Шоу-дегустации — мероприятия на 10–25 человек и 2–3 часа, на базе кафе или ресторана, с рассадкой гостей за столами — наш любимый чайный формат. Шоу-дегустации, безусловно, являются хорошо подготовленными представлениями — со сценарием, определенными требованиями к уровню исполнителей, тщательной проработкой «сцены» и прочими штуками, дающими гостям понять, что все происходит на серьезном уровне. Но при этом шоу-дегустации являются представлениями гибкими и иммерсивными. И позволяют на ходу менять сценарий, вовлекать гостей в разный интерактивный блудняк и работать в рамках одного мероприятия в широком диапазоне жанров — от лекции до стендапа. Шоу-дегустация требует серьезной организационной и технической базы — нужна кухня (не помещение, конечно, а функциональное подразделение: с подготовленным персоналом, оборудование и набором продуктов) и подготовленные официанты-помощники, минимум двое.

Шоу-дегустации — идеальный формат для работы со стилизованными чаепитиями, они позволяют за короткое время очень убедительно представить гостям какую-либо чайную традицию. Мы чаще всего делаем дегустации в русском стиле — и связано это не только с тем, что мы, большей частью, работаем в Пскове, но и с нашей основной рабочей площадкой. Гостевой дом на базе реконструированного доходного дома XIX века, со старинными зеркалами и шкафами, заставленными антикварной чайной посудой, и с двориком, в котором можно топить самовары, поглядывая через реку на Мирожский монастырь с его домонгольскими фресками, — более подходящее место для чаепитий в русском стиле вообще сложно представить.

Чаще всего шоу-дегустация в русском стиле состоит из трех частей, каждая часть — это подача чая, реконструирующая определенный пласт русской чайной культуры. Вернее — чайной и дочайной,  что начинать такое мероприятие интереснее всего с подачи сбитня. Во-первых, это рационально — сбитень можно приготовить заранее и на самой дегустации только разливать его каким-либо черпачком по простым и удобным кружкам. Во-вторых, сбитень легко и просто готовить, мало того, благодаря вариативному рецепту его легко вписать в сезон или местность. В-третьих, сбитень по-простому вкусненький, а это очень важно в начале дегустации.

Сбитень лучше всего разливать по кружкам Юрия Пересады. Фото: Гостевой дом «У Покровки»
Сбитень лучше всего разливать по кружкам Юрия Пересады. Фото: Гостевой дом «У Покровки»

Вторая часть шоу-дегустации — это реконструкция трактирного чаепития. Черный чай в парных чайниках («заварной + доливной»), сахар-песок и кусковой или кристаллический сахар, стаканы в подстаканниках или классические чайные пары, опционально — лимон, обязательно — сытные закуски, лучше всего пирожки с несколькими видами начинок, но подойдут и блины, и бутерброды. И бублики, можно со сливочным маслом. Подойдет и другая сдоба, но бублики — идеальный вариант. Такое трактирное чаепитие, во-первых, позволит накормить людей — это всегда важно на длительном мероприятии. Во-вторых, оно содержит несколько фокусов внимания, важных для содержания дегустации: разбавление заварки кипятком, сахар, лимон (если он подается),возможность попить чай из блюдца (если это технически возможно). Все эти аспекты есть смысл отрабатывать, показывая на себе — это добавит в дегустацию толику уместной клоунады.

Кустодиев. «Купчиха за чаем». Google Art Project. Кота реконструировать не обязательно.
Кустодиев. «Купчиха за чаем». Google Art Project. Кота реконструировать не обязательно.

И, наконец, третья часть шоу-дегустации — это расширенная реконструкция купчихиного чаепития с известной картины Кустодиева. Черный чай, сахар, лимон, чайные пары, опционально — самовар (на самом деле, совсем не обязательно, но если есть возможность, то пусть работает), свежие фрукты (виноград, груши, яблоки), выпечка кексового типа, мед или варенье (очень немного, чтобы визуально обозначить их присутствие, обычно на дегустациях их не очень едят) и возможность добавить в чашку ложечку коньяку или рому. Чай «с позолотой», так сказать. И еще что-либо фирменное из местного меню, например, запеченое яблоко. Эту третью часть нужно продумать так, чтобы чая было хоть залейся и закусок хватило не только на формальную часть чаепития, но и на следующее за ней неформальное общение. Это, конечно, не значит, что стол должен ломиться — обычно после второго чаепития гости сыты и на сладости не налегают. Но что-то съедобное на столе должно быть всегда.

Естественно, каждая из частей дегустации — это не только подача чая и его употребление, но и занимательные истории в исполнении ведущего. Помимо очевидного описания всех чаев-закусок-действий, есть, конечно, смысл рассказать о той роли, которую играло каждое из чаепитий в русской чайной культуре и о том, какие элементы этих чаепитий сохранились до настоящего времени. Это, на самом деле, не сложно, информационных ресурсов, позволяющих сочинить достойное информационное сопровождение для дегустации — вагон и маленькая тележка. Конечно, для того, чтобы превратить эти ресурсы в интересный информационный продукт, придется приложить некоторые усилия — но здесь мы обойдемся без подсказок. Сказки у каждого чайного сказочника и номера у каждого чайного клоуна должны быть своими. Хотя бы потому, что у всех у нас разный темп речи, разная манера вести разговор, разные презентационный навыки и разный статус в той аудитории, с которой мы работаем.

Впрочем, несмотря на все эти разности, драматургию шоу-дегустации, проводимой по описанной схеме (сбитень — трактир — купчиха), можно построить на динамике развития чаепитий во времени (дочайная культура — расцвет городской чайной культуры — золотой век и упадок), в локации (улица — городской общепит — дом) и в статусе (дешево и сердито — сытно и демократично — изысканно и богато). Трех этих драматических сюжетов вполне достаточно для того, чтобы закрутить из простого, по сути своей, набора чаепитий отличное чайное представление.

Удачи!