Когда речь заходит о социальных функциях чаепитий, то очень часто высказывается мысль о том, что чай помогает мириться и разрешать конфликты. В нашей культуре такая функциональность чая воспринимается на уровне ромкома. Типа парень с девушкой, два друга или старик со старухой поспорили или поссорились, потом звучит предложение выпить чая — и в следующем кадре уже все довольны, улыбаются и проблеме конец. Ну то есть чай и чаепития выступают в роли такого волшебного средства, которые решает все проблемы. И, заодно, лечит все болезни — кроме тех, которые не от нервов, конечно.

При этом существует культура, в которой примирительная и посредническая функция чаепитий институализирована. Хоть и неформально. Это, конечно же, культура китайская.

И тут, с вашего позволения, я сделаю оговорку. Я дальше собираюсь рассказывать о правовой традиции такой страны, как Китай. Не являясь при этом ни специалистом по праву, ни специалистом по Китаю. Так что могу накосячить даже в терминах — будьте снисходительны.

Так вот. В Китае существует интересная система досудебного разрешения споров, которая называется народным посредничеством. Это старая и традиционная система, ее придумали не сейчас. Но сейчас она регулируется соответствующим законом — то есть официально включена в правовую систему китайского общества. В первом приближении и на пальцах там все довольно просто. Если две стороны сильно о чем-то поспорили, то до обращения в суд они могут обратиться, скажем так, в народный суд. Для того, чтобы уважаемые люди — народные посредники — их выслушали и разрешили их конфликт. Непременным условием запуска системы народного посредничества является добровольное согласие конфликтующих сторон на обращение к народным посредникам. Ну то есть силком затащить на условный совет старейшин нельзя (наверное, тут я предполагаю существование нюансов).

Исторически заседания таких народных судов проходили в чайных. И тут нужна еще одна оговорка. Чайная в данном случае — это не место, где чинно сидят и пьют чай. Чайная — это место где и чай пьют тоже. А еще едят, трындят, дерутся и разбирают разные важные вопросы. Полным аналогом таких чайных можно считать наши кафе или немецкие и чешские пивные. Если хочется, там можно поесть. Если хочется, то выпить кофе или пива. А если очень хочется, то создать «Партию умеренного прогресса в рамках закона» или устроить «Пивной путч».

При этом, конечно, чай часто становился частью народных судов естественным образом. Насухую спорить неинтересно, а чай недорогой, простой, компактный, вкусный и всегда под рукой. Так что культурная и традиционная связь между разрешением конфликтов и чаем в Китае возникла давно и существует по сей день. И даже реализуется разными способами. Иногда сами беседы высоких договаривающихся сторон проходят за чаем. Иногда чай подается в случае удачного разрешения спора. Иногда чайные принципиально отказываются принимать на своей территории народных посредников, декларирую чисто общепитовский функционал. Так или иначе, но чай, повторюсь, стал одним из символов народного посредничества и эта его функция закрепилась в Китае во множестве подходящих случаю фраз типа типа 杯茶调解法 — Ибэй Ча Тьяо Дзе Фа, «посредничество через чашку чая».

Иногда такое посредничество принимает невероятно интересные формы. В Хуайбэе (это в провинции Аньхой) работает, например, проект, который называется 移动茶馆 — И Дон Ча Гуань, «Мобильные чайные». В рамках этого проекта группа народных посредников и помогающих им волонтеров ездит по разным населенным пунктам, устраивает чаепития и решает целый круг социальных вопросов. Начиная от традиционного разрешения споров и заканчивая лекциями на актуальные темы и разными культурными мероприятиями. С момента запуска проекта в 2022 году «Мобильные чайные» провели более полусотни посреднических мероприятий и разрешили больше двух сотен споров, затрагивающих интересы более чем тридцати тысяч человек.

«Мобильные чайные». Дама в шляпке хороша!

Нормально так чаю попили.