Сегодня в «Чайных параферналиях»: золотые чайные комнаты, события на Украине и чайный рынок, ГОСТ на краснодарский чай, американская статистика и симпозиум, сунские картины на сунском чае. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас материально можно вот по этой ссылке.

Золотые чайные комнаты

27 марта в городе Карацу, что в префектуре Сага в Японии, открылась для обозрения золотая чайная комната. Это реконструкция знаменитой чайной комнаты, созданной по распоряжению Тоётоми Хидэёси не позднее 1586 года. У оригинальной чайной комнаты XVI века было две отличительных черты. Во-первых, она была разборной — конструкцию из дерева, тростника, бумаги и ткани можно было разобрать, перевезти на новое место и на этом новом месте собрать. С учетом небольших габаритов комнаты (примерно 3 на 6 на 2 метра) и относительно небольшого веса, ее можно было развернуть практически где угодно. В том числе и в помещении. Это, кстати, существенный нюанс — обычно любое транспортабельное сооружение воспринимается как что-то, предназначенное для установки на улице. Ну типа шатра или палатки. Золотую чайную комнату тоже можно было установить на улице — но рациональнее и удобнее было разворачивать ее под крышей.

Золотая чайная комната в Карацу. mainichi.jp

Во-вторых, внутренние поверхности комнаты были позолочены, а значительная часть используемой в этой комнате чайной утвари, возможно, была золотой. Откуда, собственно, и название. Использование золотой посуды в поздних репликах комнаты документально зафиксировано, а вот доказательств использования золотой посуды в оригинальном помещении мы не нашли. Но давайте думать о Хидэёси только хорошее и золотое.

Сочетание транспортабельности и позолоченности сделало эту комнату одним из эталонов переносных понтов — чем активно пользовался ее хозяин. Он брал с собой эту комнату и в военные походы и в мирные командировки. Он, напомним, парнем по происхождению был простым. И вполне вероятно, что несмотря на модные в те времена эстетические концепции, искренне радовался, когда у него была возможность приехать во дворец к какому-либо феодалу, осмотреться и установить в каком-либо залов свою чайную комнату. Которая сразу и четко показывала, кто тут дайдзё-дайдзин и объединитель Японии, а кто какой-то феодал непонятный. Существует, кстати, версия, что первым официальным гостем этой комнаты был японский император Го-Ёдзэй, при котором сам Хидэёси был регентом. Поэтому сначала он свозил комнату в Киото — ну а потом уже начал катать ее по остальной Японии.

В романтической версии жизни и смерти Сэн-но Рикю именно золотая чайная комната, своей запределельной понтовостью полностью противоречащая концепции ваби-саби, стала причиной конфликта между знаменитым чайным мастером и не менее знаменитым государственным деятелем. Поняв, что не может работать в таких условиях, Сэн-но Рикю уволился по собственному желанию традиционным японским способом.

Это, конечно, только гипотеза. Никаких доказательств того, что драматургия самоубийства Сэн-но Рикю была связана с золотой чайной комнатой, пока не найдено. Но то, что Сэн-но Рикю проводил в этой комнате чайные церемонии, ни у кого сомнений не вызывает. Существуют также предположения, что он участвовал в ее создании.

Золотая чайная комната в музее искусств MOA в Сидзуоке

Позолоченный и передвижной концепт, естественно, не мог быть долговечным — поэтому оригинальная золотая чайная комната в конце концов была утрачена. В настоящее время создано несколько ее реплик. Реплика чайной комнаты есть в музее искусств MOA в Сидзуоке, в замке Осака, который был построен по приказу Хидэёси, был его резиденцией и местами тоже сильно позолочен, в замке Фушими в Киото и в некоторых других местах.

Золотая чайная комната, гостевой дом Тэню, Киото

Причем золотые чайные комнаты совсем не всегда расположены в музеях или культурных центрах — в Киото, например, есть небольшой гостевой дом Тэню (Tenyu), в котором есть своя и тоже вполне себе позолоченная чайная комната. Там, кстати, под ссылкой есть видео про технику позолоты. Короткое и красивое.

Чайная церемония в золотой чайной комнате в замке в Осаке (The Asahi Shimbun via Getty Images)

Что же касается недавно открытой золотой чайной комнаты в городе Карацу, то она тоже связана с Хидэёси. У него в тех краях ставка была во время корейского похода. Любопытно, что в анонсе новой золотой чайной комнаты сообщается, что это единственная в Японии золотая чайная комната, в которой можно выпить матчи. И это, конечно, странное заявление. Потому что чайные церемонии проводятся во многих современных золотых чайных комнатах. Чаю можно выпить и в упомянутом уже гостевом доме в Киото, и в осакском замке. И чай этот почти наверняка — матча.

Ну и еще одна ремарка, уже чисто хулиганская. При золочении чайных комнат используется сусальное золото. Точно такое же, которое в некоторых чайных культурах добавляют в чай. Так что если вы привыкли добавлять в чай золото и вдруг оказались в японской золотой чайной комнате, то следите за собой. А то вдруг вы начнете машинально обдирать позолоту и добавлять ее в чай.

События на Украине и чайный рынок

Дэн Болтон, известный американский чайный журналист, опубликовал в STIR пару статей, посвященных тому, как события на Украине отразятся на российском и и мировом чайных рынках. Влияние на российский чайный рынок оценивается с учетом падения рубля и введения против России санкций, разрушающих традиционные логистические связи, создающих разные банковские сложности и ограничивающих доступ к ряду материалов, таким, например, как нейлон для чайных пакетиков. Дэн Болтон упомянул даже уход из России таких компаний, как Coca-Cola, PepsiCo и Starbucks — правда не стал настаивать на их заметном влиянии на российский чайный рынок.

Тут надо напомнить, конечно, что в российскую чайную статистику не включается RTD-чай, в отличие от чайной статистики, например, американской. Поэтому статистически на российском чайном рынке упомянутые выше компании действительно не очень заметны. В отличие от рынка RTD-чая, на который эти компании оказывают значительное влияние. 

Кенийский пурпурный чай. © Ольга Никандрова
Кенийский пурпурный чай. К тексту отношения, скорее всего, не имеет. © Ольга Никандрова

В одной из своих статей Дэн Болтон также предполагает, что сложившаяся ситуация открывает новые возможности для тех чайных проектов, связи которых с Россией не очень зависят от ситуации в мире. Например, для краснодарских и азербайджанских. Но с учетом реальных объемов производства чая этими проектами рассчитывать на то, что они станут реальной альтернативой чайным проектам индийским, ланкийским или индонезийским излишне оптимистично. А вот недорогого кенийского чая на российском рынке может стать больше.

Что же касается влияния событий на Украине на международный чайный рынок, то здесь все довольно просто. От российского чайного рынка заметно зависят рынки крупных производителей чая — Индии и Шри-Ланки, например. И если влияние российского чайного рынка на чайную индустрию Индии не очень сильно выходит за рамки этой самой чайной индустрии, потому что Индия — страна большая и в плане экспорта и экономики вообще достаточно разнообразная — то для Шри-Ланки любые проблемы чайной индустрии почти сразу и почти автоматически превращаются в проблемы всей страны. Особенно с учетом того, что из массовых черных чаев цейлонский чай является самым дорогим и в случае каких-то сложностей у импортеров от него отказываются в первую очередь.

Ситуация усугубляется тем, что Россия является одним из основных поставщиков минеральных удобрений. Уход России (а в случае с калийными удобрениями — и Белоруссии, которая тоже попадает под санкционную раздачу) с мирового рынка удобрений приведет к их подорожанию, что также отразится на странах — производителях чая.

Первая статья Дэна Болтона вышла 1 марта и еще не особо интересна, автор крупными мазками просто застолбил тему. А вот второй материал чуть более подробный и в общих чертах описывает некоторые факторы, влияющие на чайный рынок. Наиболее значимые ее моменты мы только что пересказали. 

ГОСТ на краснодарский чай

Кстати, о краснодарском чае. 1 марта 2022 года в России начал действовать принятый еще в прошлом году ГОСТ Р 59700-2021 «Краснодарский чай». В котором есть пункт 4.4, сообщающий, что… 

«В зависимости от содержания чайного листа краснодарского происхождения краснодарский чай подразделяют на категории:

  • 1 категория — 100 % чайного листа краснодарского происхождения;
  • 2 категория — от 75 % до 99 % чайного листа краснодарского происхождения;
  • 3 категория — от 60 % до 74 % чайного листа краснодарского происхождения;
  • 4 категория — от 51 % до 59 % чайного листа краснодарского происхождения».

Есть там и пункт 5.1.5, сообщающий, что «При производстве краснодарского чая купажирование допускается только в соответствии с 4.4». А также пункт 5.2.2, гласящий, что «Все стадии производства краснодарского чая следует осуществлять на территории Краснодарского края». И, наконец, пункт 5.4.2, касающийся маркировки чая и утверждающий, что «Наименование должно включать термины «краснодарский чай» или «чай краснодарский» и по усмотрению производителя может быть дополнено другой информацией, а также придуманным (фантазийным) наименованием. Использование наименования «краснодарский» для чая, который не соответствует требованиям 5.1.5 и 5.2.2., не допускается».

Белый краснодарский чай
Белый краснодарский чай. В новом ГОСТе не прописан, кстати. Что, с учетом ничтожных объемов производства, не удивительно. © Ольга Никандрова

Если все очень сильно упрощать, то в упаковке, на которой написано «Краснодарский чай» должно содержаться не менее 51% чайного листа, выращенного в Краснодарском крае. 

Интересно будет посмотреть, станут ли на пачках с краснодарским чаем писать категорию?

Американские отчеты и события

Ну и чтобы совсем закрыть формальную и статистическую тему. Американская The Tea Association of the USA опубликовала отчет о состоянии американского чайного рынка в 2021 году. По сравнению с прошлым годом рынок изменился не очень сильно, просто чуть-чуть вырос. В 2021 году американцы выпили 85 миллиардов порций чая против 84 миллиардов в 2020 году. Как и прежде, 75-80% всего выпиваемого в США чая — это холодный чай, 84% всего выпиваемого в США чая — это черный чай, 15% — зеленый, оставшийся один процент приходится на все остальные виды чая. Ну и так далее.

Самое заметное отличие 2021 года от 2020 года в замедлении роста потребления традиционного чая. В 2020 году этот сегмент в США вырос на 18-20%, в 2021 году темпы роста немного снизились, но все равно остались достаточно высокими. Это, кстати, почти точная цитата из отчета — процент роста там не указан.

Все на симпозиум!

Ну и напоследок. 26 апреля 2022 года упомянутая выше американская чайная ассоциация проводит шестой международный симпозиум, темой которого будет чай и здоровье. Темы стандартные: иммунитет, рак, сердечно-сосудистые заболевания, когнитивные функции, диетическая функциональность чая. Если вдруг кому интересно, присоединяйтесь. Только сначала посетите пару коллоквиумов и пяток конференций. Чтобы на симпозиуме не опозориться.

Сунские картины на сунском чае

В кофейной культуре существует такой феномен — латте-арт. Грубо говоря, это рисование молоком на пенке эспрессо. У латте-арта высокий маркетинговый потенциал, при этом надо понимать, что этот потенциал первичен. Несмотря на наличие слова «искусство» в названии этого феномена, несмотря на соревнования, на которых пытаются оценивать визуальную привлекательность и креативность молочных рисунков, никто и никогда толком не запаривался на то, чтобы в полной мере реализовать художественный потенциал этой темы. Ну если судить по готовым рисункам, конечно — совершенно беспомощным с эстетической точки зрения. Аналогичным образом, на наш взгляд, обстоит дело и с прочими направлениями кофейного арта — вплоть до создания скульптур из молочной пены.

Зеленым по белому. www.yangtse.com

О том, что может получиться, если подойти к вопросу рисования по вспененной поверхности напитка чуть более серьезно, можно судить по работам Хань Чжемина, который живет и работает в Шанхае, имеет художественное образование и рисует на чайной пене чаем небольшие рисунки по мотивам картин эпохи Сун. Да, и чай он готовит тоже по сунским мотивам — вспенивает порошок белого чая.

Рисунки чаем по чайной пене получаются немного растушеванными, если можно так выразиться. И неплохо передают мягкую и сдержанную эстетику сунской живописи. Эти рисунки нужно создавать очень быстро — минут за пять. И долго они, конечно, не держатся — не более часа — поэтому после короткого созерцания чайных рисунков чай просто выпивают. Вот видео, все хорошо объясняющее.

Красивый концепт. Его красота начинается уже с того, что для создания таких рисунков используется только один продукт — чай. И сунская стилистика на чае, приготовленном по сунским мотивам — это тоже хорошо. Ну и короткий срок жизни рисунков на чайной пене тоже добавляет им очарования.

Хань Чжемин, кстати, не единственный, кто рисует по чайной пене. Но остальные найденные нами мастера художественной пены работают гораздо проще. Вот так, например.

Пишите письма и помогайте материально

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Наш новый «Чай +» посвящен комбуче с разными цветами, травами и листьями. А больше мы пока ничего не написали.

Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!