Когда речь заходит о старых чайных деревьях, то обычно вспоминают те регионы, в которых чай растет в диком виде. В первую очередь, конечно, Юньнань. И почти никогда не вспоминают Японию. По совершенно очевидным причинам. Чай для Японии — культура завезенная. Очень давно — но завезенная. А это значит, что в Японии нет диких чайных рощ и лесов, где чайные деревья росли сами по себе еще до того, как на них обратили внимание люди. И достигали того возраста, который отведен им природой.
Весь японский чай — культурный или одичавший. Что сводит шансы японских чайных деревьев достичь сильно преклонного возраста практически к нулю. Выращивание чая в культуре прагматично, как и любое земледелие. По мере старения чайный куст теряет свою хозяйственную привлекательность — просто потому, что начинает давать меньше листьев. Мало того, на протяжении последних десятилетий еще и селекционеры регулярно выводят что-либо чайное, новое и интересное, стимулируя чайных фермеров заменять чайные кусты старых сортов на чайные кусты новых сортов. В 1954 году, например, был введен в оборот хорошо известный всем ценителям японского чая сорт чайного куста Ябукита — и к концу XX века более 90% чайных кустов в Японии были кустами именно этого сорта. Япония вообще и японские чайные плантации в частности, как легко догадаться, не резиновые. Так что обновление чайных кустов там заключается в том, что старые кусты выкорчевывают, а на их место высаживают новые. Ну то есть в культуре в старых чайных деревьях просто нет смысла. А там, где нет смысла, там нет и деревьев.
С одичанием, которое случается и в Японии, все несколько сложнее. Ситуация, при которой одичавшие чайные кусты живут долго и достигают возраста в несколько веков, в принципе, возможна. Да и не в принципе тоже — наши корейские коллеги, например, считают, что в составе камельника на горе Пэгунсан есть растения, возраст которых достигает 400 лет. Но и тут есть нюанс. Который удобно разобрать как раз на корейском примере.
Чайные кусты на горе Пэгунсан появились примерно тысячу лет назад. Ну то есть чисто теоретически там могли бы расти тысячелетние чайные деревья. Но они не растут. Почему? Да по куче причин, среди которых самой значимой является, пожалуй, неидеальность корейских агроклиматических условий для старых чайных деревьев. Ну то есть расти они там могут. Но не так долго, высоко и радостно, как в Юньнане или на севере Вьетнама. Я, кстати, вопрос разных разновидностей камелии китайской игнорирую намеренно — в данном случае это не очень важно.
С Японией, как мне кажется, ситуация ровно такая же как и с Кореей. Чисто теоретически какой-либо японский чайный куст много-много лет назад мог одичать и жить долго и счастливо. Но пока мне о таких диких японских чайных долгожителях слышать не приходилось. Скорее всего, в диком виде и там чайный куст запредельно долго не живет.
Короче говоря, предпосылок для существования старых чайных деревьев как системы в Японии практически нет. Поэтому старые чайные деревья там существуют как единичные феномены.
Самым старым японским чайным деревом считается дерево, которое называется 大茶樹 — «Дайчачжу» или «Дайтяцзу» или еще как-то так. Это, собственно, «старое чайное дерево» по-японски. Растет это дерево в городе Уресино, в префектуре Сага. Так что если вы решите что-то по этому поводу погуглить, что лучше всего гуглить по 嬉野市大茶樹.
Точной информации о возрасте этого дерева нет, оценки колеблются в диапазоне 300-400 лет — так что можно считать, что ему около 350. Старое чайное дерево из Уресино представляет из себя этакий супер куст, занимающий примерно 80 квадратных метров и высотой 4.6 метра. По сравнению со старыми чайными деревьями из Юньнани японское старое чайное дерево, конечно, совсем невысокое — но раскидистое.

Безусловным достоинством старого чайного дерева из Уресино является его доступность и зрелищность. Оно, если можно так выразиться, является отдельно стоящим и аккуратно огороженным, вокруг него проложена асфальтированная дорожка, рядом домик стоит какой-то, его можно облетать на дроне и вообще оно очень удобное.
Собирают ли чай с этого дерева, я не знаю. А вот с другого старого японского чайного дерева, которое находится в городе Фудзиэда (это в Сидзуоке) и называется, соответственно, 藤枝の大茶樹 — «Старое чайное дерево из Фудзиэда», еще как собирают. 15 килограмм свежих чайных листьев в год. И, должен признать, что сбор листьев с этого дерева выглядит очень забавно. Дерево из Фудзиэда не такое раскидистое, как из Уресино — оно занимает всего 33 квадратных метра. Но ему тоже за триста лет.
Есть в Японии и другие старые чайные деревья — но эти два, наверное, самые старые. И очень необычные. В сочетании с древним чаем из монастыря Косёдзи эти деревья складываются в совершенно замечательный чайный маршрут по Японии. По чайной и растительной старине.
Добавить комментарий