Ольга вернулась из командировки в Узбекистан и привезла фотографии разных чайных экспонатов из самаркандского «Вечного города» и самаркандского же Регистана.

«Вечный город» — это историко-этнографический парк, в котором собрано все, что может развлечь современного туриста: сувенирные лавки, ремесленные мастерские, рестораны, банкетные залы, прогулочные зоны и все такое прочее. И все это исполнено в стиле традиционных среднеазиатских культур и зонировано по знаковым древним городам региона. Самой разной чайной атрибутики там множество, причем как декоративной, так и используемой по непосредственному назначению. Декоративной больше, понятное дело.

Для меня лично самый любопытный чайный экспонат из «Вечного города» — это табличка с надписью Teahouse «CHOYHONA №95». №95 — это, конечно, не девяносто пятая самаркандская чайхана, их там никто не нумерует. И не считает, пожалуй. Это отсылка к зеленому чаю №95, популярному на узбекском рынке купажу, рецептурными корнями уходящему в советскую чайную индустрию. По сути это простенький китайский ганпаудер, ядреный, терпкий и пепельный. Сделать такой чай фирменным для чайханы совсем не сложно, на рынке его вагон.

Регистан — это площадь в Самарканде, знаменитая ансамблем из трех медресе, которые сейчас совсем не медресе, там музеи и торговля в кельях. Всяким чайным там, в кельях, безусловно торгуют — например, картинами с чайными сюжетами. Или даже картинами, нарисованными чаем, черным и зеленым. Но самые интересные чайные экспонаты, конечно, в музее. И это, конечно, самовары.

Самовары привычных нам форм покрыты непривычной нам чеканкой. Самовары — из России. Чеканка — местная. Переделка фабричных самоваров — обычное дело в Средней Азии. Иногда от исходника вообще остаются только отдельные детали, типа краника, ручек и камеры сгорания — а все остальное заменяется на более красивое. Ну а иногда местные мастера ограничиваются чеканкой по родному корпусу — и тоже получается хорошо. И на самоварную трубу чеканка тоже отлично ложится. 

Отдельного внимания заслуживает, конечно, самовар в форме традиционного восточного кувшина. Высокого и с длинным изогнутым носиком. В Азии, причем не только в Средней, такие самовары — не редкость. Но для глаза, привыкшего к среднерусскому самоварному дизайну, такое устройство выглядит запредельной диковинкой.

Хорошее место Самарканд с чайно-визуальной точки зрения.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».