Ша Сянь Хун Бянь Ча, чай с красной кромкой из Шасяня

В научных новостях наткнулся на статью, посвященную исследованию противоаллергических свойств полисахаридов чая, который по-английски был назван red-edge tea, чай с красной кромкой. Несмотря на то, что само понятие красной кромки применительно к чаю совершенно понятно, о чае, который так называется, я или ничего не слышал, или что-то слышал, но все хорошенько забыл.

Довольно быстро удалось выяснить, что под названием red-edge tea скрывается чай 沙县红边茶, Ша Сянь Хун Бянь Ча, чай с красной кромкой из Шасяня. Но легче мне от этого выяснения не стало — потому что об этом чае я все равно никогда и ничего не слышал.

baike.baidu.com

Шасянь — это уезд городского округа Саньмин китайской провинции Фуцзянь. В гастрономическом плане это место довольно известное. Шасяньские закуски — в основном это разные вариации на тему теста и мяса — пользуются изрядной популярностью в Китае и являются одним из экспортных китайских локальных гастрономических брендов. Ну а Ша Сянь Хун Бянь Ча — это, стало быть, улун из этого уезда.

Если судить по китайским публикациям, то история этого чая хорошо известна. Его происхождение локализовано до конкретной деревни Байшуйчун (白水崇). Я не возьмусь точно переводить это название, но Байшуй — это чистая вода, а чун — это высокий, величественный. Ну или преклоняться, если глагол. Короче говоря, деревня великой чистой воды. Этой деревне что-то около 230-250 лет и основали ее, несмотря на название, не индейцы, а представители одного из шанхайских кланов, которые промышляли производством природного индиго — синего красителя для тканей. Когда индиговый промысел пришел в упадок, жители деревни Байшуйчун переключились на чай. 

Ша Сянь Хун Бянь Ча был разработан в середине XIX века — и достаточно быстро стал популярным и коммерчески успешным, стоил в два раза дороже окрестных улунов и активно экспортировался. В 1862 году его было продано в США и Европу 360 тонн, а в 1889 году — уже почти 1200 тонн (цифры в разных источниках встречаются разные, я использовал наименьшие). Ну а потом весь китайский чай пришел в упадок, которого Ша Сянь Хун Бянь Ча не пережил. Производство чая постепенно схлопывалось, его начали изготавливать в основном для собственного употребления и в 1954 году Ша Сянь Хун Бянь Ча ушел с рынка (я не знаю, откуда такая точность — но у китайских коллег именно так и написано).

В 2006 или 2008 году этот чай было решено возродить — на обновленной сырьевой и технологической базе, конечно. С учетом того, что все это дело происходило в Фуцзяни, в улуновом плане провинции намоленной, решение это было совершенно адекватным. Продвигать что-то прицепом за рыночными паровозами, особенно такими как утесные улуны и Тегуаньинь, всегда проще, чем переть буром.

К 2010 году была разработана новая технология производства Ша Сянь Хун Бянь Ча, в настоящее время объемы его производства перевалили за 50 тонн в год, в 2022 году технология производства чая Ша Сянь Хун Бянь Ча была внесена в список нематериального культурного наследия провинции Фуцзянь.

Десятки или даже сотни тонн — это, как вы понимаете, слезы. Так что нет ничего удивительного в том, что на рынке Ша Сянь Хун Бянь Ча незаметен. Несмотря на некоторые усилия по его продвижению (можно фильм посмотреть, если хотите). И эталонную с маркетинговой точки зрения историю, в которой есть и переход с одной культуры на другую, и забвение с последующим возрождением, и относительная высокогорность (деревня Байшуйчун, с которой все началось, находится на высоте 1200 метров), и легенда с красивой и музыкальной дочерью чайного мастера, и, опционально, специфическое сырье (собираемое с чайных деревьев), и некоторые производственные особенности. С которыми, впрочем, у меня уже не хватило силенок разобраться. Если кому интересно, милости прошу под приведенные уже ссылки.

baike.baidu.com

Наши китайские коллеги, описывая этот чай, отмечают, что чаем с красной кромкой он назван вполне заслуженно, что в нем три части черного чая и семь частей зеленого и что он заметно отличается своими потребительскими характеристиками от флагманских фуцзяньких улунов.

Еще один чай в список «надо непременно попробовать», чего уж там.

Чайные баночки с Тоторами

Японская анимационная студия Ghibli, мультфильмы которой одно время были очень популярны в чайных, да и вообще местами хороши, выпустила намедни пару фирменных чайных смесей в баночках с большими и маленькими Тоторо. И еще чайную ложку-подставку с Тоторо, в которую можно пересыпать содержимое пакетиков-пирамидок из упомянутых ранее баночек. Ну потому что — по версии студии — не все любят чайные пакетики. А теперь такие пижоны могут пакетики потрошить, пересыпать их содержимое в деревянную ложку и заваривать в чайниках уже эту рассыпуху. Ошеломляющая и заботливая идея, на самом деле.

Вообще чайная тема в самих мультфильмах студии представлена не очень заметно. Особенно если сравнивать с диснеевской классикой, где некоторые чайные сервизы даже поют. А у Ghibli я, навскидку, в чайном плане могу вспомнить только «Возвращение кота», «Рыбку Поньо на утёсе» и «Ариэтти из страны лилипутов» — там хоть какие-то чайные моменты были. Для японской анимации такой чайный игнор кажется немного странным — но тут уж ничего не поделаешь. 

С чайным мерчем у Ghibli тоже все скромненько. Из того, что есть в продаже сейчас, мне более или менее понравились только чайные пары с персонажами «Моего соседа Тоторо» (раз, два). Ну и часен для взбивания матчи с Безликим из «Унесенных призраками», безусловно, прекрасен. И вот теперь эти две чайных баночки еще. Это, кстати, не первый чайный опыт для студии, пару чаев они выпускали в 2019 году. А может и еще когда.

Что же касается самих новых напитков, то один из них кукурузный. А второй — мандариновый. Ну то есть они нечайные. Кукурузный чай — это отсылка к кукурузе, которая была в мультфильме «Мой сосед Тоторо» и, конечно, легкий комплимент в сторону японских зерновых и бобовых чаев. Это там совершенно отдельная тема, достаточно развитая, но со стороны не очень понятная. Я неоднократно пробовал с этими чаями разобраться — но ломался на первой же дегустации. Основная мысль, которая всегда приходит мне в голову при дегустации какого-либо ячменного или соевого японского чая, постыдно снобская и может быть формализована короткой фразой «Не дай бог так оголодать». 

Ну а мандариновый чай — это японская новогодняя тема. Мандарины в Японии — такая же новогодняя традиции, как и у нас. Поэтому, наверное, мандариновый чай уже и раскупили.

Челябинск и ящерицы

В Челябинске на базе проекта «ЭкзоУрал» открылась чайная «ЭкзоЧай». Главная фишка этой коллаборации состоит в том, что проект «ЭкзоУрал» — это, по сути, частная коллекция рептилий и других животных, которая постепенно развилась в зоомагазин. Ну и чайная там, соответственно, тоже получилась с ящерицами и змеями. Продают и подают там и китайский чай, и актуальные чайные напитки. Неторопливые рептилии на чабани — это красиво. А ящерка на стакане с бабл-ти — это немного стремно. Но тоже прикольно.

Для меня лично самое интересное во всем этом — это то, что проект работает в жилом многоквартирном доме. У нас в Пскове есть легенда о том, как из расположенного аналогичным образом детского эколого-биологического центра питон один раз уполз в вентиляцию девятиэтажки. И ползал там несколько месяцев, незаметно для жильцов. Которые, когда все это выяснилось, немного охренели. Так что я теперь рефлекторно буду ждать из Челябинская новостей в стиле «В челябинской чайной бородатая агама съела все тапиоковые шарики, выбралась наружу и замерзла на бельевой веревке балкона на третьем этаже, где и была обнаружена сердобольной старушкой».

Ну и да, если бы я сейчас открывал чайную, то «Синеязыкий сцинк» было бы одним из наиболее вероятных ее названий, а цветки клиторим — флагманским продуктом.

TAGs для тайваньского чая

Тайваньские коллеги отчитались на днях об первом использовании по непосредственному назначению и на конкурсе Дундинов разработанной специалистами TBRS системы оценки чая с мощным названием Taiwan Tea Assortment and Grading System. Сокращенно TAGs.

Разработка этой системы была анонсирована еще несколько лет назад, когда TBRS выкатила пред светлы очи изумленной публики наборы сенсорных колес для основных стилей тайваньского чая. Они уже тогда говорили, что колеса — это, во-первых, красиво. А, во-вторых, в будущем они будут сопряжены с цифровой системой оценки чая.

Надо сказать, что автоматизация тестирования образцов — причем не только чая, а вообще любых образцов — происходит повсеместно и регулярно. В тех проектах, конечно, которые работают с большим количеством тестов и которым нужна оперативная обработка их результатов. Технически такая автоматизация реализуется совсем просто, для этого даже не обязательно что-то там программировать, всяких конструкторов тестов сейчас великое множество. Вот народ и автоматизирует.

Работать с такими системами действительно удобно. Образец попробовал, на компе или в телефоне формочку заполнил (как правило, просто выбрав одну из предложенных оценок каждого критерия оценки), потом модератор кнопочку нажал — и результаты можно сразу увидеть на экране. Диаграммы, подписи — и ты на это все смотришь и сразу понимаешь, что весь такой из себя эксперт-эксперт… 

Замечу, кстати, что при действительно масштабных тестах или при тестировании ярких продуктов, быстро вызывающих сенсорную усталость, организация тестирования — например, разный порядок образцов для разных экспертов — на порядок важнее системы сбора данных от экспертов. Но система — это тоже круто. Динамику тестирования она повышает очень сильно, ну а будет это эффективно или нет — уже не от системы зависит.

Тайваньская система оценки чая, судя по картинкам, состоит из двух модулей. Первый модуль — это базовая оценка чая. В которой каждый внесенный в систему чай оценивается по стандартному набору критериев: по внешнему виду, аромату, вкусу и так далее. А второй модуль — это оценка чая по критериям, собранным в упомянутых уже сенсорных колесах. Ну то есть если в сенсорном колесе указано, что в аромате такого чая могут быть цветочные, фруктовые и медовые тона, то приложение список этих тонов выведет и после дегустации чая можно будет напротив нужных слов поставить галочки.

Ну а после тестирования система и рейтинги построит, причем как по отдельным критериям, так и по интегральной оценке, которая, напомню, обычно вычисляется с учетом разной значимости разных критериев. И описание каждого конкретного чая система может сгенерить. В котором будет и радарная диаграмма, и написанный искусственным интеллектом текст о том, какие у этого чая замечательные сенсорные характеристики. Такую картинку, с диаграммой и коротким ИИ-текстом, можно сразу и в презентациях показывать, и на этикетках печатать. Очень убедительно получится.

Список китайских заведений

Ну и раз уж сегодня день чайных информационных систем. Мне вчера прислали ссылку на сайт Chibao.ru, который собирает информацию о разных китайских заведениях — в том числе о чайных — и систематизирует эту информацию уже ставшими стандартными способами. Ну то есть привязывает к карте, позволяет строить отфильтрованные списки и все такое прочее.

Как вы прекрасно понимаете, ценность таких сервисов определяется их наполняемостью и актуальностью. На момент написания новости на сайте была информация о 121 чайной в России и Беларуси. Честно говоря, я даже не готов сказать, много это или мало. Масштаба сегмента китайских чайных в наших странах я не представляю совсем. Но части известных мне проектов, причем весьма заметных, в системе пока нет.

Так что если у вас есть чайная, в которой вы рады видеть гостей, то есть смысл ее на Chibao.ru добавить. Суеты на пять минут, а ориентироваться в сфере чайных проектов будет немного легче.

Михаил, спасибо за наводку.

Занимательная чайная англофилия. Послеобеденные чаепития

Некоторое время назад я начал рассказывать о таком феномене, как чайная англофилия. И добрался в этом рассказе до такого замечательного явления, каким является Afternoon Tea — английское послеобеденное чаепитие. Его, конечно, правильнее было бы называть британским — но слово «британский» больше подходит для материй циничных и грубых. А словом «английский» удобнее обозначать всякую культурную милоту. Такой вот языковой выверт… Отвлекся, извините.

Как я уже отмечал ранее, английское послеобеденное чаепитие в современной потребительской чайной культуре является фактическим стандартом подачи чая высокого уровня. И поэтому я, с вашего позволения, не буду описывать технику подачи английского послеобеденного чаепития — таких материалов в интернете вагон. Да и сложного там ничего нет.

Но при этом я остановлюсь на двух лично мне интересных аспектах Afternoon Tea.

Первый из этих аспектов естественен для глобального, по сути, феномена, имеющего еще и достаточно долгую историю. Это разнообразие трактовок понятия послеобеденного чаепития в разных местах.

В месте непосредственного происхождения — в Великобритании — это форматная подача чая. Сравнимая, например, с подачей гриль-сета на компанию или набора водочных закусок в соответствующих заведениях в России. Сам факт подачи послеобеденного чаепития в Великобритании ничего не говорит об уровне или содержании этой подачи. В том же Лондоне Afternoon Tea может быть если не прекрасен, то, по меньшей мере, интересен. А может быть (и гораздо чаще бывает) унылой фигней  — тут все от уровня реализации и стоимости зависит. Совершенно адекватная картинка, короче.

За пределами Великобритании формат Afternoon Tea либо интегрируется в местные гастрономические традиции, либо становится парадной игрой в английскость. В первом случае формат сохраняет разнообразие, связанное с разным уровнем исполнения — так произошло, например, в Шанхае. И так же происходит сейчас в Москве, где по афтенуновским лекалам пытаются скроить новое московское чаепитие. Во втором случае послеобеденное чаепитие почти автоматически переходит в разряд «дорого-богато-элитно» — такие Afternoon Tea распространены в дорогих отелях по всему белому свету. В Дубае, например, концентрация Afternoon Tea довольно высока. Причем уровень у них вполне приличный.

А еще бывают ситуации, когда в формате послеобеденного чаепитие происходит радикальный сдвиг фокуса внимания и подаваемый к чаепитию напиток становится совершенно не важен по сравнению с закусками или движухой. Вариант с движухой рассматривать не будем, ничего интересного с чайной точки зрения в том, чтобы всем надеть розовые шляпки и похвастаться возрастными физиологическими изменениями, нет. А вот послеобеденные чаепития с радикальным фокусом на закусках — это довольно любопытный феномен.

Отличительным признаком таких чаепитий является опция отказа от чая. В широком смысле слова «чай». Ну то есть, грубо говоря, если вместо Ассама вам предлагают испить ройбосу, то еще все в порядке, фокус внимания не смещен, Afternoon Tea все еще остается чаепитием. А вот если чай легко меняют на кофе или там какао, то все, фокус внимание поплыл. Подача формально называется послеобеденным чаепитием, но по сути от чая отвязана полностью, чай там — всего лишь одна из опций, один из возможных напитков, которым можно запить пироженки.

Обычно больше всего информации о послеобеденных чаепитиях со смещенным, так сказать, центром тяжести приходит из Франции. И иногда Италия еще примешивается. Если какая-либо французская или итальянская кондитерская приглашает на Afternoon Tea, то можно не сомневаться, что с кофе и с какао там тоже все будет хорошо.

Ну или вот на днях мне на глаза попался обзор лучших мест для употребления послеобеденного чая в Буэнос-Айресе. И там Afternoon Tea — это тоже чисто кондитерский формат. Там даже на фотографиях почти везде кофе. С картиночкой на пене. И рекомендации в стиле «непременно попробуйте вот эту вот штучку» относятся исключительно к вкусняшкам. Ни слова о чае.

Короче говоря, современные послеобеденные чаепития очень пластичны. Ну и так как я пребываю в затянувшемся уже на тридцать с лишним лет восторге от пластичности чая в целом, пластичность одного из чайных феноменов мне тоже очень нравится. Afternoon Tea как формат и как культурный феномен — это реально круто. Ну а каждое конкретное исполнение, как водится, уже от разного зависит.

Второй интересный лично для меня аспект английских послеобеденных чаепитий состоит в тех причинах, по которым именно этот формат стал уже упомянутым фактическим стандартом чайного сервиса высокого уровня.

Но это об этом — в другой раз.

Кубок Мэндин Гань Лу

В Китае, в районе Миншань городского округа Яань провинции Сычуань, не так давно состоялся конкурс 蒙顶甘露杯, Мэндин Гань Лу Бэй или, если угодно, «Кубок Мэндин Гань Лу». Мэндин Гань Лу — это, напомню, один из знаменитых китайских зеленых чаев, который производится, как не сложно догадаться, в упомянутом уже районе Миншань и так далее. Ну а «Кубок Мэндин Гань Лу» — это конкурс для студентов разных околочайных специальностей. Пишут, что он проводился впервые и что в него вписалось 80 участников из 30 китайских учебных заведений. Основным чайным материалом конкурса был, естественно, Мэндин Гань Лу.

Я, по старой тимастерскаповской привычке, одно время следил за китайскими конкурсами чайных мастеров — но довольно быстро этой слежкой утомился. Ну потому что, во-первых, этих конкурсов много. И, во-вторых, потому что они унылые. Смотреть на то, как девушка в причудливом наряде медленно и печально передвигает в пространстве чайную посуду и рассказывает про традиции становится скучно на пятый раз. Смотреть на то, как парень в фартуке готовит яркий чайный напиток с использование барного инструментария и трындит про инновации — на шестой. И это я еще тепреливый. Короче говоря, я на китайские новости о конкурсах чайных мастеров давно уже поглядываю в полглаза и без энтузиазма.

Однако в последнее время по всему Китаю начали проводиться конкурсы с новой, скажем так, начинкой. Этой начинкой стали теоретические знания о чае, умение оценивать качество чая и умение описывать чай — и это уже поинтереснее традиций и инноваций в упомянутой выше интерпретации. Ну потому что в развитой торговой и потребительской чайной культурах (а в Китае они, безусловно, развиты) оценка чая и его презентация — это реальные рабочие навыки чайных специалистов. Теоретические знания — это база, их нужно иметь и важно проверять. Оценка качества чая — это самая реальная, скажем так, титестерская задача. Как и описание чая — но тут цепляется еще и маркетинг, конечно.

Ну а «Кубок Мэндин Гань Лу» организаторы вообще выстроили по схеме, которая из всех известных мне схем конкурсов чайного мастерства мне пока представляется самой оптимальной. Конкурс этот состоял из четырех этапов. Первый — это проверка теоретических знаний о чае. Тут все понятно, достигается тренировкой, проверяется тестированием. Второй — это оценка качества чая. Участникам выдают один чай разного качества и просят по качеству ранжировать. Тоже без вопросов. Третий — это создание творческого продукта на основе чая. Ну то есть не просто заваривание чая, а создание вокруг этого заваривания (или просто вокруг чая, можно без заваривания) какого-либо интересного шоу. Хоть театрального, хоть гастрономического, не важно. Ну а четвертый — это чайный сторителлинг, тоже штука нужная. Победители конкурса определяются в каждой номинации и по интегральной оценке. При получении интегрального результата оценки за все четыре этапа имеют равный вес.

Ну то есть в рамках «Кубка Мэндин Гань Лу» предполагается, что чайный специалист должен что-то знать о чае, уметь отличать хороший чай от плохого в рамках одного чайного стиля, уметь эффектно работать с чаем и толково о чае рассказывать. Это очень грамотный подход, на мой взгляд. Будь моя воля, конечно, я бы разделил грамотную работу с чаем на вкусовой блок и перформанс — но это уже мелочи и детали.

Если бы я сейчас делал конкурс чайных мастеров, я бы его строил ровно по такой же схеме. Комбинируя задания, требующие формализуемых и проверяемых предметных знаний и навыков, с заданиями, построенными на навыках презентационных и рассчитанных на совершенно субъективное оценивание.

Надеюсь, китайские коллеги эту тему не забросят. Использованная ими схема технологична, легко переносится на любой регион (хоть в Китае, хоть за его пределами), запросто масштабируется и технически для участников довольно проста — что тоже важно.

Игровой самовар

Московская компания MAN-MADE, занимающаяся изготовлением дизайнерских компьютеров — в смысле красивеньких, а не для дизайнеров — засунула игровой компьютер в тульский самовар. Ну то есть они взяли относительно старый, конца 1980-х, трактирный самовар (большой, то есть, минимум литров на двадцать), отчистили его, вырезали в нем некоторое количество технологических отверстий и одно большое окошко — и сделали из него системный блок. С подсветкой и системой охлаждения с трубками, резервуаром с хладагентом и вентиляторами, как это обычно бывает у игровых компьютеров.

Надо сказать, что когда я увидел этот самовар-компьютер в ролике, то я сначала не особо впечатлился. Получилось, на мой взгляд, не очень красиво — из-за самовара, главным образом. Трактирные самовары сами по себе не особо симпатичны. У них композиционная эстетика, их нужно оценивать не как самостоятельный художественный объект, а как часть ансамбля, интерьера или перформанса. Вот и с этим самоваром-компьютером дело обстоит таким же образом. Сам по себе он выглядит нелепо и противоестественно. Однако когда его начинают использовать по непосредственному назначению — ну то есть подключают к нему дисплей и прочую периферию и начинают рубиться во что-либо мне уже совершенно незнакомое — то все меняется. 

Монитор с самоваром на заднем плане — картинка совершенно правильная и органичная. У меня на рабочем столе тоже самовар стоит, на двух пуэрах, я в него визитки складываю. Это очень уютно… Если бы игровой самовар-компьютер еще и воду кипятил, то ему бы вообще цены не было. Но увы.

Игровой самовар, говорят, можно выиграть. В ролике есть подробности, я не вникал. Артем, спасибо за наводку.

Ну и следует добавить, конечно, что декоративное использование самоваров штука не то чтобы широко распространенная, но встречающаяся. Причем чаще всего самовары используют, скажем так, на грани их естественного применения, то есть в чайной теме. Тут в качестве примера можно привести фарфоровые самовары Гжельского фарфорового завода. Некоторые из них — чистые сувениры. А некоторые — полноценные электрические нагревательные приборы немного причудливой формы.

А в ассортименте Императорского фарфорового завода есть милейший фарфоровый заварочный чайник «Самоварчик». Я его неоднократно вертел в руках и каждый раз во время такого верчения подумывал его купить. Но мне он не нужен, а чистая милота в моем возрасте уже слабый аргумент. Но самоварную декоративную тему он тоже отлично отрабатывает, оставаясь при этом в рамках, скажем так, чайного стола.

Но самое эффектное декоративное использование самоваров — причем тоже околочайное, только интерьерное — я встретил однажды в Тегеране. Там в одном из ресторанов из разрезанных пополам самоваров были сделаны плафоны для люстр. Чайники разной степени целостности в такой роли я встречал довольно часто. А вот самовары — только однажды. Не могу сказать, что было прямо ух как красиво. Но, безусловно, эффектно. И как бы намекало на то, что в Иране этих самоваров — как гуталина у дяди кота Матроскина.

Чай, кофе, пиво и эффективность ЭКО

Американские ученые изучили влияние употребления разных напитков на продуктивность мужчин в тех парах, которые испытывают проблемы с зачатием. Ну то есть, проще говоря, они смотрели, как связано употребление разных напитков на протяжении некоторого времени перед ЭКО с эффективностью экстракорпорального оплодотворения.

Зеленый вьетнамский чай в лотосе. Фото: Гостевой дом «У Покровки»
Зеленый вьетнамский чай в лотосе. Фото: Гостевой дом «У Покровки». К тексту отношения не имеет

Оказалось, что если перед ЭКО мужчины употребляют чай, кофе или крепкое спиртное, то эффективность ЭКО снижается. А если мужчины перед ЭКО пьют пиво, то эффективность ЭКО, наоборот, повышается.

Даже не представляю, что можно сделать с этим сокровенным знанием. Вы теперь тоже не представляйте.

Упаднический британский чай

Бесконечно можно смотреть на огонь, воду и статьи о том, что на традиционных и развитых рынках, типа российского или британского, снижается потребление черного чая. Особенно чистого, рассыпного и недорогого…

Танзанийский гранулированный черный чай
Танзанийский гранулированный черный чай. © Ольга Никандрова

На сайте BBC появился очередной материал на эту тему. Из которого, в частности можно опять узнать следующее. Во-первых, от чая отказывается молодежь, полагая его страрперским и невкусным напитком. Во-вторых, объем продаж чая в Великобритании снизился за последние два года на 4,3%. В-третьих, недавние опросы показали, что уже меньше половины людей в стране — 48% — пьют чай ежедневно. Я допускаю, что все это тоже относится только к простому черному чаю — но прямых указаний на это нет.

По объему продаж в деньгах обычный черный чай в Великобритании безнадежно проигрывает растворимому и капсулированному кофе. Которого в совокупности продается на полтора миллиарда фунтов стерлингов в год — а черного чая всего на 377 миллионов, в четыре с лишним раза меньше. Если же сравнить весь кофейный рынок (растворимый, капсулированный, RTD и зерновой кофе) со всем чайным рынком (черный, травяной-фруктовый и спешилти чай), то сравнение тоже окажется не в пользу чая. Кофе в Великобритании в 2023 году было продано на 2,26 миллиарда фунтов стерлингов, а чая — на 591 миллион. Снова почти в четыре раза меньше. Напомню, кстати, что денежные и даже килограммовые объемы рынков очень слабо соотносятся с потреблением напитков в литрах. «Литровых» данных по британскому рынку у меня под рукой нет, но вполне возможно, что чая там выпивается больше, чем кофе. Как и в России. В килограммах меньше, а в литрах больше.

А еще, оказывается, в 1974 году средняя британская семья покупала 30 чайных пакетиков в неделю, а сейчас — только 10. Такое снижение потребления чая наши британские коллеги связывают не только с изменением вкусов, но и со снижением доходов населения. Связь эта выглядит не очень убедительно. Жизнь, конечно, мало где дешевеет. Но в отказ от чая по финансовым соображениям на фоне роста потребления кофе и разных хитрых напитков — которые почти всегда дороже простого черного чая — верится с трудом. Как по мне, так снижение потребления дешевого черного чая является, наоборот, верным признаком подзажратости.

Ну и еще любопытно, что все возрастные группы в Великобритании примерно одинаково пьют чай на завтрак. А вот в течение остального дня чай является напитком пожилых людей.

Я, когда про хересы на дегустациях рассказываю, в зависимости от аудитории называю их или напитками зрелых и состоявшихся людей, или напитками старых пердунов. Надо и в рассказы о чае такие обороты начинать включать. 

Рыбный карибский чай

Наткнулся тут совершенно случайно на упоминание рыбного чая. И оказалось, что рыбный чай — это еще одна находка в коллекцию вещей, которые называются чаем, но к чаю имеют непрямое, скажем так, отношение. Рыбный чай (Fish Tea) — это блюдо карибской (часто схлопываемой до ямайской) кухни. Это рыбный суп, который готовится по достаточно произвольному рецепту, но с добавлением разных ароматных компонентов. Из-за яркого аромата которых рыбный чай, собственно, и стал называться рыбным чаем — традиционного чая в нем обычно нет. Хотя, с учетом пластичности рецепта, добавить туда щепотку чая никто не запрещает.

Рыбный чай — это типичный буйабес, только из другой местности. Ну то есть это народное блюда из хвостов, голов и всего, что оказалось под рукой. Есть рецепты рыбного чая с кокосовым молоком. А есть без молока, но с картошечкой, почти как нормальная уха. Можно, короче, готовить его почти как хочешь. Главное — чтобы было душисто. Ну а если все это дело еще и из свежака готовится, то можно не сомневаться, что почти всегда и вкусно будет. Особенно если влить туда стакан шабли.

Век живи, век учись.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».