Весной 2023 года Женевский офис Почтовой администрации ООН анонсировал выпуск марочного листа на десять почтовых марок и десять купонов к Международному дню чая. Который отмечается, как известно, 21 мая — в этот же день и состоялся выпуск марок.
Купоны тематического выпуска одинаковые, квадратные и на них изображен герб ООН. Это так, чистый декор, купоны не являются знаками почтовой оплаты. А марки разные, прямоугольные и на них изображены фотографии чаепитий в разных стилях. Золотой век и филателии вообще и Почтовой администрации ООН в частности давно уже прошел, так что художественное исполнение марок удивительно скучное — на них просто чайные фотографии. Никаких тебе авторских рисунков в одном стиле, как часто бывало раньше. Если старшеклассника попросить сделать презентацию на тему «Чайные традиции мира», то фотографии в ней будут примерно такими же.
А вообще, конечно, Почтовая администрация ООН, которая была создана именно для выпуска почтовых марок — ну то есть это даже не специализированная почтовая служба, а именно филателистическая структура — отличный пример того, как быстро меняются культурный, скажем так, ландшафт. И того, насколько сильно на структуру глобальных организаций могут влиять отдельные деятельные персоны.
Идея о выпуске специальных ооновских марок принадлежит Хосе Арсе (José Arce), аргентинцу и президенту Генеральной ассамблеи ООН в 1948 году. И филателисту, понятное дело. Массовость и культурная значимость почтовых марок, равно как и престижность филателии в те времена ни у кого не вызывали сомнений — и в 1951 году была создана Почтовая администрация ООН. На протяжении десятилетий почтовые марки ООН выпускались миллионными тиражами и уходили влет. Ну а потом все стало потихоньку приходить в упадок. Что неудивительно — с учетом общего падения интереса к коллекционированию почтовых марок.
Сейчас специальная организация при ООН, которая занимается исключительно выпуском почтовых марок, выглядит также странно, как выглядели бы, например, специальные чайные заводы Организации Объединенных Наций где-либо в Юньнани, постоянно выпускающие какую-либо тематическую прессовку. Или специализированные чайные комнаты при каждом офисе ООН. Но, увы, рассчитывать на это не приходится. Институализировать личное увлечение на уровне глобальной организации возможно только в первые годы работы организации, когда ее структура еще толком не сложилась. Так что филателии просто повезло.
Нам же остается довольствоваться Международным днем чая. Посмотрим, чем его отметят в этом году, кроме десяти почтовых марок. Ну и это… Какие у нас там сейчас глобальные структуры находятся в стадии становления? БРИКС? Во! Нужно срочно создавать при ней чайной-кофейную администрацию. Которая и чаепитие, если что, организует, и рынок, если надо, переформатирует. Страны там раз подходящие…
Что же касается темы чая на почтовых марках, то она, безусловно, интересная и обширная. Я несколько раз к пытался к ней подступиться, но всякий раз, убоявшись масштаба, забивал. Ну сами посудите. С одной стороны, существуют японские марки, на которых просто изображен иероглиф «чай». С другой стороны — чайная разлюли-малина типа той, что скоро выпустит ООН. И между ними — огромное количество чайных марочных вариаций. При этом, что особенно обидно, в традиционный список филателистических тем чай не входит. Что делает тематический поиск по каталогам крайне сложным. Чайные марки могут быть в растениях, в истории, в индустриальных выпусках, в искусстве — и так далее.
Если у кого есть много свободного времени, усидчивость и два бэкграунда — чайный и филателистический — тема ждет. И да, обзоры чайных марок, конечно, существуют — но очень слабенькие.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий