На феномен подкрашенного чая я обратил внимания почти сразу по приезде в Казахстан. Изучил этот феномен поверхностно, написал о нем короткий материал и больше к этой теме возвращаться не собирался. Потому что в чайной культуре и на чайном рынке много всего хорошего и интересного — и тратить внимание и время на всякую шнягу просто не хочется.

Однако довольно быстро — в масштабах страны и рынка, конечно — подкрашенный чай в Казахстане превратился из маргинального и почти подпольного продукта, в продукт в определенном смысле легитимизированный, причем с использованием государственной символики. Один из вариантов крашенного чая появился в парадной торговле, занимает почетные места на полках супермаркетов, участвует в рекламных акциях, избавился от названия «пакистанский чай», продается на маркеплейсах, скромно называется «Казахстан» и расфасован в пачки цвета государственного флага, оформленные с использованием графических элементов этого же государственного флага — только в золоте. Красота, короче.

Я напомню, что для подкрашивания чая обычно используются красители E110 («Солнечный закат») и E102 (тартразин). Эти красители не являются ядами и какой-то серьезной и доказанной опасности для здоровья не представляют. Формально, как и другие красители, Приложением №9 к Техническому регламенту Таможенного союза 029/2012 тартразин и «Солнечный закат» запрещены к использованию при производстве чая в странах, входящих в Таможенный союз. Однако тем же регламентом эти красители разрешены к розничной продаже, например в качестве красителей для пасхальных яиц. Что, конечно, создает поле для интерпретаций. Например, если ты сам не красил чай, а только приобрел уже подкрашенный и просто расфасовал его по пачкам, это нарушение, или нет? Вот и я не знаю.

Неравнодушные казахстанские потребители, которым противно пить всякую гадость, с подкрашенным чаем пытаются бороться. Но успехи у них, скажем так, переменные. Бывали, например, ситуации, когда на жалобы в регулирующие органы, подкрепленные результатами лабораторных исследований, эти самые органы отвечали, что лабораторные испытания у вас какие-то несолидные, но мы все примем к сведению и потом посмотрим. Ну и так далее.

Меня же во всей этой теме прикалывает не нормативная сторона вопроса. И не продажа откровенного барахла с использованием государственной символики. Рынок — вообще загадочная штука, на нем много всякой странной фигни. Для меня история с легитимизацией крашенного чая в очередной раз расширила границы потребительской брезгливости.

Тут ведь речь, повторюсь, не о здоровье. Современному горожанину переживать по поводу потребления подкрашенного чая с точки зрения его вреда для здоровья нужно будет только в том случае, если этот самый горожанин от этого самого чая будет умирать после первой же чашки и в страшных корчах. А после крашенного казахстанского чая — не будет, можно особо не париться. Речь именно о брезгливости. Ведь этот краситель в чае, на минуточку, заметен сразу и без лаборатории. Достаточно пальцы смочить или, простите, послюнявить и гранулы в пальцах растереть. От веселенькой оранжевой краски даже не сразу отмоешься потом. Даже с мылом.

Ну или можно, если пальцы слюнявить благородное происхождение не позволяет, выложить гранулы на бумажную салфетку и побрызгать на них водой из пульверизатора. Крашенный чай поведет себя примерно как гуашь, сразу даст по бумаге яркие и веселенькие разводы. Для меня лично употреблять такой продукт внутрь — это все равно что есть упомянутую уже гуашь. Это же просто противно!

Догадайтесь, где нормальный чай, а где крашеный

Однако многих потребителей это, похоже, совсем не останавливает. Знаете, почему? Сейчас попробую объяснить.

Если заварить подкрашенный казахстанский чай обычным способом, то отличить его от неподкрашенного будет затруднительно. В сухой заварке отличить просто, а в настое — нет. Специалист справится, конечно, а вот обычный потребитель по внешнему виду настоя окрашенный и неокрашенный чаи между собой различит едва ли.

Крашеный чай — справа.

Но все меняется, когда в чай добавляется молоко. Что в Казахстане происходит повсеместно и регулярно.

Слева чистый чай с молоком, справа — крашенный чай с молоком. При разном свете и на разные фотоаппараты.

С молоком окрашенный чай выглядит наряднее чистого. Мало того, эта нарядность гарантирована — в отличие от случая с чистым чаем, который приготовить с молоком красиво получается далеко не всегда. А специфика казахстанского чайного рынка состоит в том, что цвет чая с молоком здесь считается важной потребительской характеристикой. Не маркером определенного вкуса, как в той же Великобритании, а именно самостоятельной и важной потребительской характеристикой. Как у холодного молочного чая в Таиланде. Людям хочется, чтобы чай в чашке смотрелся нарядно.

Так что если вас, как и меня, искренне удивляет тот факт, что жители Казахстана охотно покупают и, судя по всему, не менее охотно пьют чай с краской и вам интересно, почему они это делают, то ответ на этот вопрос «Почему?» очень прост.

Во-первых, это красиво…

Все статьи цикла Чай в Казахстане.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».