Любопытная новость пришла из Китая. Нуждающаяся при этом в некотором предварительном пояснении. Для контекста.

В китайских сетях баблтишных в последнее время наметился очень любопытный тренд — они начали активно использовать для приготовления своих чайных напитков хотя бы декларативно приличный чай. И подавать не просто баблти на абстрактном чае, а баблти-латте, приготовленный, предположим, на Дахунпао. Причем в некоторых случаях они стараются и отработать вкусовые особенности чая-основы — хотя бы на маркетинговом уровне. Ну типа «Молоко сделает печеные и пряные ноты знаменитого уишаньского улуна более объемными, а тапиоковые шарики сделают чай более округлым и подчеркнут его красную халатность». 

В своих отчетах китайские коллеги из сетей актуальных чайных сообщают, что использование серьезного чая привлекло к чайным потребителей-мужчин. Ну типа раньше, пока все было просто сладенькое и молочненькое, основными покупателями в чайных были молодые женщины и дети. А на Дахунпао — в широком смысле этого слова — в чайные серьезный и суровый китайский мужик попер. Насколько можно верить этой информации, я не знаю — маркетинговые отчеты они ведь не только описывают реальность, ни обычно еще и пытаются ее конструировать. Впрочем, попер в актуальные китайские чайные серьезный мужик или нет, сейчас не очень важно. Важно, что там начали использовать более качественный чай, чем использовали до этого.

Ну и вот, значит, китайская сеть Nayuki, которая и до того уже баловалась с разными знаменитыми чаями — пример про Дахунпао я не с потолка взял, это реальный продукт — запустила недавно серию чайных напитков на основе Лунцзина. Причем запустила основательно. К разработке напитков был привлечен титулованный специалист по производству Лунцзина. В линейку вошли не только молочные напитки на основе Лунцзина, но и напиток, похожий на картинках на чистый Лунцзин. Порошок Лунцзина был добавлен в сырный топпинг, который использовался в напитках линейки. Специально для этой серии напитков было подобрано молоко, чем-то рифмующееся с Лунцзином. Весь маркетинг линейки коллеги из Nayuki подверстали к тому, что вот прямо сейчас Лунцзин совсем свежий. Устроили кучу презентаций и дегустаций — короче говоря, обрушились на Лунцзин всей своей сетевой и маркетинговой мощью.

Чайный напитки на основе Лунцзина и их могучее продвижение. baijiahao.baidu.com

И продали за первый три дня после старта продаж миллион лунцзиновых чайных напитков. Год назад у Nayuki по всему Китаю было примерно 1100 чайных. Не думаю, что сейчас их количество как-то кардинально изменилось — так что можно считать, что в среднем каждая чайная в день продавала 300 лунцзиновых напитков. Что, конечно, довольно круто.

Интересно посмотреть, как эта тема будет развиваться дальше. Если тенденция к использованию относительно приличного чая закрепится в китайских сетях актуальных чайных, то такие сети для производителей Лунцзина и других знаменитых чаев могут стать приоритетными клиентами. И вполне вероятной станет ситуация, при которой в китайской сетевой чайной напиток с молочной шапкой будет готовиться на основе чая более высокого уровня, чем аналогичный чай, продающийся по всему белому свету в специализированных чайных магазинах.

Ну и нужно отметить, что интерес к традиционному чаю в баблтишных можно, конечно, считать самостоятельным феноменом, но правильнее, пожалуй, расценивать его как часть общего роста в Китае интереса к чаю. Интерес к тому же свежему Лунцзину, например, выраженный в покупках на разных онлайн-платформах и в количествах просмотров разных прямых эфиров, связанных с продажей чая, вырос в этому году на 150% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это, конечно, только один и совсем маленький штришок, характеризующий динамичное и, скажем так, многоаспектное развитие современной китайской потребительской чайной культуры.

А таких штришков там еще очень много. И уменьшение среднего размера покупаемой упаковки чая, что, в сочетании с общим ростом потребления, прямо намекает на то, что люди стали реже делать запасы привычного чая и стали больше экспериментировать. И постоянное присутствие чая в медийном пространстве, причем не только в виде новостей про конференции, сбор урожая и борьбу с бедностью, но и в популярных сериалах и в разных юмористических программах. И все такое прочее.