О смысле чайных автоматов

Наткнулся на днях на информацию о том, что на Kickstarter практически набрал необходимую сумму денег проект очередного домашнего (ну или офисного) автомата для приготовления чая. Который называется ChaiBot и, естественно, описан как единственный, который делает что-то там особенное, позволяющее качественно заваривать чай. В данном проекте напирают на тридцатипроцентное увеличение выхода антиоксидантов в настой благодаря применению новой технологии заваривания. Которая, судя по всему, заключается в том, что завариваемый чай слегка перемешивается. Ну и еще автомат позволяет выбирать температуру и время настаивания чая, как вручную, так и из обширной базы пресетов, легко чистится, сохраняет чайный настой подогретым, позволяет работать с водой, молоком и мылом и заваривать хоть листовой, хоть пакетированный чай. Ну и управляется со смартфона. Короче говоря, реализует весь тот набор функций, который в той или иной степени реализуют многие современные чайные машины. Или концепты таких машин.

Как вы прекрасно понимаете, техническая реализация всего перечисленного набора функций, ну разве что кроме управления со смартфона, не представляет никакой проблемы вот уже лет тридцать как. А реализация всего перечисленного набора функций, включая управление со смартфона, не представляет никакой технической проблемы уже лет десять как. И было бы странно рассчитывать на то, что создатели ChaiBot оказались первыми такими умными ребятами, которые догадались создать агрегат с базой данных способов заваривания чая и возможностью настройки режима его заваривания. Конечно, они не первые — чайные автоматы появляются на рынке с завидной регулярностью. И очень часто их появление сопровождается заявлениями об их революционности и уникальности.

Однако если вы внимательно посмотрите по сторонам, то обратите внимание, что чай по-прежнему является вторым по популярности напитком после воды. А домашние чайные автоматы, по какой-то удивительной причине, нафиг никому не нужны. Особенно хорошо заметна ничтожность развития рынка чайных автоматов на фоне рынка домашних и офисных кофемашин. И если отсутствие чайных автоматов в быту жителей не очень богатых стран еще можно объяснить банальной невозможность выложить 200 долларов за неведомую чайную пепяку, то совершенно аналогичная ситуация в странах богатых, да еще и чаепьющих — типа Великобритании — требует наличия какой-то мощной и непреодолимой причины, препятствующей использованию бытовых чайных автоматов. 

Зелененький ChaiBot. www.kickstarter.com

Причина эта, как это всегда бывает, проста до безобразия. В отличие от огромного количества другой бытовой техники, домашний чайный автомат не дает никаких ощутимых в быту преимуществ при заваривании чая. В отличие, например, от упомянутой уже кофемашины. Или тостера. Или даже вафельницы — уж на что спорная приблуда. Все эти устройства позволяют получить результат, который без их использования получить невозможно или затруднительно. Заваривание кофе любым приличным способом вполне возможно и без машины, хоть и более заморочено — но вот приготовить капучино без машины уже сложновато. Тосты тоже можно поджарить на сковородке — но с тостером удобнее. Из него они, опять же, очень эротично выскакивают. Ну а вафли без вафельницы вообще может приготовить только какой-либо высокофункциональный перверсионист.

А заварить чай без чайной машины легко и просто. И даже отсечь время и температуру заваривания тоже легко и просто при нынешнем развитии электрочайников и таймеров. И удержать в голове несколько режимов заваривания чая совсем не сложно — а если сложно, их есть где быстро подсмотреть. Вот только даже все эти легкие и простые вещи подавляющему большинству людей в быту абсолютно не нужны. Кипятка, чая на глазок (или чайного пакетика) и весьма примерно определяемой продолжительности заваривания достаточно для получения напитка, вполне устраивающего практически всех потребителей. Да, безусловно, некоторыми техническими замутами можно повысить качество заваривания в том числе и повседневного массового чая — но это улучшение почти никогда не стоит затраченных на него усилий.

Несмотря на страшные корчи, которые изображают рекламные персонажи, пытаясь передать страдания, испытываемые в процессе заваривания чая обычным способом или муки от дегустации ромашкового чая, заваренного водой неправильной температуры — все это ерунда. И люди, хоть немного знакомые с чаем, отлично это понимают. Поэтому в странах с развитой потребительской чайной культурой чайные автоматы пока идут лесом.

Определенные перспективы у них есть на туповатых, с чайной точки зрения, рынках. Ну то есть на таких рынках, где существуют достаточное количество потребителей, предполагающих, что чай заваривает чайник, а не человек. Допускаю, что в такой ситуации определенный спрос на бытовые чайные автоматы возможен — хотя, конечно, и оскорбителен для человеческого достоинства.

Значит все ли это, что чайные автоматы совершенно бесперспективны? Конечно, нет. По трем причинам.

Во-первых, на рынке, как известно, два дурака — один продает, другой — покупает. И локальный бизнес-успех разных чайных агрегатов вполне возможен, особенно если они будут стильными и будут заваривать чай с эффектами. Я бы с удовольствием поработал с автоматом, который издает экстатические вопли по мере заваривания чая. «Дас ист фантастиш» в финале заваривания черного чая кипятком будет звучать очень успокаивающе.

Во-вторых, на чайные автоматы может быть определенный спрос в индустриальном титестинге. Аппарат, способный заваривать образцы чая в строго определенных условиях, имеет определенные перспективы на профессиональном рынке. Особенно если его совместят с посудомойкой.

В-третьих, есть шанс и у бытовых чайных автоматов. Он находится на стыке стандартизации завариваемого чая и сетевых технологий. Если удастся выпустить на рынок большое количество порционного и стандартного чая, гарантирующего высокую степень совпадения исходного сырья с определенной маркировкой для всех потребителей, то чайные автоматы, работающие в единой сети, собирающей всевозможные способы заваривания чая и снабженной механизмами эффективной обратной связи, могут полностью изменить чайный рынок. Даже несмотря на использования разной воды — при зафиксированных характеристиках завариваемого чая этот баг легко превратить в фичу. Но такой проект под силу только компаниям-гигантам, способным сразу вывести на рынок десятки тысяч условных капсул стандартизированного чая. 

Возможно, мы такую систему еще увидим. Технических препятствий к ее реализации я не вижу, все упирается в ресурсы. И рыночную целесообразность. То, что такие автоматы будут адекватными с чайной точки зрения, вовсе не значит, что они будут успешными с точки зрения коммерческой.

Чайные феномены Казахстана. Karlen Sarai

Написанная полгода назад заметка «Чай в Казахстане. Первый взгляд» как бы намекает, что пора описывать результаты второго, третьего и всех остальных взглядов. Тем более, что развитых чайных традиций и ярких чайных феноменов в Казахстане хватит не только на второй и третий взгляд — их тут можно изучать и долго и вдумчиво.

И начать я хочу с феномена скорее посудного, нежели чайного — но яркого, дорогого и богатого. Этим феноменом является Дом Фарфора Karlen Sarai. Он открылся в июле этого года и работает с художественным фарфором и, в меньшей степени, с другой подарочной посудой. 

Фарфор для Karlen Sarai изготавливается в Гонконге, но разрабатывается казахстанскими дизайнерами и выполнен, большей частью, в парадной национальной эстетике в широкой и творческой ее интерпретации. В ассортименте проекта есть и столовые сервизы,  и кофейная посуда, и кружки, которые можно условно считать офисными, и стекло — в том числе и стаканы с подстаканниками. Но самая яркая часть коллекции — это, конечно, чайные сервизы. Составленные из чайника и чайных пар или из чайника и пиал.

Интерьер и сервизы

Честно говоря, я давно уже не заглядываюсь на чайные сервизы как на посуду для приготовления и подачи чая. Дома и в повседневных чаепитиях сервизы просто не очень удобны. В форматы чайных шоу-дегустаций, в которых я обычно работаю, сервизы не вписываются совсем. Для профессиональной оценки чая они тем более не нужны. Так что к сервизам я отношусь исключительно как к арт-объектам или как к статусным предметам, типа наградного оружия.

При этом я никогда не отказываю себе в удовольствии использовать чайные сервизы — в том числе и самые красивые — по непосредственному назначению. Случается это крайне редко — и такие чаепития носят для меня деликатесный характер. Ну то есть характер удовольствия, смысл которого состоит в том числе и в редкости.

Травяной чай «Хазрет»

Так вот. С точки зрения приобретения чайной посуды и для меня лично Дом Фарфора — это, скорее, художественная экспозиция, нежели магазин. Посмотреть очень интересно, покупать смысла почти нет. Почти — потому что некоторые их пиалы неплохо подойдут для фотографирования чая, так что я не зарекаюсь. Ну и сувенирный потенциал этой посуды очень высок, конечно.

А вот с точки зрения «красиво выпить чаю» Karlen Sarai — чудесное место. Потому что там, прямо среди полок с фарфором, стоят два столика и есть небольшая барная стойка. И можно заказать чай и разные десерты. Обычный чай там можно игнорировать — ничего интересного. А вот какой-либо авторский чай — травяной, черный с молоком, зеленый с яблоками или еще один, которого я не запомнил — нужно попробовать обязательно. Потому что такой чай подается в разных сервизах из тех, что стоят на полках — и это очень красиво. И еще, пожалуй, можно заказать кофе по-казахски — его тоже подадут в красивой чашке, с молоком и с пищевым золотом. И это тоже красиво. Десерты фотогеничные и очень сладкие — к этому надо быть готовым.

Снова травяной чай «Хазрет»

Еще раз. Karlen Sarai — это не кафе и не чайная. Кафе там есть рядом, если хочется просто чая-кофе-вкусняшек, то лучше сразу идти туда. В Karlen Sarai нужно идти за впечатлениями, фотографиями, возможностью взаимодействия с красивой посудой и вот этим странным ощущением, когда поднимаешь чашку с чаем над блюдцем и как-то хочется подчеркнуть особенность момента. Например, мизинчик оттопырить.

Ну и когда уже расплатился и выходишь из магазина где-то на периферии сознания мелькает удовлетворенное «Уф! Ничего не разбил!» Довольно необычная чайная эмоция, надо сказать.

Чайные темы на Red Dot Design Award

Если вы вдруг еще не видели. На сайте Red Dot Design Award уже давно опубликованы победители разных дизайнерских конкурсов 2022 года. Если их отфильтровать по слову чай, то можно понаблюдать за развитием дизайнерской мысли. Причем в этом году в основном китайской и в основном в области чайной упаковки — посуды, всяких электрических устройств и прочих концептов в этом году среди победителей конкурса практически нет. 

Компактный чайный набор. www.red-dot.org

Ничего революционного в чайной упаковке среди проектов-победителей нет. Многочисленные вариации на тему чайных баночек и коробочек, часто очень симпатичные — но не более того. Что же касается неупаковочного дизайна, то в список победителей попал один набор посуды в японском стиле, один портативный чайный набор из 14 предметов в стильной коробочке и один бренд-концепт чайного проекта JoinYin.

Этот концепт разработала студия CI Partners, работающая в Шеньчжене. И разработала, судя по всему, чисто для себя. Возможно, у них есть собственные чайные планы. Возможно, что они подготовили проект в расчете найти под него инвестора. И совсем не исключено, что бренд-концепт был разработан чисто из любви к искусству и как демонстрация возможностей студии. Многие дизайнеры, архитекторы и художники с удовольствием работают в чайной теме, уж очень это плодотворное поле для художественного творчества.

Причудливая порционка. www.red-dot.org

Хотя, конечно, в случае концепта JoinYin базовая чайность является спорной. Это, скорее, попытка запихнуть классический чай в эстетику, которая в последнее время ассоциируется исключительно с кофе. Картонные стаканчики, стильные фартуки и все такое прочее… Ну а меня, как старого и опытного похабника, особенно порадовала упаковка порционных чаев, внешне неотличимая от упаковки презервативов. Целая коробка таких чаев, штук на сто, выглядит очень оптимистично.

Дефиле на плантациях

В одной из китайских статей, посвященных развитию чайной индустрии и чайной культуры в сычуаньском горном регионе Иншань, наткнулся на замечательную фотографию модного дефиле по чайным плантациям. Там прямо по деревянной и достаточно широкой дорожке, проложенной среди чайных кустов, выступают модели в одеждах в национальном стиле — только по бокам не старые пердуны на стульях сидят, а сборщицы чайный лист собирают.

Дефиле на чайный плантациях. www.sohu.com

Очень интересно наблюдать, на самом деле, как развиваются китайские традиции офестиваливания сбора урожая вообще и чая в частности. Помимо очевидных народных песен или «Катюши», плясок с веслами и театра про девушку и императора, современные китайские праздники урожая часто включают себя, например, прямые эфиры с плантаций топовых блогеров. Или актеров в ханьфу, которые с серьезными физиономиями и плавными движениями чай собирают, как будто они настоящие девственницы. Ну а теперь вот и моделей выпустили, чтобы ходили красиво.

Интересно, что будет дальше. Я бы, например, с удовольствие в пейнтбол поиграл на чайных плантациях. Всякий раз, когда на них оказываюсь, понимаю, что это отличная площадка для беготни с маркерами.

Чайная статистика

Последнее время я довольно часто касаюсь вопросов глобальной чайной статистики, опираясь обычно на те статистические данные, которые приводятся в комментируемых статьях и не проверяя особо их источники. Это, безусловно, немного безответственно — но экономно по времени. При этом, конечно, существуют открытые сборники чайных статистических данных, которые достаточно удобно использовать как для общего развития, так и в коварных профессиональных целях.

Очевидный и лобовой источник таких данных — это сайт Statista. Самые вкусняшки там, конечно, под замком и за деньги. Но если в поисковике сайта просто написать tea, то полученных данных хватит на пару вечером занимательного чтения. И просмотра — там много диаграмм. Statista также часто вылезает в выдаче гугла при запросах типа world tea consumption per capita — но там данные бывают не всегда актуальными, могут 2016 год, например, подсунуть. А с учетом динамики развития чайного рынка данные шестилетней давности представляют уже чисто исторический интерес.

Ну а в качестве базового, бесплатного и специализированного источника более или менее актуальной чайной статистики очень удобно использовать ежегодный отчет FAO — это такая ооновская структура, занимающаяся продуктами питания и сельским хозяйством. В 2022 году, например, такой отчет был опубликован в мае, аккурат к Международному дню чая. Мировое производство, мировое потребление — как общее, так и на душу населения, соотнесение потребления чая с общими доходами населения, мировой чайный экспорт/импорт и немного прогнозов. Всего 10 страниц текста и графиков, все очень крупными мазками — но для общего представления и написания десятков умных экспертных комментариев этих данных вполне хватит.

Самые интересные диаграммы там, конечно — это диаграмма с общей рыночной ситуацией и диаграмма с потреблением чая на душу населения в разных странах, в которой на одну из осей вынесен среднедушевой доход в стране.

Потребления чая на душу населения в основных чайных потребляющих странах. И доход на душу населения по вертикальной оси. www.fao.org

Из диаграммы с потреблением чая на душу населения, в частности, хорошо понятно, что Китай по этому показателю уже превзошел Россию. Это важно — я сам по инерции часто рассказывают о том, что среднестатистический гражданин Китая выпивает в год меньше чая, чем среднестатистический гражданин России. И до недавнего времени это было правдой — однако в последние годы ситуация довольно резко изменилась. Примите к сведению — в Китае, по данным FAO, среднедушевое потребления чая примерно в полтора раза больше, чем в России.

Ситуация на глобальном чайном рынке за последние 15 лет. www.fao.org

Диаграмма с общей рыночной ситуацией интересна тем, что на ней два графика — мирового потребления и мирового производства чая — резко идут вверх и перевалили за 6 миллионов тонн в год. График среднемировой цены на чай колбасит, но с тенденцией к тактическому снижению и к стратегическому росту. Сейчас средняя цена на чай составляет примерно $2.40 за килограмм — это больше, чем было в 2005 году, но меньше, чем в 2016. Ну то есть цена ведет себя как и положено цене — скачет.

А вот графики экспорта и импорта чая вот уже 15 лет без особых заметных изменений болтаются в районе 1 миллиона тонн в год. Небольшой рост этих показателей, конечно, присутствует, но на фоне темпов роста мирового чайного производства и потребления им можно пренебречь.

По всем этим графикам очень хорошо понятно, что основная чайная движуха сейчас происходит на внутренних рынках основных стран — производителей чая. В первую очередь — Китая, Индии и Турции. И, судя по прогнозам FAO, как минимум до 2030 года такая ситуация на рынке сохранится. 

Это, кстати, не очень хорошая новость для чайных специалистов старого чайного света. Я думаю, что это десятилетие — последнее, когда мы будем представлять хоть какой-то профессиональный интерес для наших, например, китайских коллег. Хотя бы как клоуны или свадебные генералы на конференциях. Ну там типа «Смотрите, мы на свою региональную чайную конференцию привезли настоящего англичанина!» — «Ха-ха, лохи! А мы — двух американцев, австралийца и русского!»  

Что-то я отвлекся от чайной статистики. Ну, в общем, самыми интересными источниками поделился, буду рад, если пригодятся. Не забывайте только о том, что статистические данные, полученные из разных источников, часто не бьются между собой. Это нормально — разные методики и все такое. А еще эти данные часто противоречат собственным ощущениям — это тоже нормально. На то она и статистика, что бы выяснять, что средний доход врачей больше среднего дохода футболистов.

Демонстративное потребление как основа потребительской чайной культуры

Что-то меня сегодня потянуло на пространные размышления, причем по странному поводу. Заранее извиняюсь.

Наткнулся я на днях на заметку, в которой подробно разбиралась рекламная кампания сети чайных Hey Tea по запуску новых напитков в тематике сериала «Мэнхуалу» (梦华录). Этих самых напитков тогда было продано 300000 штук только в первый день, в одной из чайных их вообще около тысячи продали, там даже были моменты, когда чайная была вынуждена ограничить прием заказов. Эффектно получилось, короче говоря. И подумал я, что этот безусловный маркетинговый успех является отличным поводом сказать пару слов о демонстративном потреблении как основе потребительской чайной культуры. Но сначала — немного фактуры.

Герои сериала в эстетике Hey Tea. blog.51cto.com

Сериал «Мэнхуалу» (梦华录, «Мечта о великолепии»), напомню, это костюмированная романтическая драма в фэнтезийных декорациях династии Сун. Главная героиня этого сериала владеет небольшой чайной, которую упорным трудом и постепенно превращает в престижный ресторан. И все мужики-козлы, которые огорчали героиню, потом пожалели. В этом сериале все ходят в красивых ханьфу, часто пьют чай и время от времени рисуют на чайной пене разное. Такая привязка к чаю, естественно, по полной программе используется китайскими чайными компаниями, которые растащили и актеров, и эстетику сериала по своим рекламным кампаниям. Hey Tea не стала исключением.

Парадное изображение сериальных напитков. socialbeta.com

В конце июня 2022 года эта сеть чайных представила почтеннейшей публике два напитка в прозрачных стаканчиках и с трубочками. Один зелененький, молочный и с матчей, на его пенной шапке можно было что-нибудь нарисовать. И он был типа мальчиковым. Другой розовенький, с периллой и персиком — и он был типа девочковым. Гендерная привязка напитков была ненавязчивой, но четкой. Стоили они 15 и 19 юаней за стакан — ну то есть примерно 125 и 160 рублей. Это средний для сетевых китайских чайных уровень. 

Реальность. www.ifanr.com

Хронология запуска новых напитков была простой как швабра и очень динамичной. 2 июня вышел первый эпизод сериала. Тоже после предварительной рекламной накачки, конечно. 19 июня началась реклама новых напитков. 24 июня вышел последний эпизод первого сезона сериала. 30 июня начались продажи напитков — и их просто смели. Короче говоря, все получилось быстро и красиво.

А теперь давайте посмотрим на всю эту ситуацию, отрешившись от хронологии и конкретных картинок, постов в соцсетях и прочей рекламной мишуры. И попробуем ответить на вопрос «почему люди покупают эту хрень?» на самом, извините за такой термин, глубинном уровне. Слово «хрень» в данном случае не является уничижительным по отношению к конкретным напиткам, а просто означает продукт, который удовлетворяет неведомые, на первый взгляд, потребности потребителя.

Глубинный ответ на этот вопрос настолько банален, что его даже озвучивать неловко. Люди покупают эту хрень потому, что она удовлетворяет их потребность в демонстративном потреблении. Ровно по этой же причине люди курят, ровно эта же причина лежит в основе современной кофейной культуры — и так далее, и тому подобное. Это как бы, повторюсь, всем понятно настолько хорошо, что об этом часто даже забывают, придумывая для популярности того же кофе разные глупые оправдания типа привлекательного аромата, физиологического воздействия, актуальной эстетики или, прости Господи, новой потребительской этики. 

Актуальные чайные напитки в демонстративное потребление вписываются чудесно. И их вкус или состав тут совершенно не важны. Потому что они визуально привлекательны — не красивы, а именно привлекательны. И воспринимаются потребителями через основную сенсорную систему — через зрение. Причем без каких-либо ассоциативных цепочек типа «вид кофейной чашки ассоциируется с привлекательным ароматом кофе и бодростью и вызывает желание приобрести напиток», а прямо в мозг, как телепузики. Ну а современные коммуникационные технологии позволяют фиксировать акт демонстративного потребления визуально привлекательных напитков и транслировать его дальше — в другие мозги.

И вот тут бы конечно мне нужно издать какой-либо мощный плач в стиле «до чего мы докатились». Но есть нюанс. Который состоит в том, что вся потребительская чайная культура в целом и любой ее феномен в частности — начиная от строгой и рафинированной японской чайной церемонии и заканчивая актуальными чайными напитками с сырной шапкой — основаны именно на удовлетворении потребности людей в демонстративном потреблении.

Что вы говорите? Вы любите пить чай в одиночестве и так, чтобы никто не видел? Так почему же вы об этом рассказываете, а весь интернет заполнен фотографиями одиноких чаепитий?

Чайник, подстраивающийся под температуру и влажность

В Yanko Design — магазине, специализирующемся на продаже всяких разных странных штук — появился в продаже хитрый электрочайник, разработанный дизайнером Хирояки Нишимура (Hiroaki Nishimura). Особенность этого чайника в том, что он выбирает режим заваривания чая в зависимости от комплекса параметров, куда входят, помимо самого чая, пульс и температура тела того, кто готовит чай, а также температура, влажность, освещенность и уровень шума в помещении, где находится чайник. Ну то есть если жарко и вас трясет, то чайник предложит один способ приготовления гёкуро. А если прохладно и вы расслаблены — то другой. Надеюсь, что предложит — не хватало еще, чтобы электрочайники принимали за нас окончательные решения. 

www.yankodesign.com

Интересная пепяка. Понятное дело, что пока при подборе параметров заваривания конкретного чая такие устройства ориентируются только на название чая и пока нет возможности стандартизировать воду для заваривания — все это скорее баловство. Но направление все равно интересное. 254 доллара — и эта забавная игрушка (там еще и заваривание с эффектами) ваша.

Нью-Йорк для чайников

Vogue опубликовал путеводитель по чайным местам Нью-Йорка. Очень интересный, на самом деле. Я не могу оценить его полноту или соответствие реальному положению дел с чаем в Нью-Йорке — с тамошней городской чайной культурой я не знаком даже теоретически. Но автор обзора (у нее, кстати, есть и свой чайный проект) постаралась собрать в обзоре чайные проекты и заведения на любой вкус. Проигнорировав, пожалуй, только парадные вечерние чаепития в дорогих отелях. Что, в общем, и правильно — можно не сомневаться, что такие чаепития в Нью-Йорке есть. И также можно не сомневаться, что они не особенно отличаются от аналогичных чаепитий в Лондоне или Сингапуре.

Я не буду пересказывать обзор, он под ссылкой, прочтите сами, если интересно. Ссылки на все перечисленные проекты там тоже присутствуют. Но я позволю себе одну ремарку.

Нью-йоркский чайный проект с сибирскими корнями

Все проекты, попавшие в обзор, можно разделить на три группы. Первая группа — это чайная классика. Китайский чай в привычном клубном стиле и на привычных же серьезных щах. Чаепития в простом английском стиле в старом отеле. Японский чай с церемониальными элементами. Растительные компоненты в каком-то невероятном изобилии. Ну и все такое прочее. Такие проекты радуют, но за душу не трогают. Для большого и космополитичного города они являются такой же частью стандартной инфраструктуры, как кофейни, метро или прокат велосипедов. 

Если вы привыкли к парадным английским чаепитиям, то такая картинка вас, пожалуй, удивит. Но таких английских чаепитий, на самом деле, гораздо больше, чем тех, что попадают на гламурные картинки. www.vogue.com

Вторая группа — это нечайные проекты, которые пытаются нащупать какой-то новый околочайный формат. Кофейщики, работающие с матчей и сомелье, пробующие работать с чаем и чаеподобными напитками, вот уже на протяжении нескольких лет появляются и исчезают с настойчивостью, достойной лучшего применения. Я хорошо понимаю чайный интерес наших нечайных коллег — они пытаются получить хоть какие-то преимущества в своей плотной конкурентной среде. И думают, что чай им такие преимущества предоставит. Иногда такое случается — но чаще всего громкие заявления типа «профессиональный сомелье, обративший внимание на чай» или «опытный бариста, решивший соединить философию чая с динамикой кофе»  оборачиваются пшиком. И звучит этот пшик одинаково уныло что в Нью-Йорке, что в Москве.

Третья группа — это нечайные проекты, которые подают чай. Причем не только в коммерческих, но и в маркетинговых целях. Ну или просто поят чаем гостей, потому что им формат позволяет. В нью-йоркскую подборку из таких проектов попали два книжных магазина — причем в одном из них можно накачаться комбучей — и один садовый центр. Ничего нового и удивительного в таких проектах, конечно, нет. Но именно они, на мой взгляд, больше всего влияют на чайную атмосферу города.

Journal du Thé

Кстати. Среди прочих проектов, упомянутых в нью-йоркском обзоре, оказался чайный журнал, который как-то прошел мимо меня. Называется он Journal du Thé — и, несмотря, на французское название, выходит на английском языке. И с большим количеством картинок. Журнал скромный, на сегодняшний день вышло всего три номера. Но вдруг кто остро интересуется чайной периодикой — посмотрите, вдруг понравится.

Обложки все трех номеров. www.journalduthe.net

Иван-чай как бабушкино варенье

Вчера, комментируя новость о возможном приобретении активов Ekaterra производителями иван-чая, я высказал сомнение в том, что те мощности, на которых фасовался чай Lipton, получится загрузить иван-чаем. Ну просто потому, что столько иван-чая Россия не потребляет. К этим моим сомнениям я хочу добавить еще пару слов. О сущности иван-чая. Ну или о его рыночной нише, если угодно. Которая, на мой взгляд, является какой угодно — но только не нишей массового повседневного напитка.

Во-первых, для массового повседневного напитка иван-чай довольно дорог. Обычно он дороже традиционного черного чая. Предполагается, видимо, что за локальность, экологичность, отсутствие кофеина и исконность с посконностью потребитель готов переплачивать. В принципе, конечно, готов — но недолго. Ну или в том случае, если продукт, за который потребителю предлагают переплачивать, настолько же лучше аналога, насколько и дороже. А это, как вы понимаете, совсем не случай массового иван-чая.

Потому что — и это «во-вторых» — иван-чай, производимый для масс-маркета, чаще всего отвратителен. Лет десять назад, когда я только начинал мониторить этот сегмент рынка и более или менее внимательно познакомился с коммерческими образцами иван-чая, у меня возникло стойкое ощущение, что в массе своей производители иван-чая сначала не могут обеспечить нормальную ферментацию сырья, а потом, чтобы замаскировать ферментационные косяки, просто перегревают то, что у них там получилось. В результате девять из десяти образцов коммерческого иван-чая были пережженным силосом.

Один из напитков «Грозный-чай». Фотография Ольги Никандровой

За последние годы ситуация, конечно, изменилась. На иван-чайном рынке появлялись (и часто пропадали) яркие проекты, выдававшие продукт очень приличного качества — «Грозный-чай», например, был очень хорош. Появились и технологические схемы производства иван-чая с высокой степенью управления качеством готового продукта — тут нужно, конечно, вспомнить ролик проекта NOMAD, излишне, на мой взгляд, пафосный — но с кучей интересных деталей.

Но. Массовый иван-чай и сейчас чаще всего является барахлом. И при этом барахлом более дорогим, чем многие образцы традиционного чая. Не очень хорошая стартовая позиция для массового повседневного напитка, согласитесь.

На мой взгляд, иван-чай, несмотря на заметный рост интереса к нему, так и не вышел пока за рамки ниши, которую условно можно назвать «бабушкино варенье». Это такая ниша, в которой мелкосерийный продукт, изготавливаемый для собственного употребления, может быть прекрасен. Как домашнее клубничное варенье. А любая попытка сделать из этого домашнего варенья продукт для супермаркета приводит к получению разноцветной сладкой массы, в которой от клубники — только картинка на этикетке и семечки на языке. С иван-чаем — ровно такая же ситуация.

Я допускаю, что она, эта ситуация, изменится — и иван-чайные коллеги доведут-таки до ума технологию действительно массовой переработки кипрейного листа. Допускаю даже, что в результате они смогут конкурировать с традиционным чаем и ценой. Тем более что для ценовой конкуренции есть исторические предпосылки — в более или менее массовую потребительскую культуру России иван-чай вошел именно как дешевый аналог китайского чая. 

Но пока иван-чай остается нишевым продуктом, на котором даже не всегда зарабатывать получается — обратите внимание на ассортимент крупных иван-чайных проектов. Они давно уже торгуют и другими травяными чаями, и вареньем из шишек, и чагой, и сбитнями. Это правильно, конечно — но как бы намекает.

День рождения «Катти Сарка»

Телеграм-канал «Заметки о прошлом» напомнил, кстати, что сегодня — день рождения «Катти Сарка». Он был спущен на воду 23 ноября 1869 года — и ничто тогда, конечно, не предвещало того, что этот парусник станет одним из самых красивых символов морской чайной торговли. Да и потом не предвещало — на собственно чайных маршрутах «Катти Сарк» себя практически никак не проявил. Мало того, формально «Катти Сарк», равно как и другие чайные клиперы, даже не являются «последним парусником» или «последними парусниками» и памятником уходящей эпохе — после клиперов были еще винджаммеры. 

Один из парадных (и, скорее всего, немного фантазийных) портретов клипера. www.telegraph.co.uk

Но, в отличие от монструозных винджаммеров, «Катти Сарк» вообще и чайные клиперы в частности еще были красивы — уже гипертрофированной, но еще совершенно парусной красотой. А в отличие более знаменитых чайных клиперов, «Катти Сарк» сохранился до наших дней. И был музеефицирован — он стоит в Гринвиче. И романтизирован — в том числе и при участии Ивана Ефремова, написавшего о нем небольшую повесть. И популяризирован — одноименный виски существует до сих пор, ну и крупная парусная регата тоже довольно долго носила имя клипера. И виски. 

Первый раз оказавшись в Англии, мы почти сразу поехали в Гринвич. Музеефицированный «Катти Сарк», без парусов и на фоне серого январского неба, сильно отличался от своих парадных портретов. Но ведьма на его носу, как и положено, была не совсем одета и размахивала конским хвостом, позволяя мне отдать долги одной из самых красивых легенд детства.

Переговоры об активах Ekaterra

Новостные ленты порадовали сообщениями о том, что российские производители иван-чая в коллаборации с неназываемыми инвесторами предложили компании Ekaterra, которая в настоящее время владеет брендами Lipton, Brooke Bond и Saito, начать переговоры о приобретении российских активов компании. Бренды Lipton, Brooke Bond и Saito, напомню, до конца года собираются уйти с российского рынка — но специально обученные люди, оборудование для купажирования, ароматизации и фасовки чая и развитые каналы дистрибьюции из России никуда не денутся. И их, конечно, есть смысл прибрать к рукам.

Я думаю, что если активы Ekaterra будут приобретены производителями иван-чая и неназываемыми инвесторами, то эти производители иван-чая потеряют свою иван-чайную невинность и начнут продавать в том числе и классический чай. Сейчас доля продаж иван-чая в общем объеме продаж чая и чайных напитков в России составляет не более 1-2%. Lipton и другие бренды, которыми оперирует Ekaterra, держат в России примерно 7-8% чайного рынка. И производительность их оборудования, естественно, заточена под соответствующие объемы производства. Которые иван-чайникам прямо сейчас не потянуть.

Высокогорный казахстанский иван-чай
Высокогорный казахстанский иван-чай

А это значит, что после приобретения активов Ekaterra коллаборацией иван-чайников и инвесторов, если такое приобретение случится, ситуация может развиваться по трем сценариям. Первый сценарий состоит в том, что большая часть мощностей — причем не только производственных — будет простаивать или будет перепродана. Второй сценарий предполагает резкое увеличение объемов производства иван-чая — например, за счет скачка спроса на напиток на внутреннем рынке и/или за счет резкого увеличения экспорта. Третий сценарий состоит в том, что производители иван-чая и неназываемые инвесторы просто загрузят мощности привычной начинкой и выведут на рынок новую марку или новые марки традиционного чая.

В резкое увеличение спроса я не верю. Статистических данных по потреблению иван-чая в этом году у меня естественно, нет — но получить некоторое представление о динамике спроса на внутреннем рынке можно с помощью Google Trends. В июле, после известного публичного диалога между Александром Хлыновым и Владимиром Путиным о судьбах иван-чая, количество поисковых запросов по термину «иван-чай» в России выросло на порядок. Заметно, хоть и не в разы, выросли и продажи напитка в России. Однако уже в сентябре интерес к иван-чаю вернулся на прежний уровень. Могу предположить, что продажи сохранились на более высоком уровне по сравнению с первой половиной 2022 года — инерция рынка, все дела. Но, повторюсь, они точно выросли не в разы. Максимум — на пару десятков процентов. И, на мой взгляд, потенциал естественного роста исчерпали. Что касается резкого увеличения объемов экспорта, то это пока даже не смешно. Интерес к иван-чаю за пределами России сохраняется на уровне «слишком мало данных для анализа»… И да, не надо забывать о том, что резкое увеличение производства иван-чая потребует резкого расширения сырьевой базы — а это тоже не очень просто.

Приобретать мощности для того, чтобы они пылились — немного нерационально. Однако хозяин — барин, поэтому такой сценарий, на мой взгляд, даже более вероятен, чем полная загрузка этих мощностей иван-чаем. Ну а загрузить эти мощности традиционным чаем просто разумнее всего. Поэтому я буду ждать появления на российском рынке новой марки или даже марок чая. Может даже в желтеньких коробочках. Зачем хорошему цвету простаивать?

Бенгальская чайная имени Месси

В Индии, в связи со стартовавшим в Катаре чемпионатом мира по футболу, в фокусе внимания оказался любопытный социокультурый феномен — футбольные чайные. Я нисколько не сомневаюсь в том, что такие заведения — где можно выпить традиционного молочного чая и посмотреть футбол в хорошей компании — существуют в Индии давно. Это совершенно логичная адаптация концепции спорт-бара под местные потребительские и социальные реалии. Однако до чемпионата мира они особого внимания не привлекали, а теперь настал их звездный час. Небольшой, конечно — это даже скорее не звездный час, а звездный часик. Но настал. 

Интерьер чайной. www.siasat.com

Мне из всех попавших в новости футбольных чайных больше всего понравилось заведение, владелец которого фанатеет от сборной Аргентины вообще и от Лионеля Месси в частности. Это дивное заведение работает в в городе Иччапур, что в Западной Бенгалии. По сравнению с привычным форматом индийских чайных его можно назвать даже роскошным. Это целый трехэтажный дом с несколькими залами. Внутри он он весь завешан аргентинской символикой и портретами Марадоны, Месси и Марадоны вместе с Месси. Но самое главное — этот дом и внутри, и снаружи покрашен широкими бело-голубыми полосами. И это прекрасно, конечно.

Экстерьер чайной. www.siasat.com

Там теперь для стилистической безупречности нужно рядом открыть чайную имени Криштиану Роналду и в португальских цветах. И устраивать классические холивары, временами переходящие в острую фазу с драками на чайниках с молочным чаем. Молочный чай с куркумой и другими цветовыми добавками для такого культурного досуга отлично подходит.

Фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!