Чайная пыль

Мы запустили проект «Чайная пыль». Это очень короткие чайные тесты, построенные на строгих научных данных и искаженной логике. В первом тесте, например, по отношению к ароматам Фэн Хуан Дань Цунов определяется, кем является проходящая тест персона — мотыльком или муравьем.

Британский чайный оптимизм

В английском ежемесячнике Prospect вышла небольшая статья с емким названием «Чай не умер в Британии, он просто обрел новую жизнь» (Tea isn’t dead in Britain — it has just taken on a new life). В статье очень убедительно представлены основные этапы чайной истории Британии: появление и развитие интереса к чаю на волне интереса ко всему китайскому, становление чая как имперского продукта, который массово производился и потреблялся в рамках одной страны и, наконец, снижение интереса к традиционному чаю, последовавшее за распадом Британской империи — с 1970-х потребление чая в Англии снизилось в три с половиной раза. По мнению автора статьи, сейчас Британия находится в начале нового цикла интереса к восточным культурам, который сопровождается и ростом интереса к чаю, причем в тех формах, в которых он популярен сейчас в Китае, на Тайване, в Японии или Корее. Начиная от пуэров и классических японских чаев и заканчивая Bubble Tea и прочими модными и быстрыми чаями. Если воспринимать чай как категорию, ограниченную какими-то рамками (например, традиционным английским чаепитием), то всех этих изменений можно просто не заметить. И легко убедить себя самого в том, что чайная культура умирает, хоть британская, хоть любая другая.

Добавим от себя. Сейчас, фактически, существует два чайных мира. В одном из них идет постоянная и очень интересная движуха, причем на всех уровнях, начиная от крупных компаний и заканчивая индивидуальными проектами. Разрабатываются новые продукты и услуги, возникают микротренды, лавинообразно растет объем чайной информации, создаются новые сегменты рынка и новые стили потребления — за всем за этим, честно говоря, даже следить сложновато. Во втором чайном мире все уныло. Падает спрос на дешевый чай и, что особенно удивительно, одновременно с этим деградируют массовые чайные вкусы, хорошего чая не купить, чай не прозрачен, на него нет стандартов и информацию о чае «в понятном виде» не найти.

Каждый из нас, естественно, сам выбирает, в каком из миров ему жить и работать. Можно даже постоянно перескакивать между этими двумя мирами — такое тоже бывает. Но если вдруг вам однажды покажется что чайная культура и чайный рынок не развиваются, то скорее всего это означает, что они развиваются без вас.

Древний чайный путь в танце

www.puercn.com

26 декабря 2020 года в Пекине, на сцене Национального центра исполнительских искусств, состоялась премьера балета «Древний чайный конный путь» в постановке Сычуаньского театра песни и танца. События балета разворачиваются в 1940-х годах, во время войны с Японией и, конечно, связаны с Чамагудао, древним торговым путем, одна из ветвей которого связывала с Тибетом как раз провинцию Сычуань. Изготовление чая, караваны носильщиков с характерными чайными корзинами, доставка военных грузов, любовь, разлученные братья — и все это в танце. Вот ссылка на трейлер балета, посмотрите, не пожалеете.

Орденоносец с Tregothnan

Журнал Business Cornwall опубликовал большое интервью (вот здесь, начиная со страницы 10) с Джонатоном Джонсом (Jonathon Jones), одним из руководителей проекта Tregothnan, который мы упоминали в прошлом выпуске параферналий. Джонатон Джонс не так давно стал офицером Ордена Британской Империи — и несмотря на то, что орден он получил не столько за чайный проект, сколько за успехи на ниве международной торговли, интервью посвящено почти исключительно чаю. Вот краткая выжимка из него.

Первые чайные посадки были сделаны в Tregothnan в 1999 году, при этом само хозяйство существует уже несколько столетий. Несмотря на приятный климат юга Англии, далеко не все участки Tregothnan подходили для чайных кустов, при выборе делянок учитывался, в первую очередь, многолетний опыт выращивания других тропических растений. Да и вообще весь чайный проект Tregothnan — это сплошной набор опыта. Рабочей бизнес-модели для европейских чайных плантаций не существует. Нет, например, возможности сделать анализ почв, изучить климатические карты и купить наиболее подходящие культивары в питомнике, заодно со специалистами по выращиванию и производству чая, которые все сделают правильно. Не существует и возможности применить шаблонную бизнес-схему для реализации и продвижения чая. Короче говоря, специалистам Tregothnan пришлось набивать шишки.

В настоящее время на плантациях проекта растет 35 культиваров чайного куста из разных стран, сами плантации постоянно расширяются, прирастая каждый год примерно на 20 акров, всего под чай запланировано отвести 150 акров — это 60 с небольшим гектаров. Для сравнения — в Краснодарском крае сейчас в активной эксплуатации находится 300-400 гектаров чайных плантаций.

Настоящий английский чай уже продается в США, Японии и ряде других стран, в том числе и в Китае, но там — больше для престижа, проект больше зарабатывает на приеме китайских туристов, чем на продаже чая в Китае. В планах Tregothnan выход на рынки Тайваня, Австралии и Новой Зеландии. До недавнего времени чай Tregothnan очень хорошо продавался внутри страны, только локальная железнодорожная компания разливала примерно миллион чашек корнуэльского чая в год. Сейчас этот сегмент полностью скис, но заметно выросла интернет-торговля.

В основу маркетинга Tregothnan положена англофилия. Туристы, приезжая в Англию, хотят немного побыть британцами — и чай, английскость которого формировалась на протяжении нескольких веков, отлично вписывается в это желание. Тем более чай, выращенный и произведенный в самой Англии.

На наш взгляд, самой интересной частью и интервью, и проекта в целом, является некрафтовость Tregothnan. Это полноценный современный технологичный проект в области сельского хозяйства, постепенно отстраивающий адекватные Европе модели ведения относительно крупного чайного бизнеса. По итогам 2020 года стоимость чайного бизнеса Tregothnan оценивается примерно в 2 миллиона фунтов. И собирается расти.

Ну и любопытный штрих напоследок. Джонатон Джонс рассказал о встрече с одним из гостей Tregothnan, который вспомнил, что читал книгу 1910 года издания, в которой высоко оценивались перспективы коммерческого чаеводства на берегах реки Фаль. Как раз там сейчас и растет английский чай.

Выпил ромашки — весь день спокоен!

Специалисты Natural Products Insider в ноябре минувшего года опубликовали отчет, в котором попытались описать новый потребительский тренд. Он, по их мнению, состоит в росте спроса на немедикаментозные способы улучшения сна. Чай, если немного расширить значение этого термина, в «сонный» тренд вписывается отлично. Любые напитки без кофеина, типа ройбоса или иван-чая, в нашей чайной парадигме уже считаются расслабляющими. Что уж там говорить о напитках, составленных с использованием классических успокаивающих трав типа ромашки, валерианы, пустырника или конопли. Любой более или менее развитый чайный проект, особенно работающий с массовым потребителем, имеет в своем ассортименте расслабляющие позиции — посмотрите, например, что предлагает «Озон» по фильтру «чай успокаивающий» или «чай ромашка». Короче говоря тренд вроде как только начал формироваться, а на рынке уже не протолкнуться.

Собственно, специалисты Natural Products Insider как раз и разбирают разные способы привлечь внимание к банальному расслабляющему чаю в условиях, когда с одной стороны, у ста конкурентов в ассортименте есть такой же чай, но с другой — на дворе ковид и новая реальность. Из собранной коллегами из NPI информации можно синтезировать три идеи. Первая состоит в том, чтобы предлагать потребителям инновационные продукты, отличающиеся от традиционных травяных чаев. Например, готовые напитки с коноплей или l-теанином. Вторая идея — это апеллирование к мощным научным данным, все, как мы любим. Логика возможного продвижения сонных чаев может быть, например, такой: массовый ковидный стресс провоцирует расстройства сна и для того, чтобы с этими расстройствами бороться, нужно что-либо съесть или выпить. С ролью постстрессового успокоителя традиционно неплохо справлялся алкоголь — но теперь настали другие времена и потребители опасаются прибегать к проверенным методам. Хотя явно по ним скучают — по статистике, собранной Евромонитором, 27% американцев страдают от того, что не могут заснуть без привычного бокала вечернего вина — вот им-то и нужно предлагать чай с ромашкой. Ну или если вы не в Америке, приводить страдания американцев в качестве убедительного аргумента при продаже чая с ромашкой.

Чайный конструктор Whittard of Chelsea (2004 год). Не спрашивайте, почему мы его сфотографировали так криво.

Ну а третья идея состоит в старом и добром маркетинге, позволяющем сделать из ромашкового чая персонализированный авторский продукт. Чайные конструкторы используют многие проекты, достаточно вспомнить Tea.ru. В доинтернетовские времена сделать свой чай можно было ручками — такую услугу предлагал, например, Whittard of Chelsea. Но лидером сонной чайной кастомизации является, пожалуй Adagio Tea. Купажи там очень простые, а вот коллекции созданных клиентами этикеток с ругательствами, инкубами, заснувшими за рулем водителями и прочими Офелиями — прекрасна.

Ругательный чай

Кстати, о ругательных этикетках. Чай, в названии которого присутствует не совсем нормативная лексика, не является, конечно, изобретением Adagio Teas или клиентов этой компании. Мы впервые столкнулись с нецензурным чаем в 2017 или 2018 году, когда познакомились с проектом Snarky Tea. У этого проекта забавная история — его основательницу изрядно достало околочайное сюсюкание, как бы намекающее на то, что в создании напитка принимали участие феи — и она решила сделать чай для дерзких девчонок. А потом, будучи беременной, представила его в TV-шоу бизнес-стартапов. Чаи с названиями типа «Расслабься, мать твою», «Волоки свою задницу в кровать» или «Мир и любовь, скотина» (это чай для занятия йогой) понравились и инвесторам, и зрителям — и проект заработал. Честно говоря тогда, в 2018, мы отнеслись к этому проекту как к бесперспективному курьезу. Однако по состоянию на сейчас Snarky Tea выглядит вполне бодро, расширил ассортимент, начал использовать цензурные названия — но его флагманами, как и раньше, остаются чаи ругательные. Дополненные ненормативной лексикой, выложенной чаинками, и симпатичными кружками с надписями типа «Я слишком трезв для этого дерьма». Вернее не трезв, а трезва, конечно — проект, как и раньше, позиционируется как девочковый.

Фэндомный чай

www.adagio.com

Во время изучения сонно-ругательного ассортимента Adagio Tea мы наткнулись еще на один любопытный подпроект этой компании — на фэндомные купажи. Это, опять же, простые смеси чаев и разных прочих компонентов из ассортимента магазина, упакованные в коробочки с фэндомными этикетками. Можно купить чай, стилизованный под разные ништяки из Fallout, чай с принцессой Мононоке, с кем-либо из «Геройской академии» или даже «Ктулху-бленд» — в нем зеленый чай, ромашка, мята, кокос и шоколадно-мятный ароматизатор. Не знаю, честно говоря, что можно сказать о перспективах поколения, которое считает, что Ктулху пьет зеленый чай с ромашкой, мятой, кокосом и шоколадом. Но развитие идеи чайного конструктора прикольная. Понятное дело, что функциональность у таких чаев чисто подарочная — но подарок с каким-либо киношным персонажем получится более интересным, чем абстрактный «купаж для Васи».

Грюнбергер и Ми Лань Сян Дань Цун

Грюнбергер — это полутвердый коровий сыр из восточной Швейцарии с пикантным сливочным вкусом. А Ми Лань Сян Дань Цун — это, гуандунский улун с очевидными цветочно-фруктовыми нотами и не менее очевидным печеным тоном. Вот с этим-то печеным тоном Грюнбергер и взаимодействует, превращая его в тон ореховый и очень мягкий, отлично гармонирующий и со сливочностью самого сыра, и с цветочно-фруктовыми чайными нотами. Очень просто и очень вкусно.

Грюнбергер и Ми Лань Сян Дань Цун. © Ольга Никандрова

Пишите письма

Это был седьмой выпуск «Чайных параферналий» — подборки всякой занимательной чайной всячины. Пишите комментарии и вопросы, ставьте лайки, делайте шары и не забывайте про наш ютуб-канал и блог «Путевые заметки чайного клоуна». Прошлый его пост был посвящен зеленому чаю в готическом романе, в следующем речь пойдет о чайных художниках.

Спасибо за внимание!