Как вы, возможно, помните, некоторое время назад мы провели серию опросов, связанных с основными маркерами русского чаепития. Среди прочих там был вопрос про питье чай из блюдца — и на него был получен вполне себе предсказуемый ответ. Регулярно чай из блюдца пьют 3% людей, более или менее погруженных в чай и 0% людей, употребляющих чай без всякой задней чайной мысли. При этом 40% «чайников» и 30% «нечайников» ответили, что пили чай из блюдца раньше (например, в детстве), а 25% и 38% респондентов из разных групп признались, что чай из блюдца не пили никогда.

При этом в нашей оперативной исторической памяти чай из блюдца зафиксирован очень четко. Именно так пьют чай на многих русских чайных картинах. Именно так многие из нас пили чай в детстве. А потом раз — и перестали. Как же это произошло?

Прежде всего нужно сказать, что питье из блюдца — это интернациональная и интернапитковая фишка. С большой степенью вероятности блюдца вошли в более или менее массовую культуру потребления горячих напитков (как чая, так и кофе) в Европе в начале XVIII века. До этого блюдца, безусловно, были известны в Китае и в Японии, но точно проследить азиатский генезис этого предмета утвари сложно, поэтому давайте вернемся в Европу.

Чайный сервиз. Жан-Этьен Лиотар. 1781—1783. Обратите внимание на чашки без ручек и глубокие блюдца

Итак. Первые европейские фарфоровые чайные пары, которые имитировали китайскую и японскую посуду, были с блюдцами. И, что очень важно, чашки этих чайных пар были без ручек. Именно эта безручечность чашек и является ключевым моментом в истории блюдца и проясняет его изначальную и более чем рациональную функциональность.

Семья за чаем. Ричард Коллинз. Ок. 1727. Опять смотрим на чашки без ручек, а вот блюдца здесь чисто «подставочные»

Чашку без ручки, но с горячим напитком, неудобно держать в руках — а вот если поставить ее на блюдце, оперировать чайной парой становится гораздо удобнее. Именно для того, чтобы чашка на блюдце стояла более надежно, на блюдце появилось хорошо всем известное углубление с бортиками в самом центре. Можно сказать, что первичная функциональность блюдца именно «держательная», но очень быстро к ней добавилась функциональность «остужательная» — горячий напиток, перелитый в блюдце, быстрее остывает до комфортной для употребления температуры. Привычка пить чай (и кофе, но больше, все-таки, чай) из блюдца получила широкое распространение — и достаточно долгое время блюдца и чашки чайной пары имели приблизительно одинаковый объем, а сами блюдца были глубокими, а не плоскими. Ну чтобы в блюдце можно было перелить весь чай из чашки.

Чайная пара середины XVIII века. Ручка у чашки уже есть, но блюдце еще «питьевое». Wikipedia.org

Несмотря на то, что чайные чашки с ручками появились в Европе еще в XVIII веке, до начала XIX века чайные пары с чашками без ручек были распространены достаточно широко. Но потому все-таки были вытеснены из культуры более удобными чайными парами с чашками с ручками. Блюдца стали утрачивать свою первичную, «держательную» функциональность и постепенно стали превращаться в декоративную подставку под чашку с множеством вариантов использования. Так как «остужательная» функциональность блюдец никак от наличия ручки на чашке не зависела, традиция пить чай из блюдца во многих странах сохранялась достаточно долго и дожила практически до наших дней. В Англии, например, в блюдцах часто размачивали вчерашнее печенье. И многие из нас, конечно, пили чай из блюдца еще в детстве. А потом привычка пить чай из блюдца стала исчезать практически на глазах.

Кустодиев. «Купчиха за чаем». Google Art Project. Кота реконструировать не обязательно.
Кустодиев. «Купчиха за чаем». Google Art Project. Обращаем внимание на глубокое блюдце.

Скорее всего, массовый выход блюдец из «питьевого» употребления связан с целым набором факторов. Производители почти перестали делать глубокие блюдца, а пить из мелких и плоских — реальный дурдом. Широкое распространение получили офисные кружки и офисные чаепития. Ушла из обихода привычка разбавлять заварку кипящей водой (из самовара, например) — скорее всего, мы начинаем пить чай менее горячим, чем наши «самоварные» предки. Все эти (и, возможно, еще какие-либо) причины и привели к тому, что блюдце утратило и «питьевую» функциональность.

Таким образом схематично эволюцию блюдца можно описать так. Блюдце появилось как подставка под чашку без ручки. Затем к «подставочной» функциональности добавилась функциональность «охладительная», из блюдец начали пить чай и сформировался стандарт глубоких блюдец. С распространением чашек с ручками блюдца утратили «подставочную» функцию. Изменение характера потребления чая и «уплощение» блюдец привело к отказу от питья чая из блюдца.

И вот вроде все понятно и правильно, а все равно немного грустно. Хотя бы потому, что вместе с глубокими блюдцами ушел навык поднимания блюдец на растопыренных пальцах. А это было красиво.