Облепиховый Фучжуань
Китайские ученые исследовали возможность использования напитка, изготовленного из листьев облепихи по технологии Фучжуаня, для лечения гиперлипидемии. Оставлю, с вашего позволения, без внимания главную и медицинскую часть этого исследования — замечу только, что результаты там получились обнадеживающими. И скажу пару слов о необычной вариацией на тему облепихового чая. Или Фучжуаня — тут все зависит от того, с какой стороны на все это дело смотреть.
Фучжуань, напомню, это хэйча, темный китайский чай. Обычно его связывают с провинцией Хунань — но это не совсем полная связка, строго говоря, его даже придумали не Хунани, а в Шэньси. Сейчас, впрочем, не об этом. Особенностью Фучжуаня является заметное присутствие в консорциуме микроорганизмов, под дейтвием которого этот чай проходит микробиологическую ферментацию, грибка Aspergillus cristatus, именуемого в чайном китайском простонародье Цзиньхуа, «Золотой цветок». «Заметное присутствие» в данном случае не фигура речи, а объективная реальность, данная нам в ощущениях. Желтенькие крапинки грибка отлично заметны в чае и, безусловно, радуют глаз. Мне лично этот чай очень нравится на вкус, в хорошем исполнении, конечно. И я уже как-то говорил, что у нас он стал основным завтраковым чаем.
Так вот. Грибок Aspergillus cristatus можно выпустить не только на чайные листья, но и на другое растительное сырье. Не на всякое, скорее всего — но на листьях облепихи культура грибка прижилась и подвергла эти самые листья упомянутой уже микробиологической ферментации. Что и само по себе интересно, и попробовать интересно — правда, о нелабораторных вариантах облепихового Фучжуаня я ничего и никогда не слышал. Поиск по иероглифам, 沙棘茯砖茶, обозначающим «облепиха» и «фучжуань», тоже никакого результата не дал. Так что скорее всего готового облепихового фучжуаня на рынке нет. А китайские ученые о том, каким получился их облепиховый фучжуань на вкус, ничего не пишут.
Ну и замечу, конечно, что облепиха — это очень интересное чайное сырье. И я сейчас не только о получивших почти массовое распространение веселеньких оранжевых напитках из ягод облепихи, облепихового пюре или еще чего-то глубоко переработанного. Эти напитки, безусловно, интересны и за последнее время, скажем так, подобтесались и часто получаются вполне симпатичными на вкус. Но напитки можно готовить не только из ягод облепихи.
Исследованные китайскими учеными облепиховые листья — тоже отличная чайная штука, даже без микробиологической ферментации. Их, кстати, сейчас можно собирать. Они просто сушатся, симпатичны внешне, вкусно завариваются (и сифонизируются, кстати) сами по себе и являются отличным компонентом сложных чайных напитков. Я в прошлом много с ними экспериментировал и результатами этих экспериментов обычно оставался очень доволен. Рекомендую.
Ну и да, теперь, когда вы найдете в меню кафе или чайной строчку «облепиховый чай», то можете стильно уважать себя заставить, просто уточнив у официанта, что именно это за чай. Из ягод облепихи, листьев облепихи или облепиховый Фучжуань.
Замечу также, что в большей части чайных источников тот грибок, который радует глаз золотистыми крапинками при встрече с Фучжуанем, название которого, повторюсь, по-китайски звучит как «цзиньхуа» и переводится «золотой цветок», называется Eurotium cristatum, а не Aspergillus cristatus, как в описываемом исследовании. Насколько я смог понять, корректны и используются оба названия, но Aspergillus cristatus считается более актуальным, а Eurotium cristatum — устаревшим. Настаивать не буду, сильно в вопросе не разбирался, но отмечу, что при классификации живых организмов такие переименования случаются часто.
Ускоренное старение «Золотым цветком»
Некоторое время назад из Китая приходило достаточно много новостей об экспериментах с Цзиньхуа, «золотыми цветами» — грибами Eurotium cristatum (Aspergillus cristatus). Которые являются, скажем так, фирменным микроорганизмом Фучжуаня, известного темного чая. У нас Фучжуань стал традиционным первым утренним чаем — даже не могу объяснить, почему. Просто привыкли как-то. И желтую россыпь Eurotium cristatum на разломе Фучжуаня я рассматриваю регулярно и с удовольствием. Всегда приятно невооруженным глазом посмотреть на представителей того консорциума микроорганизмов, который работал над чаем.
Так вот. Эти грибы, Eurotium cristatum, пересаживали на разные чаи и в разных регионах — и смотрели, что получится. Дальше всего зашли эксперименты с «золотым цветком» и белым чаем в Фудине, в провинции Фуцзянь. Их результатом стал Цзиньхуа Бай Ча (金花白茶), «Белый чай с золотыми цветами», прессованный белый чай, сенсорно напоминающий выдержанные белые чаи. На этих нотах старости особо внимание не акцентировали, просто указывая их в ряду прочих свойств белого чая с грибами.
И вот буквально на днях мне попалось на глаза статья, в которой описывается эксперимент по пересадке «золотых цветов» на Шоу Мэй. И одной из целей этой пересадки была указана как раз имитация старения белого чая. Результатами эксперимента китайские исследователи оставались удовлетворены и предлагают использовать ферментацию с «золотым цветком» для ускоренного старения белых чаев.
На первый взгляд, особого смысла в этом нет — рынок старых белых чаев невелик и специфичен, ему хватает того старого белого чая, который получается естественным способом. Но если учесть, что эксперименты по старению «золотым цветком» ставились на Шоу Мэе, который, в первом приближении, можно считать самым простым и дешевым белым чаем, то все меняется. Если с помощью «Золотого цветка» удастся премиумизировать именно Шоу Мэй, производители белого чая будут очень рады.
Чайные банки на кухне Владимира Высоцкого
Алексей Чураков прислал мне как-то ссылку на видео Государственного Музея Владимира Высоцкого, посвящённое его кухне. Кухне как помещению, а не кухне как гастрономической системе. И там есть очень короткий эпизод с чайниками, чайными бабами и чайными банками. Которые очень знакомо расставлены по кухонным шкафчикам. Воодушевленный спич о том, что считали кощунственным китайцы, можно игнорировать — восторженные заблуждения часто наполняют жизнь людей порядком и смыслом, будем снисходительны. А вот баночки классные. И частично хорошо знакомые.
Вот я когда молодой был, посмеивался над традицией выставлять напоказ пустые чайные жестянки (и не только чайные, конечно, но сейчас остальные не важны). А оказалось, что из этого наивного выпендрежа получились маленькие и милые памятнички эпохи. На которые теперь посмотреть и приятно, и интересно.
Дядя Лёша, спасибо за наводку.
Нечайная риштанская керамика
Чайный интерес к Узбекистану невозможен без отдельного и специального интереса к риштанской керамике. Ну потому что если в стране есть своя керамическая школа, старая и развитая, и, одновременно, в стране есть своя потребительская чайная традиция — не такая старая, но тоже развитая, то две эти традиции должны как-то хорошо сойтись. Но увы. Риштанская керамика замечательна, но в чайном плане почти совсем не интересна.
Риштанская керамика, напомню — этот художественный промысел локализованный в городе Риштан, на востоке Узбекистана. Специфика риштанской керамики складывается из местной глины, особой глазури (которая называется «ишкор») и сложившихся в тех краях художественной школы и самобытного и более или менее узнаваемого стиля.
Формально чайных изделий в Риштане производится много. Чайники, выполненные риштанскими мастерами в характерной стилистике, встречаются очень часто. И даже являются рабочими — но все равно в гораздо большей степени являются арт-объектами, нежели удобной чайной утварью. И функциональность несут скорее декоративную, чем чайную. О глиняных самоварах и говорить нечего — это чистое художество.
В Риштане производят огромное количество пиал, которые формой и размером отлично подходят для чая, особенно в рамках среднеазиатских чайных традиций. Но при этом они совершенно не подходят для чая цветом, декором и толщиной стенок. Ну то есть пить чай из них можно, с этим нет вообще никаких проблем. Но обычная узбекская фарфоровая пиала, бело-синяя, с хлопковым рисунком, подходит для чая намного лучше, чем среднестатистическая риштанская.
Толщина стенок в риштанской керамике, кстати, бывает вполне чайной. Но в редких и дорогих работах знаменитых мастеров. У Алишера Назирова есть, например, вполне себе тонкостенные чаши — но они немного великоваты для чая, размерами они похожи на японские церемониальные тяваны. Которые, конечно, штука хорошая, но их чайная ниша очень и очень узка.
Так что если вы окажетесь в Узбекистане и решите пополнить коллекцию своей чайной утвари риштанской керамикой, то берите тарелочки или кружки, на манер офисных, только чутка поизящнее. Они точно не подведут. И чайный стол украсят, и своей чайной беспомощностью расстраивать не будут.
Стажировки и практики в чайной компании
МИРЭА — Российский технологический университет — и компания «МАЙ», известная своим чаем, заключили соглашение о практике и стажировках студентов университета на производстве, об адаптации учебных программ под потребности конкретных проектов и о возможности проверки и внедрения научных разработок университета на мощностях компании. В новостях пишут, что первым внедрением будет роботизированная рука, разработанная в университете. Даже интересно, честно говоря, куда они ее приспособят.
Как это всегда бывает с высшим профессиональным образованием, сам факт прохождения практики или стажировки на предприятии никому и ничего не гарантирует. Ни студентам какого-то резкого повышения качества образования, ни компании готовых специалистов после ВУЗа. Но сам факт появления такой возможности не может не радовать. Кому надо, тот воспользуется. Ну и это. Титестеров в рамках таких практик и стажировок можно будет готовить пачками — ничего технически сложного в такой подготовке нет.
Чайная выставка в Челябинске
Интересность России как чайной страны состоит в ее разнообразии. В этом смысле и в чайном плане мы чем-то похожи на Китай. С поправкой на масштаб, конечно. И еще на то, что китайское чайное разнообразие начинается с разнообразия производственного и, через торговлю, развивается в разнообразие потребительское. А Россия, будучи страной почти исключительно потребительской чайной культуры, разнообразна почти исключительно способами и поводами приготовления, подачи и употребления чая.
Но это все равно очень интересно — и иногда я искренне жалею, что у меня, наверное, уже не получится проехать по России с любительской чайной экспедицией. Походить по региональным музеям, посмотреть на разные чайные и околочайные мероприятия, попить чай в семьях, позаказывать чай в разном общепите и даже побродить по чайным клубам в разных городах — которые, хоть косплеят китайские опиумные курильни, но часто делают это с поправкой на региональную специфику.
При этом, как это почти всегда бывает в России, кроме локального чайного разнообразия у нас есть и парадный чайный стиль. Локализованный, конечно, в Москве. И когда речь заходит о русском чаепитии, то в первом приближении эта речь идет именно о чаепитии московском, в каком бы конкретном исполнении это московское чаепитие в данных момент времени не существовало. Это, в принципе, удобно — комбинация из парадного зонтичного стиля и множества его локальных вариаций, иногда кардинально от парадного стиля отличающихся, делает работу с чаем в России очень удобной, очень интересной и очень бесконечной. Хочешь — оперируешь лубком и стандартными стилистическими шаблонами. Хочешь — углубленно изучаешь нюансы и детали. Для любознательного человека — рай.
Я это все к тому, что 16 октября в Челябинске открывается выставка «Четыре столетия русского чая. Великий дар Поднебесной», составленная из экспонатов, хранящихся в коллекции Музея Московского Кремля. Насколько я смог понять, выставка новая, возможно, собранная специально для Челябинска. И, надеюсь, в случае ее успеха она появится и в других российских городах.
Говорят, что на выставке будет около 250 экспонатов. Старинные китайские и монгольские предметы, связанные с чаепитием, серебряная и фарфоровая посуда разных эпох, изделия Императорского фарфорового завода, самовары, бульотки, конфетницы, чайницы, подстаканники, чайные сервизы и разные редкие документы — например, старые географические карты. Короче говоря, красота. Оценить характер экспонатов можно, посмотрев разное чайное на сайте Музея Московского Кремля. Вот, например, просто чайники. А вот — чайные сервизы.
В предметном плане эта выставка — это квинтэссенция парадного московского чайного стиля, тот его вариант, которые не городской и повседневный, а дорогой, блестящий и богатый. За пределами Москвы познакомиться с этим стилем затруднительно — так что челябинская выставка будет в определенном смысле уникальной. Если кто поблизости, не пропустите.
Малайзийский BOH
Наткнулся в новостях на заметку, посвященную юбилею малайзийской чайной компании BOH. Которой стукнуло 95 лет. Я никогда о такой компании не слышал, да и вообще не очень хорошо представляю себе чайный рынок Малайзии — поэтому полез разбираться.
Компания оказалась чрезвычайно любопытной. Во-первых, у нее очень богатый и разнообразный ассортимент, причем, что совершенно естественно, полностью адаптированный под местный рынок. И изучать его также интересно, как ходить по супермаркетам в новых городах и странах. Массовая торговля — вообще очень хороший источник информации. Пересказывать ассортимент компании смысла нет, если интересно, посмотрите сами. Замечу только что там, среди чая самого разного уровня, от растворяшек «три в одном» до достаточно дорогих жестянок, в том числе и с плантационным чаем, постоянно мелькают миленькие дамские платочки. Ну то есть можно банку чая, чайную пару и платочек подобрать так, что на них будут перекликающиеся орнаменты. Это красиво. И да, ассортимент компании очень мультикультурный, если можно так выразиться. Они производят и продают чаи для разных потребительских традиций — сказывается специфика Малайзии.
Во-вторых, BOH устраивает экскурсии на свои чайные сады. Причем на трех парадно-экскурсионных локациях оборудованы классные развлекательно-смотровые площадки. Где можно пофоткать, пофоткаться, подегустировать чай, перекусить, посмотреть разные чайные выставки и все такое прочее.
В-третьих — и для меня лично это самое интересное — название компании, BOH, является сокращением от термина Bohea, которым в прошлом обозначались уишаньские чаи. И самая первая чайная плантация в Малайзии была названа именно так — BOH. Что намекало и на качество чая, и на некую культурную преемственность. Эта чайная плантация и сейчас так называется — и на нее тоже водят экскурсии. Несмотря на широкую распространенность термина Bohea в чайном торговом прошлом, сейчас он используется на удивление редко. Тем любопытные малайзийская к нему отсылка.
Симпатичный проект. Совершенно простой с чайной точки зрения, но классный с точки зрения разной культурной и социальной движухи.
Обновления Tea Garden Simulator
Я в новостях уже несколько раз рассказывал об игре Tea Garden Simulator, которая, как несложно догадаться, является симулятором чайного хозяйства. Сам я в эту игру поигрался совсем немного когда она еще была в предварительном доступе — и быстро сдался. Старый я уже стал для того, чтобы с играми разбираться, Zuma — мой потолок игровой сложности.
Ну и пока я деградирую от масштабных стратегий к простеньким казуалкам, Tea Garden Stimulator развивается и обновляется. На днях было анонсировано большое китайское обновление игры — туда добавили китайский язык и немного китайских картинок и фраз. А еще в феврале игра была локализована для русскоязычных игроков. Русская версия интересна тем, что для оценки качества перевода разработчики выгрузили в отдельный файл все игровые сообщения с русским переводом. И изучение этого файла позволяет оценить уровень этой игры, не играясь в нее.
На мой взгляд и несмотря на разные косяки уровень игры весьма неплох. И ее можно совершенно спокойно использовать как один из способов изучения выращивания и производства чая. Была бы у меня чайная школа, я заставлял слушателей играть в этот симулятор, попутно комментируя с умным видом и снисходительным тоном все игровые сообщения.
Штормовой английский чай
Все мы с вами прекрасно знаем, что на высоте вода закипает при меньшей температуре из-за более низкого давления. Самым интересным чайным следствием этого простого физического эффекта можно считать специальные самолетные купажи черного чая, адаптированные под заваривание водой более низкой, чем у традиционного кипятка, температуры. С учетом того, какой обычно на вкус чай в самолетах, все эти разговоры между авиакомпаниями и потенциальными поставщиками про то, что «Нам нужен чай для заваривания на большой высоте» и «Да, мы решим эту проблему, наш чай подойдет» кажутся мне ритуальным кокетством. Но сейчас не об этом.
Английские ученые воспользовались в ноябре прошлого года предсказуемым приближением шторма к городу Рединг, что на юго-востоке Англии. И измерили температуру кипения воды во время шторма, который сопровождался существенным понижением атмосферного давления. Оказалось, что вода во время шторма закипала при 98 градусах Цельсия даже на обычной негорной высоте.
Журналисты немедля превратили это простое, но забавное наблюдение в историю о том, что во время непогоды и без того страдающие англичане еще и чай невкусный пьют, потому что заварить его толком не могут. Но это уже все ерунда, конечно. На качество заваривания массового британского чая эти два градуса никак не повлияют.
Чайные экспонаты «Вечного города» и Регистана
Ольга вернулась из командировки в Узбекистан и привезла фотографии разных чайных экспонатов из самаркандского «Вечного города» и самаркандского же Регистана.
«Вечный город» — это историко-этнографический парк, в котором собрано все, что может развлечь современного туриста: сувенирные лавки, ремесленные мастерские, рестораны, банкетные залы, прогулочные зоны и все такое прочее. И все это исполнено в стиле традиционных среднеазиатских культур и зонировано по знаковым древним городам региона. Самой разной чайной атрибутики там множество, причем как декоративной, так и используемой по непосредственному назначению. Декоративной больше, понятное дело.
Для меня лично самый любопытный чайный экспонат из «Вечного города» — это табличка с надписью Teahouse «CHOYHONA №95». №95 — это, конечно, не девяносто пятая самаркандская чайхана, их там никто не нумерует. И не считает, пожалуй. Это отсылка к зеленому чаю №95, популярному на узбекском рынке купажу, рецептурными корнями уходящему в советскую чайную индустрию. По сути это простенький китайский ганпаудер, ядреный, терпкий и пепельный. Сделать такой чай фирменным для чайханы совсем не сложно, на рынке его вагон.
Регистан — это площадь в Самарканде, знаменитая ансамблем из трех медресе, которые сейчас совсем не медресе, там музеи и торговля в кельях. Всяким чайным там, в кельях, безусловно торгуют — например, картинами с чайными сюжетами. Или даже картинами, нарисованными чаем, черным и зеленым. Но самые интересные чайные экспонаты, конечно, в музее. И это, конечно, самовары.
Самовары привычных нам форм покрыты непривычной нам чеканкой. Самовары — из России. Чеканка — местная. Переделка фабричных самоваров — обычное дело в Средней Азии. Иногда от исходника вообще остаются только отдельные детали, типа краника, ручек и камеры сгорания — а все остальное заменяется на более красивое. Ну а иногда местные мастера ограничиваются чеканкой по родному корпусу — и тоже получается хорошо. И на самоварную трубу чеканка тоже отлично ложится.
Отдельного внимания заслуживает, конечно, самовар в форме традиционного восточного кувшина. Высокого и с длинным изогнутым носиком. В Азии, причем не только в Средней, такие самовары — не редкость. Но для глаза, привыкшего к среднерусскому самоварному дизайну, такое устройство выглядит запредельной диковинкой.
Хорошее место Самарканд с чайно-визуальной точки зрения.
Масалачайный стартап
Давненько мне на глаза не попадались предметы чайной и околочайной утвари, которые, во-первых, были бы необычными и, во-вторых, интересными настолько, что я их хотел бы приобрести. Ну и вот, значит, не так давно мне на глаза такая пепяка попалась.
Называется приблуда Loka Chai Maker, существует она пока только в виде стартапа на «Кикстартере» и является устройством для приготовления масалы — чая с молоком и специями. Того самого, что называется Chai и который мы по-русски вынужденно называем масалой, чтобы не путать чай как чай и Chai как название конкретного стиля чайных напитков.
Так вот. Масала — это вкусная штука. Особенно долгими зимними вечерами. И очень интересная для, скажем так, чайного творчества — поэкспериментировать со специями бывает любопытно. Но в домашних условиях готовить масалу не очень удобно. Как и любой другой продукт, связанный с нагреванием или кипячением молока. Будущая масала пачкает все, что можно, и еще норовит убежать. И посуду от нее отмывать не очень-то приятно. Поэтому я, например, масалу готовлю намного реже, чем хотел бы. Просто лень заморачиваться потому что.
Ну и вот, стало быть, интернациональная компания стартаперов, обитающая в Нью-Йорке, разработала посудину для приготовления масалы, в которой эта самая масала может вариться не убегая, в которой есть встроенное сито — ну то есть маслу не нужно будет процеживать — и которая, по сути своей, представляет довольно простой по конструкции кувшин из нержавейки с пластиковой ручкой. И ни грамма электроники — просто ставишь на плиту, и все.
Эту хреновину при желании можно даже в поход брать. Когда она на костре закоптится, то вообще шикарно смотреться будет.
Пуэрный освежитель
Ну и раз уж сегодня речь зашла о всяких неочевидных чайных штуках. Изучая разные чайные новинки, наткнулся на набор из трех освежителей дыхания. Таких специальных пшикалок в рот с разными ароматами. Так вот, в этом наборе, кроме пшикалок с морской солью и с медом, оказалась еще и пшикалка с названием Pu’er.
Самого пуэра там в составе, правда, не оказалось, только экстракт листьев камелии китайской. Но, допускаю, что комбинация из прочих ингредиентов пуэрный аромат хоть как-то воспроизводит. Хотя бы в представлении изготовителей этого освежителя.
Разные чайные освежители, в том числе и освежители дыхания, штука достаточно распространенная. Но освежитель дыхания с пуэрным ароматом я, кажется, встречаю впервые.
Молодость, красота, здоровье и порошок
Ну и чтобы довести тему чайных новинок до абсурда. Через меня ежедневно проходит огромное количество информации о разных чудодейственных продуктах на основе чая. Обычно я этот поток игнорирую, но сегодня вот, не смог смолчать. Уж очень нахлобученный продукт мне на глаза попался. NoonBrew Superfood Tea называется.
В его состав входят астрагал, ашваганда, чага, кордицепс, ежовик, мелисса, рейши (более известный как трутовик лакированный), куркума, имбирь, хлорелла, женьшень, мака, дендробиум, лимонник, османтус, апельсин, лимон, архат, l-теанин, лимонная кислота и какой-либо чай. Например, белый с улуном. Или матча. Тут все от конкретного продукта зависит — но все это великолепие, в котором оказались даже некоторые неизвестные мне ранее штуки, очень ограническое.
Честно говоря, такого рафинированного чайно-оздоровительного сатанизма я еще не встречал. Даже завидно немного.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий