Пью сладкий чай, но использую заменители сахара
Иногда — когда нужно скомпенсировать вкус плохого чая, например, в поезде
Пью чай с сахаром и с подходящими закусками, например, за завтраком
Пью чай без сахара, но люблю сладкие закуски (мед, варенье, сухофрукты, сладости)
Крайне редко — случайно или из вежливости
Изредка пью чай сахаром, если сахар интересный
Нет, в принципе не пью чай с сахаром
Чаще всего пью чай с сахаром
Осознанный отказ от сладкой версии какого-либо продукта (чая, кофе, вина и т.п.) — это признак развитого рынка и благополучия потребителей. С развитостью рынка все более или менее просто — чтобы большое количество людей могло пить чай и кофе без сахара и сухое вино, необходимо, чтобы эти продукты присутствовали на рынке в большом количестве и в разнообразном качестве и чтобы их потребление стимулировалось традиционными рыночными методами: рекламой, модой, захмычками лидеров мнений, тематическими информационными продуктами и т.п.
С благополучием все немного сложнее. Совсем немного. Когда человек постоянно занят изнурительным трудом, все сладкое для него и жизненно необходимо (потому что сладость — это признак наличия в продукте углеводов, то есть энергии), и эмоционально комфортно. А как только потребность в постоянном и быстром восполнении энергетических потерь отпадает и наступают первые признаки зажратости, еда получает дополнительную досуговую функциональность. Тогда-то и начинаются жизнеутверждающие перверсии, к которым, конечно, можно отнести и сухое вино, и черный кофе, и чай без сахара.
Безусловно, это очень упрощенное объяснение, которое не учитывает ни культурной инерции, ни возможности продавцов и производителей менять потребительские вкусы, ни персональных ограничений по здоровью, ни многих других факторов. Но в первом приближении можно с уверенностью сказать, что если вы любите чай без сахара (а также сухое вино и черный кофе), то жизнь ваша, в общем и целом, удалась.
При этом, конечно, не нужно забывать о том, что сахар в рамках чайной традиции тоже развился очень сильно и обрел самостоятельную чайную интересность. Достаточно вспомнить, например, иранский леденцовый сахар с шафраном или фризский кристаллический сахар, который с приятным треском лопается в горячем чае. И изучение чайного сахара — это отдельная и очень приятная тема. Ну потому что сладкая.
Ну и еще одно любопытное наблюдение. Возможно, что именно массовый отказ от добавления сахара в чай (связанный как с ростом описанной выше зажратости, так и с проникновением в потребительские массы разнообразных ЗОЖ-концепций), стал причиной кризиса дешевого черного чая, который часто по ошибке переносят на всю чайную культуру. Логика тут простая. Пока в этот чай сыпали сахар, его вполне можно было пить. А когда сахар сыпать перестали, со всей очевидностью стало понятно, что чай-то — фиговый. Вот его продажи и падают.
Но это так, гипотеза. А вообще, конечно, давайте не будем забывать, что чайные культуры с самым высоким потреблением чая на душу населения — турецкая, ирландская, английская и русская — основаны на черном чае с сахаром и другими добавками. И как бы мы лично к чаю с сахаром ни относились, нужно понимать, что сладкий чай — это часть нашего общего чайного прошлого, без которого, скорее всего, не было бы и нашего чайного настоящего.
Добавить комментарий