Среднестатистический зеленый чай, как известно, штука не особо вкусная. Да, да, я знаю про Лун Цзин с Хоу Куем и нежно люблю корейские зеленые чаи и хубейские зеленые чаи из альбиносов — но их доля на рынке ничтожна. Чаще всего человек, решивший попробовать зеленый чай, наткнется на что-то простое и терпкое, с хорошим таким пепельным ароматом и отличным дижестивным действием. Таким чаем хорошо запивать жирный плов — но самостоятельное гастрономическое удовольствие получить от него довольно сложно.

При этом существуют целые чайные традиции, в рамках которых зеленый чай заваривается и пьется почти исключительно в своем простом и ядреном варианте. Например, в Иране и в Турции. До недавнего времени зеленый чай, как правило, стоил дешевле черного (потому что себестоимость его производства при прочих равных ниже) — и использовался в качестве базового напитка самыми бедными потребителями. Вкуснее он от этого, конечно, не становился — поэтому в каждом конкретном регионе потребления возникли собственные способы компенсировать неприятный вкус зеленого чая. В Турции его сразу заваривают с лимоном, в Марокко — добавляют в него мяту и сахар, в Тунисе — еще и кедровые орешки, а в Иране и вовсе существуют рецепты, превращающие простой, как швабра, зеленый чай в фитотерапевтический свальный грех. Для нас, чахлых северян, все эти рецепты выглядят очень изысканными и экзотическими — но в месте своего непосредственного происхождения все они изначально построены на самых доступных и недорогих продуктах.

Это, кстати, очень любопытный феномен для чайной культуры. Дело в том, что чайный мэйнстрим всегда и во всех странах развивался от элитности к массовости — чай сначала заходил в культуру как дорогой и роскошный продукт, а потом становился дешевым и доступным. Поэтому практически все современные потребительские чайные культуры несут на себе отпечаток изначальной (и чаще всего — былой) роскоши. И в рамках этого мэйнстрима существует несколько чайных субкультур, построенных по обратному принципу, при котором в основе традиции лежат изначально дешевые решения. Примерно как в случае с раклетом, пиццей и прочими буйабесами. И точно также, как в случае с пиццами и всем таким прочим, изначально простые рецепты зеленого чая сейчас активно гастрономизируются и в них используются уже совсем не самые дешевые и доступные продукты.

Превращение зеленого чая во вкусняшку и в настоящее время — задача актуальная и вполне профессиональная — и при этом она сохранила свой изначальный компенсационный характер. Особенно с учетом постоянного роста популярности самого зеленого чая. Огромное количество напитков на основе матчи возникает отнюдь не от желания сделать ее еще более полезной и не из-за больной фантазии перевозбужденных миксологов — а потому что в чистом виде большинству потребителей она просто не зайдет. А в те недалекие времена, когда матча еще в массовою моду не вошла, но зеленый чай был уже в тренде, гастрономическое медийное пространство с завидным постоянством выдавало статьи с откровенными названиями типа «Семь способов сделать зеленый чай вкусным» (чаще всего там советовали добавлять в зеленый чай имбирь, базилик, мяту, мед, лимон, корицу и кокосовое масло).

Работая с самыми разными добавками к зеленому чаю, я некоторое время назад обратил внимание на банальную закономерность. При переборе потенциальных добавок в зеленый чай в первую очередь нужно проверять те, которые зеленого цвета. Ну то есть скорее травы, чем цветы или кусочки фруктов. Моими фаворитами являются мелисса (не мята, а именно мелисса), эстрагон, зеленый базилик и розмарин. В идеале — свежие, но и сушеные сойдут. Следом идут дачные листья — те, которые в изобилии доступны на любом приусадебном участке — вишня, малина и смородина. Причем если травы из первого списка интереснее работают по отдельности, то листья малины, смородины и вишни нужно валить в зеленый чай все вместе. В них тогда можно уже и мяту добавить. Ну и так далее.

Я не даю точных пропорций и рецептов, чайная гастрономия к этому вообще никак не располагает — поэтому ограничусь только формулировкой общего принципа. Зеленое к зеленому. И замечу, что этот принцип, хоть и не так универсально, распространяется и на закуски к зеленому чаю. Их тоже можно подбирать по цветовому принципу. Более или менее строгое ограничение будет только одно — заваривать зеленый чай с зелеными добавками нужно непременно в стекле и пить его из стекла. Составленный по цветовому принципу напиток нужно готовить и употреблять так, чтобы насладиться этим цветовым принципом в полной мере.

Так что если прямо сейчас вы собираетесь на природу, то не тащите туда с собой Гёкуро, его хорошо пить дома и без добавок. На природу прихватите что-либо простое, добавьте к нему всякой свежей и подножной зелени, залейте все это дело кипятком в стеклянном чайнике, ни в коем случае не следите за временем настаивания — и закусите получившийся в процессе заваривания результат предварительно разрезанным вдоль на две или четыре части свежим пупырчатым огурцом.

Очень освежает.