Сегодня в «Чайных параферналиях»: зеленый и незеленый Лаошань; лаошаньское чайное семейство Хэ; уйгурские и башкирские танцы с самоваром на голове; уйгурские народные самовары; чай на газировке. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас рублем можно вот здесь.

Зеленый и незеленый Лаошань

Несколько «Параферналий» назад мы рассказывали о чае Жичжао, одном из тех чаев из китайской провинции Шаньдун, наименование которых защищено по происхождению на национальном и международном уровнях. И в том же выпуске мы упоминали чай Лаошань — еще один чай из Шаньдуна — и обещали рассказать о нем чуть подробнее. Обещали — рассказываем. Тем более что Лаошань, несмотря на меньшие,чем в Жичжао, объемы производства чая, является, пожалуй, самым известным чайным регионом Шаньдуна.

Лаошань примерно там, где красный кружок

Возможно, такая известность является результатом грамотного маркетинга региона. Лаошань активно эксплуатирует имидж самого северного китайского чая. В Лаошане работает единственный в Шаньдуне музей чайной культуры. При продвижении региона активно и грамотно используется высокая репутация Лаошаня как места, в котором очень вкусная и очень подходящая для чая (и для роста, и для заваривания) вода. Некоторые лаошаньские чайные компании охотно и успешно работают в современной маркетинговой парадигме и запариваются на органичность, прозрачность и все такое прочее. Короче говоря, так или иначе, но Лаошань более или менее заметен на китайском, международном и российском рынках.

Ларшаньские пейзажи. Verdant Tea.

В России чаи из Лаошаня можно найти без особых проблем. В отличие от других шаньдунских чаев. И информации по этому региону достаточно много. На Tea Terra есть хороший материал о Лаошане, некоторую дополнительную информацию о регионе можно найти и у продавцов, в ассортименте которых есть лаошаньский чай.

Главными фишками Лаошаня как чайного региона (как и у всего Шаньдуна) являются его северность и молодость. С северностью все просто — значительно более прохладный по сравнению с южными чайными провинциями климат влияет вообще на все. На используемые сорта чайного куста — в Лаошане используются, большей частью, мелко и среднелистовые культивары, часто местной селекции, относительно холодостойкие. На агротехнику — на большинстве лаошаньских чайных плантаций кустики низенькие, кое-где в Лаошане плантации укрывают на зиму, пряча их в полноценные такие теплицы. На упомянутый уже маркетинг. Ну и на качество чая, само собой. Считается что лаошаньские чайные листья из-за длительного созревания, которое является следствием относительно прохладного климата, накапливают больше и вкусо-ароматических, и всяких целебных веществ. При должном внимании со стороны производителя все эти достоинства чайного листа могут превратиться в достоинства чая.

Экспозиция музея чайной культуры в Лаошане. hqmana.com

С молодостью лаошаньских чаев все несколько сложнее. С одной стороны, чайная индустрия Лаошаня действительно очень молода. Она выросла из известной китайской государственной программы по расширению ареала выращивания и производства чая на север, начатой в 1950-х годах. Быстрых результатов в Лаошане эта программа не достигла, ее первую волну даже можно назвать провальной. Но постепенно были подобраны подходящие под север культивары, разработана агротехника и, что самое главное, появились местные специалисты, которые увидели в чае перспективу и начали методично искать варианты рациональной работы с ним в непростых северных условиях. Некоторые из них запустили семейные чайные проекты, которые сейчас продолжают их потомки. Но даже самые старые семейные лаошаньские проекты ведутся сейчас от силы третьим поколением владельцев. Ну то есть все действительно молодо и довольно зелено.

Но при этом, даже не являясь до второй половины XX века чайным регионом, Лаошань на значительной части обозримой истории был связан с чаем. Посадки чая делались на территории региона еще несколько сотен лет назад. Возможно какое-то время назад они были даже более или менее масштабными, потому что несколько веков назад в Шаньдуне в целом и в Лаошане в частности было немного потеплее. Локальными центрами чайной культуры были монастыри. В чайность региона вносила свою лепту и лаошаньская вода. Ну и чай там пьют давно, охотно и в значительных по китайским меркам количествах. Короче говоря, лаошаньская чайная индустрия молода, но корни у нее вполне себе древние.

Лаошаньский зеленый чай, лаошаньский черный чай и лаошаньский улун. Verdant Tea.

В Лаошане производят, большей частью зеленые чаи, причем самого разного стиля — например, многие зеленые лаошани по вкусу перекликаются с японскими зелеными чаями. Но и с черными чаями, и с улунами там тоже экспериментируют — и вот как раз об одном таком открытом к экспериментам хозяйстве и хочется сказать пару слов.

Лаошаньское чайное семейство Хэ

Есть такой классный китайско-американский чайный проект Verdant Tea. Он работает в Циндао (это в Шаньдуне) и в Миннеаполисе, торгует только китайским чаем и исключительно информативен. Главная особенность этого проекта состоит в том, что все его чаи — авторские, за каждой позицией стоит конкретный чайный фермер. А за каждым конкретным фермером — большой и подробный рассказ о нем и его чае.

У истоков проекта Verdant Tea стоит семья Хэ, которая работает именно в Лаошане. И которая, на наш взгляд, эталонно отыгрывает роль качественного и открытого поставщика чая на рынок, существующий в современной этико-маркетинговой парадигме. Если бы готовили кейс по хорошему представлению чая для современного потребителя, то обязательно использовали бы пример семьи Хэ. Но сейчас не об этом.

Чайный плантации семьи Хэ. Verdant Tea.

Дело в том, что семья Хэ находится, если можно так выразиться, на острие лаошаньской чайной индустрии. Глава семьи имеет ученую степень, возглавляет ассоциацию производителей чая и участвует в работа кооператива, позволяющего местным чайным фермерам выращивать чай по отдельности, а производить его на общих мощностях — это выгодно. Семья Хэ уделяет много внимания разработке новых методов выращивания и обработки чая, адаптации южных чайных технологий к северу и все такое прочее. 

Короче говоря, семья Хэ отлично иллюстрирует все тенденции Лаошаня. Среди этих тенденций, есть, конечно, очевидные и универсальные, присущие любому современному чайному проекту, ориентированному на американский или европейский рынок. Работа с органическим чаем, эксперименты с добавками, выход за рамки традиционного для региона зеленого чая, привязка чайных историй к историям людей — и так далее. Все это классно, но неспецифично для Лаошаня. Хотя, конечно, черный чай с обжаренным рисом или лаошаньские улуны было бы интересно попробовать.

Ну а переносные теплицы над плантациями низкорослых чайных кустиков с мелкими листочками — это уже не чисто лаошаньская, но очень редкая штука. Тут же надо понимать, что укрывное выращивание чая — это не просто выращивание чая в теплицах. Это целая технология, требующая и новых решений и дополнительных ресурсов. Ну просто потому, например, что теплица закрывает чайные кусты не только от холода, то и от воды — а это значит, что зимой нужно дополнительно организовать орошение чайных кустов. А еще взрослые и молодые чайные листочки обладают разной холодостойкостью — а это значит, что первый весенний сбор нужно начинать еще в теплицах. Ну и еще куча разных нюансов.

Красивый проект. И представлен красиво. И, возможно, наработанные этим проектом решения могут быть интересны российским и украинским чайным проектам. Которые тоже иногда покрываются снегом.

Уйгурские и башкирские танцы с самоваром на голове

Вы, возможно, будете смеяться, но у уйгуров, которые проживают, в основном, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, есть народный танец, который называется «самавар ву» (萨玛瓦尔舞). С таким долгим последним слогом и не очень четким звуком «р» в слове «самавар», которое, кстати, пишется в уйгурском варианте через «а». Ну то есть, буквально, танец «Самовар». Причем слово «самавар» в названии этого танца пишется четырьмя иероглифами, по слогам. Что как бы намекает на то, что танец назван в честь предмета, который вошел в уйгурскую культуру относительно недавно и вместе с заимствованным названием. 

Исполняется этот танец с самоваром на голове. Причем иногда с одним только самоваром, а иногда — с целым подносом, на котором стоят самовар и несколько чашек. В местах непосредственного исполнения танца считается, что он очень древний, и что первым документальным свидетельством исполнения танца с самоваром являются фрески Пещеры тысячи будд в Кызыле. Которые были написаны в IV-V веке. Это, конечно, совсем не означает, что еще полторы тысячи лет назад тульские мастера торговали самоварами с уйгурами, что наша Тула — это мистический остров Туле, а первым самоваром была чаша Грааля… Скорее всего, на фреске в пещере просто изображен танец с посудой на голове — и нет ничего удивительного в том, что такие танцы плясали 15 веков назад. Ну а когда уйгуры позднее познакомились с нашими самоварами, то здраво рассудили, что самовар — штука нарядная, на голове смотрится отлично, а в танце — вообще огонь.

Считается, что изначально танцы с самоварами исполнялись в общепите при подаче напитков. Однако в XX веке был создан сценический вариант танца — более сложный и нарядный. Но и менее интересный, на наш взгляд. Потому что на сцене танцуют с какими-то уж очень декоративными самоварами. А в кабаках и на народных праздниках — с настоящими.

Традиция танцев с самоварами считается уходящей, мастеров художественного перемещения с чайной утварью на голове становится все меньше. Энтузиасты и власти пытаются эту традицию сохранить — поэтому в 2007 году танцы с самоварами были включены в список культурного наследия Синьцзян-Уйгурского автономного района. Центром самоварных уйгурских танцев считается небольшой по китайским меркам город Куча, с которым обычно связывают и возникновение этой традиции.

У уйгуров, кстати, танцы с самоварами танцуют только мужчины. Женский вариант танца с посудой на голове обходится только чашками. Так что если вы женщина и вам вдруг понадобится порвать шаблон уйгуру, просто поставьте на голову самовар и сделайте несколько простых танцевальных движений. Со словами «у нас так принято». Тем более, что против истины вы при этом не особо погрешите.

Дело в том, что в Башкирии существует народный танец «Проказницы». И в нем тотально доминируют женщины, большая часть которых танцует с чайными парами на голове, время от времени помешивая в них вымышленный чай ложечкой. Выглядит настораживающе. А солистка танцует с самоваром на голове. Мужская партия в этом танце вторичная, обалдевшая и с дудочкой. Ну и простые танцы с самоваром, без особой сценической драматургии, в Башкирии тоже есть.

Новые знания бывают очень неожиданными. Ну а мы теперь хотим уйгурский самовар. В башкирской культуре, как мы поняли, специальных башкирских самоваров нет, там танцуют с сувенирными тульскими.

Уйгурские народные самовары

Про уйгурский самовар — это, кстати, совсем не шутка. Cамовары давно уже разбежались по относительно близким с Россией странам, а в некоторых регионах, например, в Иране и в Кашмире, развились в самостоятельный феномен. При этом про кашмирские самовары мы что-то знаем, иранский у нас стоит на полочке, а вот про уйгурские ничего и никогда не слышали. А они есть.

Изготовление самоваров является частью уйгурской традиции работы с красной медью или, реже, с латунью. Уйгурские мастера делают из меди все, что можно сделать из меди — тазы, умывальники, чайники, подносы, столовую посуду и все такое прочее. И сделать самовар им ничего не стоит — был бы спрос. А он там есть, самовары в тех краях используют как по непосредственному назначению, так и в качестве традиционного сувенира. Ну и танцы, опять же.

Следует отметить, что из всех известных нам самоварных традиций уйгурская — самая эклектичная. Уйгурские мастера изготавливают самовары в совершенно разных стилях. Нам попадались фотографии уйгурских самоваров, внешне почти неотличимых от классических русских трактирных самоваров цилиндрической формы (самовары-банки, если использовать профессиональную самоварную терминологию). Часто уйгурские самовары изготавливаются в кашмирском стиле — непривычных нам пропорций, с тонкой шейкой и покрытые чеканкой. Ну а иногда уйгурские мастера делают самовары, практически не отличимые от современных сувенирных тульских. Небольшие и расписанные яркими эмалями. И, кстати, тоже большей частью электрические.

Слева — один из вариантов уйгурского самовара. Wikipeida.

Короче говоря, если ехать в Синьцзян-Уйгурский автономный район за самоваром, то нужно быть готовым к покупке сразу нескольких. Ну чтобы сразу закрыть всю уйгурскую самоварную тему. 

Холодный чай, настоянный на газировке

Всплеск интереса к холодному настаиванию чая не мог не привести к попыткам настоять чай не просто в холодной воде, а в холодной газированной воде. Технически это очень просто. Нужно купить в магазине питьевую газированную воду (ну то есть не «Ессентуки» или «Боржоми», а «Пилигрим», «Шишкин лес», «Evian» или что-то в этом роде) или приготовить газировку самостоятельно с использованием сифона и баллончиков с углекислотой. В эту газировку насыпать чаю из расчета 1 грамм на 100 мл воды — и поставить все это дело настаиваться на час-два.

Сначала мы экспериментировали с белым игольчатым чаем и с простеньким Цзинь Цзюнь Мэем с изрядным количеством трухи. И получили очень забавный результат. Во-первых, настоявшийся с газировкой чаи очень интересно открывать. Уж очень бурно они реагирую на отвинчивание пробки. Особенно если в чае много мелких фракций чайного листа. Во-вторых, газировка заметно перебивает вкус чая, но неплохо раскрывает аромат и послевкусие. Получается очень необычный эффект — узнаваемый аромат проявляется еще при вскрытии, вкус как у обычной газировки, только с легким чайным оттенком, а послевкусие опять узнаваемое и яркое. Ну и в-третьих сразу становится понятно, что интересно ставить опыты не только на чистых чаях, но и на чах с добавками. 

Просто чай, просто газировка. © Ольга Никандрова

Так что сразу после дегустации черного и белого чая мы отправили в бутылочку с газировкой шафрановую масалу на основе гранулированного черного чая. И получили полностью аналогичный результат — относительный провал по вкусу, приятный мягкий аромат и свежее пряное послевкусие. Ну и некоторую мороку со вскрытием настоянной бутылки, конечно.

Короче говоря, холодное настаивание чая на газировке — это простой и красивый способ поразвлечься с чаем. И неплохое направление для вкусовых опытов. Например, с добавлением к уже настоянному на газировке чая сиропов и свежих фруктов.

Да, кстати. В газировку интересно добавлять матчу или любой другой порошок. Она славно шипит при этом. В бутылку с газировкой добавлять матчу даже опасно, выскочит. А вот в широкой чашке или в гайвани приготовить матчу на газировке можно вполне c небольшим и приятным шипением — а если само не зашипит, то помешать. Вкус матчи на газировке тоже заметно отличается от вкуса на обычной воде, кому-то может понравиться.

Новая статья, поддержка рублем и обратная связь

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем. Ну а мы, тем временем, скооперировались с Сергеем Калининым и записали большой ролик о постковидном восстановлении обоняния. Он уже опубликован на нашем канале и на нашем сайте, на наш взгляд он получился очень интересным.

Спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!