Более двух месяцев назад и при вашем непосредственном участии, уважаемые читатели, мы начали изучать состояние основных маркеров традиционного русского чаепития. К этим маркерам мы отнесли.

  • Разбавление заварки кипятком.
  • Употребление чая с сахаром.
  • Использование самовара.
  • Черный чай.
  • Стакан с подстаканником или европейскую чайную пара.
  • Питье чая из блюдца.
  • Добавление в чай лимона.
  • Питье чая с вареньем.
  • Использование определенного набора чайных закусок (свежие фрукты, варенье, кексы, конфеты, сдоба, сушки-баранки, пряники).
  • Употребление чая с алкоголем.

Опросы, касающиеся всех этих маркеров, проводились в аудитории с выраженным интересом к чаю. Фактически, полученные в результате этих опросов результаты характеризуют отношение к традиционным русским чайным маркерам сообщества ценителей чая и чайных профессионалов.

Разбавление заварки кипятком сохранилось в культуре, но практически вышло из чайного обихода — такой способ приготовления чая практикует всего 12% опрошенных.

Ситуация с сахаром в чайной тусовке неоднозначна. Осознанный отказ от сахара («не употребляю или употребляю вынужденно») практикуют более половины опрошенных. При этом четверть респондентов пьет чай со всякими сладкими вкусняшками, а примерно 20% лояльно относятся к сахару в чае. Чисто по-человечески такой «сахарный баланс» совершенно понятен. Хороший чай без сахара — это вкусно. И сладкое — это тоже вкусно. Вот мы и разрываемся.

Питье чая из блюдца практически полностью ушло из чайного обихода. Значительная часть из нас знакома с таким способом чаепития и, в какой-то степени, выросла из него (пила в детстве) — но сейчас хоть как-то взаимодействуют с чайным блюдцем всего 14% опрошенных. Так что образ сёрбающей чай женщины можно смело считать архаичным.

Самовары ушли из чайного обихода не так однозначно, как блюдца, но все равно ушли. Раз в месяц и чаще чай «из самовара» пьют всего 6% респондентов, остальные взаимодействуют с самоварами эпизодически.

А вот чай с лимоном — это «наше все», прямо как Пушкин. С лимонами и другими цитрусами мы взаимодействуем массово, грамотно и осознанно, полностью исключают лимон из чайного обихода всего 4% опрошенных. Остальные работают в лимоном по обстоятельствам, 22% из них регулярно и с удовольствием пьют чай с лимоном.

Варенье тоже сохранило свои позиции. Не так надежно, как лимон, конечно, 16% респондентов не пьют чай с вареньем, а вот остальные — запросто.

Что же касается традиционного русского чайного стола, подсмотренного на русских чайных картинах, то тут все любопытно, но предсказуемо. Свежие фрукты (яблоки, виноград, арбуз) почти ушли из обихода. А вот все остальные традиционные чайные закуски распределились по чайному столу более или менее равномерно, с небольшой доминантой варенья и сдобы.

Алкоголь на чайном столе или рядом с ним тоже присутствует достаточно часто. Только 15% опрошенных категорически отказываются сочетать чай и алкоголь, а остальные вполне спокойно относятся к взаимодействию этих двух напитков. Безусловным и очевидным лидером в этом взаимодействии является добавление небольшого количества алкоголя (рома, бренди, бальзама или ликера) в чай.

Любопытной также оказалась ситуация с повседневными чаепитиями. Совершенно предсказуемо даже в перегретой по отношению к чаю среде большая часть респондентов разделяет чаепития на повседневные и особенные.

Особенные чаепития, конечно, у всех разные, а вот повседневные чаепития можно охарактеризовать так. Более половины опрошенных для повседневных чаепитий использует черный чай (пометки «обычный» и «специальный» обозначают чай, приобретенный в обычном «нечайном» магазине или в специализированном чайном магазине). Почти 70% опрошенных пьют на повседневных чаепитиях чаи с темным настоем. Главной посудой для повседневных чаепитий являются кружки и европейские чайные пары, также в обиходе стаканы и пиалы-чаши. Никто из опрошенных не использует для повседневных чаепитий одноразовую посуду и церемониальные чайные пары. Ну и, наконец, 77% процентов опрошенных ничего не добавляет в чай при повседневных чаепития — что вполне объяснимо с учетом «чайной деформации» выборки. Ну а самыми популярными добавками в чай предсказуемо являются сахар, лимон и молоко.

Короче говоря, если вернуться к списку основных русских чайных маркеров, то ситуация в сообществе, в котором доминируют ценители чая и чайные профессионалы, будет такой.

  • Разбавление заварки кипятком — знакомо, но не используется.
  • Употребление чая с сахаром — осознанно используется.
  • Использование самовара — вышло из обихода.
  • Черный чай — доминирует.
  • Стакан с подстаканником или европейская чайная пара — еще используются, но проигрывают кружкам.
  • Питье чая из блюдца — полностью вышло из обихода.
  • Добавление в чай лимона — массово используется.
  • Питье чая с вареньем — достаточно активно используется.
  • Использование определенного набора чайных закусок (свежие фрукты, варенье, кексы, конфеты, сдоба, сушки-баранки, пряники) — фрукты ушли из обихода, остальной список актуален.
  • Употребление чая с алкоголем — активно, осознанно и разнообразно используется.

Таким образом, усредненное современное русское чаепитие в исполнении людей, интересующихся чаем — это чаепитие, на котором черный чай, заваренный так, чтобы его пить сразу, подается с лимоном, с большим набором закусок (см. выше) и, опционально, с сахаром и алкоголем. Совершенно очевидная картинка, но теперь она у нас есть не просто так, а с цифрами и диаграммами.

Ну и самое главное. Проведение опроса в сообществе с доминированием «чайников», дает, конечно, искаженную картинку (даже несмотря на красивые цифры и диаграммы). Поэтому параллельно с опросом среди «чайников» мы тайком проводили опрос среди респондентов, которые не погружены в чайную культуру. И в следующей статье мы расскажем о том, как относятся к основным маркерам традиционного русского чаепития нормальные люди, пьющие чай как обычный повседневный напиток.

И, заодно, выделим основные признаки, по которым «чайник» отличается от нормального человека.

Огромное спасибо всем за участие в опросе «Чайной пыли русского чаепития». Получилось, на самом деле, отлично!