Тань Дунь — известный композитор, автор музыки к «Герою» и «Крадущемуся тигру и затаившемуся дракону» и, соотвествено, обладатель «Оскара» за музыку ко второму фильму — анонсировал намедни программу нового музыкального фестиваля «Восток-Запад» (譚盾WE-音樂節), который пройдет в Гонконге в конце мая — начале июня.

«Восточно-Западный музыкальный фестиваль Тань Дуня, насколько я смог понять, уже проходил как минимум один раз, в декабре 2023 года. Основной темой этого фестиваля является соединение восточных и западных музыкальных традиций, весьма символичное для Гонконга — места чрезвычайно электичного. Ну а в этом году фестиваль будет не только соединять восточные и западные музыкальные традиции, но еще и делать это в чайном контексте.

Откроется фестиваль новой постановкой оперы «Ча Хунь» (茶魂). Буквально это название можно перевести, наверное, как «Чайная душа», но его официальный перевод на английский звучит как Tea: A Mirror of Soul, «Чай: зеркало души». 

www.santafeopera.org

Это опера самого Тань Дуня и в той же Википедии она определяется как опера в западном стиле, но на китайском языке. Причем там же сразу сообщается, что ее премьера состоялась в 2002 году в Токио и на языке английском. Так что опера эта существует, как минимум, на двух языках. Но костюмы там восточные. И герои тоже восточные. Опера «Чай: зеркало души» — это история драматической любви японского принца и китайской принцессы, разворачивающаяся на фоне интриги вокруг подлинника «Канона чая» Лу Юя. Принцесса погибла, а безутешный японский принц ушел в монахи, чтобы из пустых чашек пить отсутствующий чай, налитый в чашки из пустого чайника. Ну то есть чай в этой опере — только красивый антураж. Что, конечно, совершенно ненаказуемо даже с нашей чайной точки зрения.

Ранние постановки оперы можно посмотреть и послушать как целиком, так и кусочками, роликов в интернете множество. Да и вообще в оперных кругах она хорошо известна. Если погуглить по русскому варианту ее названия, то можно найти ее упоминания даже в научных работах, посвященных современному китайскому искусству. Ну а в чайных кругах эта опера, соответственно, практически совсем неизвестна. Что тоже совсем ненаказуемо.

Ну а теперь вот Тань Дунь готовит новую постановку, в которой обещает следовать вагнеровским оперным заветам, суть которых я даже пересказать толком не могу. Но, надеюсь, ценители оперы понимаю, о чем речь.

Потом, в июне, в рамках фестиваля состоится концерт женского Далюцзы-коллектива из Хунани и ударного оркестра из Гонконга. Далюцзы (打溜子) — это ударная музыкальная традиция народности туцзя в западной части провинции Хунань. Классический ансамбль далюцзистов состоит из четырех человек. Которые играют на разных инструментах. Все эти инструменты имеют специальные названия, конечно. Но вообще такой ансамбль можно снарядить на любой нормальной кухне. Я в детстве так делал неоднократно. Ну потому что один человек там бьет деревянной калабашкой по маленькой сковородке. Двое других стучат друг об дружку кастрюльными крышками. А четвертый бьет деревянной толкушкой по большой сковороде. Но в меди и хорошем исполнении все это прекрасно, конечно.

Такая народная перкуссия сопровождает все праздники западнохунаньских туцзя, в том числе и праздники урожая. В том числе — и чайного. Так что как минимум в выступлении далюцзистов чайный подтекст тоже будет.

Ну а третий концерт будет реконструкцией музыкальных произведений династии Тан. О прямой связи этих реконструкций с чаем ничего не сообщается, но мы-то с вами понимаем, что Тан и Сун — это первый романтический расцвет китайской чайной культуры. Поэтому чтобы не играли музыканты в танской теме, это все равно можно будет свести к чаю. И к алкоголю, кстати, тоже. Хорошая музыка.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».