Бесконечно можно смотреть на огонь, воду и статьи о том, что на традиционных и развитых рынках, типа российского или британского, снижается потребление черного чая. Особенно чистого, рассыпного и недорогого…

На сайте BBC появился очередной материал на эту тему. Из которого, в частности можно опять узнать следующее. Во-первых, от чая отказывается молодежь, полагая его страрперским и невкусным напитком. Во-вторых, объем продаж чая в Великобритании снизился за последние два года на 4,3%. В-третьих, недавние опросы показали, что уже меньше половины людей в стране — 48% — пьют чай ежедневно. Я допускаю, что все это тоже относится только к простому черному чаю — но прямых указаний на это нет.

По объему продаж в деньгах обычный черный чай в Великобритании безнадежно проигрывает растворимому и капсулированному кофе. Которого в совокупности продается на полтора миллиарда фунтов стерлингов в год — а черного чая всего на 377 миллионов, в четыре с лишним раза меньше. Если же сравнить весь кофейный рынок (растворимый, капсулированный, RTD и зерновой кофе) со всем чайным рынком (черный, травяной-фруктовый и спешилти чай), то сравнение тоже окажется не в пользу чая. Кофе в Великобритании в 2023 году было продано на 2,26 миллиарда фунтов стерлингов, а чая — на 591 миллион. Снова почти в четыре раза меньше. Напомню, кстати, что денежные и даже килограммовые объемы рынков очень слабо соотносятся с потреблением напитков в литрах. «Литровых» данных по британскому рынку у меня под рукой нет, но вполне возможно, что чая там выпивается больше, чем кофе. Как и в России. В килограммах меньше, а в литрах больше.

А еще, оказывается, в 1974 году средняя британская семья покупала 30 чайных пакетиков в неделю, а сейчас — только 10. Такое снижение потребления чая наши британские коллеги связывают не только с изменением вкусов, но и со снижением доходов населения. Связь эта выглядит не очень убедительно. Жизнь, конечно, мало где дешевеет. Но в отказ от чая по финансовым соображениям на фоне роста потребления кофе и разных хитрых напитков — которые почти всегда дороже простого черного чая — верится с трудом. Как по мне, так снижение потребления дешевого черного чая является, наоборот, верным признаком подзажратости.

Ну и еще любопытно, что все возрастные группы в Великобритании примерно одинаково пьют чай на завтрак. А вот в течение остального дня чай является напитком пожилых людей.

Я, когда про хересы на дегустациях рассказываю, в зависимости от аудитории называю их или напитками зрелых и состоявшихся людей, или напитками старых пердунов. Надо и в рассказы о чае такие обороты начинать включать. 


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».