Сегодня, 12 апреля, отличный день для того, чтобы вспомнить, как пересекаются чай и космос. С вашего позволения я не буду писать подробных рассказов о том, что там, как и почему — все равно я их утащил бы из интернета, а там найти вы их и сами сможете. Я просто намечу темы для самостоятельного изучения, вдруг кому будет интересно.

Итак, если не считать космических тем в декоративно-прикладном искусстве — ну то есть чайников в форме ракет или с соответствующим рисунком, космических самоваров, подборку материалов о которых опубликовал вчера Антон Дмитращук, кружек с астронавтами, которых и сейчас полный «Амазон» — то первым пересечением чая и космоса стали, конечно, чаепития на орбите. Там, как вы понимаете, с этим делом все не очень просто. И для того, чтобы выпить чайку, нужно решить несколько задач. Задачу кипячения воды. Задачу заваривания чая. И задачу удобного и безопасного его употребления. На сегодняшний момент эти задачи немного разными способами решены нашими, американскими и китайскими конструкторами, космонавтами, астронавтами и тайконавтами. Ролики про космические чаепития легко нагуглить, но, честно говоря, выглядит этот процесс настолько противоестественно и чуждо, что меня, как любителя чая, он совсем не цепляет. Хотя мне как бывшему инженеру довольно интересен.

Космические чайники и кофейно-чайные машины. nasa.gov

Второе известное мне пересечение чая и космоса — это использование чайного масла для смазки тонкой космической механики. Когда я об этом услышал, я не знал еще, что продукт с названием «чайное масло» гораздо чаще отжимается из семян камелии масличной, чем из семян камелии китайской — поэтому какое точно чайное масло летало в космос, и что оно там смазывало, я не знаю. Но тем не менее.

В космос время от времени отправляют семена чая. Для космического мутагенеза. Причем отправляют уже настолько давно, что из слетавших в космос семян уже и кусты выросли, и чай из них успели сделать и попробовать. И даже сравнительные исследования провели космического чая с его земным аналогом.

Наши китайские коллеги используют спутники для мониторинга чайных плантаций. Один из таких спутников, улетевший в космос в 2022 году, даже называется «Аньси Тегуаньинь 1» — что как бы намекает на то, какие именно плантации он будет мониторить.

Ну и конечно в космос два раза — в 2020 и 2021 году — слетал пуэр. Который, во первых, был потом оценен лабораторно и сенсорно — и всем понравился. И из которого, во-вторых, были получены культуры бактерий для их дальнейшего использования при производстве пуэров уже на Земле.

Чай и космос время от времени пересекаются в культуре и кроме упомянутого уже декоративно-прикладного искусства. Достаточно вспомнить пьесу о приглашении американских астронавтов на чаепитие к английской королеве или чудесную легенду про английскую же королеву, Гагарина и чай с лимоном. Этой легенде я, кстати, не нашел достоверных подтверждений. Если кто найдет, буду признателен.

Чай и космос время от времени пересекались и в фантастике. За всеми такими пересечениями, конечно, уследить невозможно — но я навскидку могу вспомнить два занятных эпизода. В одном для заваривания чая бортовой компьютер космического корабля использовал все свои вычислительные мощности из-за чего корабль при нападении врагов оказался временно небоеспособен. Подобного рода романтические сюжеты о невероятной сложности повседневных задач были популярны в эпоху кибернетической наивности. А второй эпизод был в одной из книжек Лукьяненко, там герой пил кофе с механическим Папой Римским и тот ему рассказывал, что раньше на Земле были в чести кофейные церемонии. Это типа была такая ирония про то, как легко меняется наше знание.

А своей личной чайно-космической истории у меня, увы, нет. Мне даже чая не попить под тем дубом на улице Вокзальной в Пскове, который мой дед посадил 12 апреля 1961 года, когда «Поехали!» Нормальное чаепитие там сейчас не устроить, место неудобное. А космической чайной посуды у меня нет.