получался по достаточно хитрой технологии, назывался «Рюмка чая» и был реально вкусным. Новый релиз «Рюмки чая» называется «Чай белый зеленый крепкий», прозрачен, как слеза и имеет крепость 46 градусов. Вот ссылка на пост с фотографией бутылки, там в комментариях описан процесс производства дистиллята, но если вам интересно, попробуйте самостоятельно реконструировать эту технологию до чтения поста — хоть на практике, хоть умозрительно — не выходя при этом за технологические возможности домашней перегонки.
![](http://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2020/12/erkin.jpg)
В прошлом выпуске, я, если помните, хвастался чаем с портвейном и сырниками. И обмолвился, что чайно-портвейновые композиции очень хорошо строить с использованием сыра. Буквально сразу после этого нам в руки попал шоколад с сыром — причем не просто с сыром, а с куртом. А портвейн, с которым мы сейчас ставим чайные опыты, это, на минуточку, Nirvana от Dow’s. А еще я на рынке купил просто курт — помимо шоколада. И мы все это погоняли в разных комбинациях. Имея в бэкграунде опыт гастрономической композиции из шэн-пуэра и курта, в которой два этих очень ярких продукта отлично смягчают друг друга.
Ну а когда к курту добавляются или шоколад, или портвейн, шэн становится слишком настырным. Для такой тройнушки достаточно обычного добротного черного чая. Ну и лучше не собирать все в кучу, а работать в комбинациях «Чай — шоколад с куртом» или «Чай — курт — портвейн». Ваше здоровье.
![](http://blog.teatips.ru/wp-content/uploads/2020/12/curt-1024x683.jpg)
Это был третий выпуск «Чайных параферналий» — подборки всякой занимательной чайной всячины. Проект работает в пилотном режиме, что с ним будет дальше и в каком формате мы будем работать с чайными новостями, зависит только от вашей реакции. Пишите комментарии и вопросы и не забывайте про наш ютуб-канал и блог «Путевые заметки чайного клоуна». Последний его пост был посвящен ответу на вопрос о том, как стать чайным сказочником — и я сделаю небольшой перерыв в серии «как и кем стать» и немного разовью тему модных чайных напитков с разными добавками — тех самых, которые принято игнорировать в пижонской чайной тусовке. Совершенно напрасно, как мне кажется.
Спасибо за внимание!
15.12.2020 в 14:47
Денис, спасибо Вам за статью. Как всегда интересно. А “Рюмка чая” – прекраснейший инструмент, с помощью которого можно вывести чайную культуру на совершенно новый уровень.
15.12.2020 в 15:22
Спасибо, Виктор!