Наши китайские чайные коллеги с удовольствием оперируют разными яркими медийными концепциями, корни которых лежат в программных заявлениях разных уважаемых людей и высокопоставленных чиновников. Лу Юя с удовольствием цитируют, например. Или современных авторов. Я уже как-то рассказывал о концепции «от зеленого к золотому», подразумевающей, что выращивание чая является верным путем сначала к благополучию, а потом и к богатству. И если следить за китайской прессой, особенно непрофильной, то значительная часть рассказов об успешных чайных проектах будет содержать пассажи типа «и стали для меня зеленые листья золотыми». А описания разных чайных регионов могут воодушевлять лозунгами типа «давайте сделаем пустые горы сначала зелеными, а потом — золотыми».  

Так вот. В марте 2021 года Си Цзиньпин посетил чайные сады в Уишани и сказал, среди прочего, что для того, чтобы оживить сельские регионы, нужно координировать чайную культуру, чайную индустрию и чайные технологии. Вот эта вот тройка — культура, индустрия, технология — стала концепцией «трех чаев», (三茶, сан ча), которую тоже время от времени используют для рассказов о чае в Китае.

Рассказ о китайском чае, построенный в соответствии с концепцией трех чаев может выглядеть так.

В блоке «чайная индустрия» будет много статистики, подтверждающей быстрый и стабильный рост китайской чайной промышленности. Будет упоминание о том, что государство активно регулирует развитие чайной индустрии через планирование, поддержку и стандартизацию. И еще, например, будет ремарка об активном выходе китайских чайных и околочайных компаний на фондовые биржи.

В блоке «чайные технологии» может быть рассказ о том, что принятый недавно международный стандарт ISO 20715:2023 основан на традиционной для Китая классификации чая и разрабатывался с участием китайских чайных специалистов. И о генетических чайных исследованиях. И о том, что чайные исследования включены в китайскую космическую программу, причем как на сущностном, скажем так, уровне, так и на уровне презентационном. То есть космонавты могут, например, семена чая космическому мутагенезу подвергать или там разрабатывать систему спутникового мониторинга чайных плантаций — причем соответствующие спутники будут носить чайные названия. Это как если бы наши запускали спутники, которые будут назваться не только «Космос-2221», но и, например, «Солох-Аул». Ну и ролики для школьников о том, как пить чай в невесомости, тайконавты, конечно, снимают — без этого в космосе вообще никак.

Говоря о чайной культуре, наши китайские коллеги часто используют, скажем так, взгляд снаружи, а не изнутри. Ну то есть в первую очередь обращают внимание на те чайные китайские феномены, которые более или менее ярко засветились за пределами Китая. Поэтому главной темой в современных китайских попсовых рассказах о китайской же чайной культуре являются разные международные списки наследия. В первую очередь — культурного и сельскохозяйственного, в которые китайские чайные феномены включены.

Большое внимание уделяется разным инициативам по продвижению китайского чая — от чайных дегустаций в центрах китайской культуры по всему белому свету до масштабных межгосударственных проектов типа проекта Великого чайного пути.

Ну и, конечно, много внимания уделяется присутствию чая на встречах высокопоставленных китайских чиновниках с коллегами из других стран. Китайско-вьетнамские переговоры на высшем уровне, где чай присутствовал и на встрече первых лиц, и на встрече жен первых лиц. Встречи лидеров БРИКС. Чай в качестве официального подарка от китайской делегации другим делегациям. Ну и все такое высокопоставленное прочее.

Любопытно. Нельзя сказать, конечно, что чтение таких материалов и знание таких концепций позволяет в полной мере понять то, как сами китайцы воспринимают свой чай. Во-первых, Китай огромен и разнообразен, никакие зонтичные выводы по китайской чайной культуре в рамках короткого материала невозможны. Ну кроме вывода о том, что Китай огромен и разнообразен, конечно. Во-вторых, не нужно забывать, что яркими концепциями типа «от зеленого к золотому» или «три чая», обычно оперируют непрофильные авторы. А воспринимать статьи о чае в китайской непрофильной прессе нужно также, как статьи о чае в российской или любой другой непрофильной прессе. Но все равно любопытно.