В китайской прессе наткнулся на рассказ о чайной компании Guizhou Guicha, которая, понятное дело, работает в Гуйчжоу. Эта компания была основана в 2010 году и сразу была ориентирована, среди прочего, на производство порошкового зеленого чая. Ну то есть у нее есть и плантации с оборудованием для затенения, и производственные мощности, позволяющие производить матчу. И все это еще всеми способами и очень сильно сертифицировано, потому что Guizhou Guicha во многом ориентирована на экспорт и на продажу порошкового зеленого чая как добавки в мороженое, лапшу, латексную смазку и прочие продукты, которые сейчас принято улучшать с помощью матчи. Или ухудшать — тут все от точки зрения зависит.

Короче говоря, обычная история о современном и высокотехнологичном китайском чайном производстве. Но есть в ней один нюанс. Статистический. За первые полгода 2023 года Guizhou Guicha произвела примерно 500 тонн матчи. А вообще производственные мощности компании рассчитаны на производство 4000 тонн порошкового зеленого чая в год. 4000 тонн — это, в каком-то смысле, знаковое число. Потому что примерно столько матчи сейчас ежегодно производится в Японии.

Затеняют, собирают и перемалывают. www.puercn.com

Еще раз. Одна китайская компания, хоть и очень крупная, может производить столько же матчи, сколько вся Япония. И на японском оборудовании, кстати. Я всегда говорил, что все усилия по продвижению матчи, которые сейчас предпринимают наши японские коллеги, они, конечно, японскую матчу продвигают. Но еще больше они продвигают китайский порошковый зеленый чай. Просто потому, что его больше на рынке.

Да, безусловно, китайская матча отличается от японской. Хотя бы потому, что для производства порошкового зеленого чая в Китае используется другое сырье. Точной информации по этому поводу у меня под рукой нет, но если судить по отрывочным данным, то значительная, если не большая, часть китайской матчи производится из листьев, собранных с чайных кустов сорта Лунцзин 43, хорошо знакомого всем любителям китайского чая. Из других культиваров, название которых более или менее на слуху, для производства зеленого порошка в Китае используется, например, Фудин Дабайча.

В Японии, естественно, матчевый сортимент совсем другой, там в дело идут культивары Окумидори, Самидори, Ябукита, Удзи, Чаору, Ябунхок, Асаши и другие. У них там, кстати, довольно развитая тема, сравнивать матчу из разных культиваров, в том числе и выращенных на компактных участках в рамках одного фермерского хозяйства. Производится такая матча по одинаковой технологии, чтобы минимизировать не только терруарные, но и технологические различия. И оставить только культиварные… Извините, отвлекся.

Матча из десяти разных японских культиваров. yunomi.life

Разница между китайской и японской матчей, повторюсь, неизбежна. И китайцы эту разницу, кстати, активно изучают. Вот буквально на днях мне попалось на глаза исследование, где сенсорно и лабораторно сравниваются матчи из одного японского и трех китайских культиваров. С потребительской точки зрения самое интересное в этом исследовании это, конечно, сенсорная оценка. По которой японская матча из культивара Окумидори забарывает все изученные образцы китайской матчи. Но ту же матчу из Лунцзина 43, которая по сенсорным тестам заняла второе место, забирает не так чтобы по всем статьям. Совсем немного забарывает.

Матча из одного японского и трех китайских культиваров. www.ncbi.nlm.nih.gov

Ну а большей части потребителей матчи, особенно тем, что делают из матчи разные молочные напитки, печенье и продукты, помогающие избавиться от всех болезней и большей части денег, совершенно наплевать, откуда к ним приезжает зеленый порошок, из Японии или из Китая. Они его вообще чаще всего у местного оптовика покупают. Мало того, по мере увеличения доминирования на рынке китайской матчи ей даже не нужно будет сильно мимикрировать под японскую. Достаточно будет сохранить основные маркеры, ну то есть остаться зеленым порошком. А все остальные сенсорные характеристики китайской матчи будут постепенно навязаны рынку и станут восприниматься как родные и естественные.

Массовые вкусы массовым рынком вообще переформатируются достаточно быстро и достаточно просто.