Наткнулся на одном корабельном сайте на достаточно подробную и хорошо иллюстрированную статью о «Катти Сарке» — знаменитом паруснике, который стал символом короткой эпохи чайных клиперов и остался, насколько мне известно, единственным сохранившимся кораблем такого класса. Сейчас он музеефицирован и красиво стоит в Гринвиче, недалеко от Лондона. Причем когда мы с женой его там видели двадцать лет назад, он просто стоял, довольно уныло, особенно на фоне пасмурной январской Англии. А потом он частично сгорел — и его переставили более красиво, теперь на него можно и снизу посмотреть.

Тогда и сейчас. www.boatsnews.com

Если честно, я не предполагал, что смогу обнаружить в этой статье что-то новое для себя. О «Катти Сарке» я вспоминаю регулярно и неоднократно о нем писал. Все-таки знаковый парусник. Однако, как оказалось, я ни разу за все это время не удосужился поинтересоваться одной из ключевых его характеристик — чаеподъемностью. Понятное дело, что романтизирован «Катти Сарк» благодаря своей скорости, красоте и одиночеству — но он-таки был, прежде всего, грузовым парусником. И грузоподъемность — одна из ключевых его характеристик.

Оказалось, что «Катти Сарк» брал на борт 600 тонн чая. Примерно 10000 ящиков в тогдашней фасовке. Ну или тридцать современных морских контейнеров, если ориентироваться на черный гранулированный чай. Интересно, кстати, что параметры базовой, так сказать, логистической единицы с тех пор не изменились. Тогда это был ящик, в который помещалось примерно 60 килограммов чая. Сейчас — мешок, в который помещается примерно 60 килограммов чая. Понятное дело, что при фиксированном объеме ящика и мешка их вес зависит от состояния чая. И что и тогда, и сейчас случалась и случается разная упаковка. Но речь именно о самой распространенной.

По примерным современным оптовым ценам на такой чай сейчас парусник привозил бы за один рейс чая на 1,5-2 миллиона долларов. В ценах на чай конца XIX века я не особо ориентируюсь, особенно в оптовых — но в рознице в Великобритании чай стоил примерно 4 шиллинга за килограмм. То есть за фунт, в котором, как известно, было 20 шиллингов, можно было купить 5 килограммов чая. А это значит, что в розничных ценах за один рейс «Катти Сарк» привозил чая на 120 тысяч фунтов. Сам «Катти Сарк» на момент постройки стоил 16500 фунтов.  

Я понимаю, конечно, что прикидки у меня на уровне палец к носу и я совсем не беру в расчет всякие сопутствующие доставке чая расходы — но морская чайная торговля, похоже, была выгодным делом. Кто бы мог подумать.