В начале каждого года агентство Euromonitor International публикует список потребительских трендов, которые, по мнению специалистов агентства, будут заметно влиять на рынок. На днях вышел трендовый прогноз на 2022 год — и нам, естественно, сразу захотелось спроецировать его на чай.

Ниже мы перечислим тренды нового года, коротко поясним заковыристые названия и дадим короткие комментарии по поводу того, как можно реагировать на эти тренды чайным проектам.

Backup Planners. Предполагается, что люди, напуганные разрушением цепочки поставок привычных товаров, начали делать запасы и искать альтернативы — как тем самым привычным товарам, так и способам их приобретения.

Запасы — это всегда крупная фасовка. Можно смело выпускать в продажу полукилограммовые и килограммовые пачки недорогого добротного чая с удобной системой открывания и закрывания. Альтернатива чаю — это напитки из локальных трав, ягод и фруктов. На российском рынке в последние годы с такими напитками дело обстоит совсем неплохо, так что поиграть в самого умного, введя в ассортимент иван-чай, не получится — все уже введено до нас. Но можно попробовать отыграть запрос на чайные альтернативы в медийном пространстве. И приближающимся летом отправить всех чайных блогеров в поля, собирать чабрец с бессмертником. Умиление родными просторами и фотографии дырочек на лепестках зверобоя могут стать свежей темой на фоне бесконечных и довольно занудных описаний чая.

Climate Changers. Потребители продолжают разными причудливыми способами заботиться об окружающей среде — и теперь обращают внимание на минимизацию углеродного следа потребляемых товаров.

Если вы вдруг решите поиграть в углеродно-климатические игры, то в первом приближении правило у этих игр одно и простое — чем чай ближе, тем меньший ущерб экологии наносится при его доставке к чайному столу. Грубо говоря, если вы сидите в Москве, то краснодарский, грузинский и азербайджанский чай — это экологично и малоуглеродно. А цейлонский и индийский чай — неэкологично и многоуглеродно. Все это, конечно, попахивает конкретным бредом — но вдруг плакатик «Пей краснодарский чай, спасай планету и пингвинов» поднимет вам продажи?

Digital Seniors. Пожилые люди освоили интернет. Продукты через интернет покупают, правда, всего 13% людей старше 60 лет, но зато 22% пожилых пользователей сети постоянно читают всякие сообщения на медицинские темы. В лобешник к чаю этот тренд, как нам кажется, не пристегнуть — но можно в рассказах о чае усилить напор на его оздоровительные свойства (если совесть позволяет) и начинать работать с лекарственными травами.

Financial Aficionados. Финансовые онлайн-сервисы стали позволять людям активно управлять собственными финансами. Это пока мимо чая, конечно.

The Great Life Refresh. Из-за пандемии у людей разными способами сносит крышу и они начинают хотеть чего-то странного. В этот тренд, конечно, лучше вписываться не с чаем, а с тоталитарной сектой «Холотропное дыхание — в массы», но это явно не у всех получится.

Ну а так, конечно, чай отлично вписывается в схему «хочется чего-то необычного и не очень дорогого». Надо только понимать, что обалдевшим от новой реальности потребителям нужно предлагать не сам чай, а элементы необычного стиля жизни, с чаем связанного. Подойдет ЗОЖ, занимательная философия, тантрическая йога и прочее интеллектуальное эстетство. Отметим, кстати, что именно на запросе на что-то необычное поднялись в недалеком прошлом московские и аналогичные им чайные клубы. И сейчас самое время закрутить новый виток чайно-клубной спирали. Важно только новую стилистику подобрать.

The Metaverse Movement. Это про виртуальную реальность. Тут можно конечно, помечтать про виртуальную чайную — но для полноценной реализации такого проекта ни у нас, ни у большинства наших читателей нет ни возможностей, ни ресурсов. Так что пока метавселенная пролетает мимо чая. Что, конечно, не исключает появление единичных цифровых чайных феноменов. Если появятся — мы на них посмотрим с удовольствием.

Pursuit of Preloved. Курс на бережливость и секондхэнд. Эта тема в чае отработана уже давно, барахолки аксессуаров и восстановление покоцанной посуды в чайном информационном пространстве присутствуют постоянно, так что тут мы работаем на опережение тренда.

Rural Urbanites. Народ потянулся в деревню, к свежему воздуху, молоку, сену, своему огородику и иллюзии недорогой жизни. А те, у кого пока не получается потянуться в деревню, стараются обустроить себе кусочек зелени хотя бы на подоконнике. Тут, кстати, хочется поделиться ощущением. Которое нам доказать не получится, недостаточно данных. Но которое у нас фоном присутствует уже года два. У нас есть стойкое чувство, что постоянно растет спрос на самовары. Возможно, это связано как раз с тягой к земле.

Ну а если серьезно, то с чаем за этот тренд можно зацепиться как раз на подоконнике или балконе. Где можно отлично выращивать всякие компактные добавки в чай. Розмарин, базилик, мята, шалфей, чабрец и куча других ароматных растений отлично растут в горшках. Это, конечно, не значит, что в ассортимент чайного магазина нужно добавлять пакетики с семенами. Но вот свой личный чайный аптечный огородик на балконе должен завести всякий уважающий себя чайный блогер. Чтобы потому делать стримы с медленным и волнующим срыванием листика мяты. Под «Дай себя сорвать», конечно.

Self-love Seekers. Специалисты «Евромонитора» прямо и без намеков (хоть и в корректных формулировках) сообщают о том, что самовлюбленные обалдуи стали трендом. Самолюбование, ориентация на личный комфорт, стремление демонстративным потреблением подчеркнуть собственную значимость — все это уже давно звучит как райская музыка для любого маркетолога.  Ну теперь вот, значит, целый тренд нарисовался.

Не исключено, что этот тренд приведет к росту точечного спроса на очень дорогой чай и очень дорогую посуду. Ну и на чай и посуду с историями, конечно. Или от проверенных и немного тайных поставщиков. Короче говоря, спрос на такие чай и посуду, которыми можно будет гордиться. Хоть публично, хоть в тряпочку. Такой спрос в чае, конечно, всегда существовал — но раз «Евромонитор» говорит, что тренд, значит — тренд.

The Socialisation Paradox. Парадоксами социализации специалисты «Евромонитора» называют ситуации (ритмично предложение началось, почти стихи), когда одуревший от сидения дома народ сносит двери пабов. В надежде вернуться в 2019 год. Как-то системно этот тренд на чае отразится едва ли. Наши чайные дегустации, например, сейчас собирают меньше гостей, чем два года назад. Люди может и соскучились по качественному общению за чайным столом, но у них и денег меньше стало. Так что этот тренд нужно отрабатывать методом научного тыка. Попробуйте собрать живую и платную дегустацию — и будьте готовы к тому, что аншлаг и два гостя на шестнадцати местах равновероятны.

Вот такие они, потребительские тренды 2022 года. Если вам и вашему чайному проекту удастся в них вписаться — значит такое ваше счастье. Ну а если не удастся, то утешайте себя тем, что в начале 2020 года «Евромонитор» тоже опубликовал список потребительских трендов. Солидный, на шестнадцать, кажется, позиций.

А потом пришел коронавирус и превратил все эти тренды в смешные слова. Жизнь вообще сложная штука.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».