Сегодня в «Чайных параферналиях»: второй конкурс «Цюаньаньбэй» в Аньси; Франция и сертификация ланкийских географических индикаторов; пакетики, костюмчики и шкафчик; шотландская чайная коллаборация; чайные книжки про Японию и субституцию; сингапурская чайная рыбалка; долина Кангра и побеги ежевики. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас рублем можно вот по этой ссылке.

Второй конкурс «Цюаньаньбэй» в Аньси

29 ноября в Аньси состоялась церемония награждения победителей конкурса производителей Тегуанини «Цюаньаньбэй». В этом году в конкурсе оценивались 599 образцов знаменитого улуна, из них 216 циньсяней, непрогретых и «зелененьких», и 383 лучжоу — прогретых и не таких зелененьких. Любопытно, что несмотря на некоторое доминирование на конкурсе прогретых чаев, приз за победу в «зеленой» категории оказался больше, чем за победу в прогретой — 200 тысяч юаней против 30 тысяч юаней. Ну или 31 тысяча долларов против примерно 5 тысяч долларов.

Победители конкурса Циньсянь Тегуаньинь. www.puercn.com

Как и положено, по результатам конкурса был проведен аукцион. На котором 50 грамм «зеленого» победителя были проданы за 190000 юаней (примерно 30000 долларов). А 50 грамм прогретого победителя ушли за 85000 юаней (примерно 13000 долларов). Любопытно, что оба чая приобрела молодая и энергичная компания Guatan, производящая и продающая крепкий алкоголь в традиционном китайском стиле. Причем приобретение чая на аукционе для этой алкогольной компании не является сиюминутной блажью — производители 53-х градусного дистиллята работают с чаем с размахом и систематически. У них по стране открыто более 1000 бутиков, масштабных и очень пижонских, — и в каждом из них есть чайная зона. А на их производственном комплексе, который заодно является комплексом экскурсионным и развлекательным, оборудована специальная выставочная зона, посвященная аньсишной Тегуаньини. Красавцы, короче.

Что же касается самого конкурса «Цюаньаньбэй», то он в этом году проводился во второй раз. И это, естественно, не первый чайный конкурс в Аньси. Но как-то сразу масштабно заявивший о себе. И динамично развивающийся, насколько это можно оценить по двум годам и аукционным ценам на чаи-победители. В прошлом году чай-победитель был продан за 125 тысяч юаней, а в этом году — за 190. Очень солидный прирост. Впрочем, в тех краях вообще все сейчас растет. Объемы производства тегуаньини вырос за год на 20%, средние цены — на 35%. Такие темпы роста, кстати, почти всегда означают, что аньсишная тегуаньинь хорошего качества будет все менее доступной и постепенно превратится из реального продукта в ностальгическое воспоминание.

Франция и сертификация ланкийских географических индикаторов

Очень любопытная и какая-то глобальная новость пришла со Шри-Ланки. И очень солидная. Если такую новость озвучить, то статус новостного канала резко повышается. Ну типа мы тут не в игрушки играем, а сообщаем важную информацию.

Будничное выделение миллиона евро. ceylontoday.lk

Франция выделила миллион евро для сертификации статуса географического индикатора для цейлонского чая. Если все очень сильно упрощать, то эти деньги будут потрачены на то, чтобы под названием «Цейлонский чай» продавался именно цейлонский чай. В России, например, с цейлонским чаем ситуация обстоит следующим образом. Если на пачке чая просто написано «Цейлонский чай» и нет никаких дополнительных маркировок, то этот чай, скорее всего, расфасован в России и в нем, скорее всего, есть цейлонский чай. Часто скупажированный с каким-либо другим чаем. Ну просто потому, что в среднем по больничке цейлонский чай достаточно дорог и его имеет смысл разбавлять дешевым чаем.

А вот если на пачке с чаем присутствует характерный логотип со львом, то это чаще всего означает, что чай расфасован на Шри-Ланке и, скорее всего, он на 100% цейлонский. Естественно, нет никакой гарантии того, что чай со львом понравится конкретному потребителю больше чем чай без льва — логотип он в первую очередь про происхождение, а не про качество.

Очень интересно, на самом деле, будут ли ланкийцы на французские деньги пытаться как-то влиять на российскую ситуацию. С учетом того, что Россия является одним из ключевых покупателей цейлонского чая. Поживем — увидим.

Пакетики, костюмчики и шкафчик

Китайская компания Chagee, занимающаяся, в основном, молочным чаем, и китайская же компания Tasan Tea, работающая с бутилированным и пакетированным чаем, выпустили на рынок забавный совместный чай. В пакетиках. А пакетики — в конвертиках. Которые исполнены в виде национальных ханьских костюмов, висящих на вешалках. Коробка, в который продаются эти пакетики-костюмы, имитирует платяной шкаф, в котором, стало быть, все эти костюмчики висят. Выглядит прикольно и во всех смыслах слова нарядно. И даже вызывает мысли о заимствовании. Конечно, до пафосной милоты набора статуэток «Народности России» картонный мини-шкаф с чайными пакетиками в бумажных косоворотках или вышиванках не дотягивает — но все равно может получиться прикольно.

Пакетики в конвертиках с костюмчиками. www.jjckb.cn

Наши китайские коллеги, кстати, полагают, что конверты для чайных пакетиков, моделирующие национальные костюмы, привлекут молодежь. Причем сразу и к чаю, и к национальным костюмам. Это они наивные, конечно.

Шотландская чайная коллаборация

Как-то совсем незаметно основными поставщиками новостей о выращивании чая в нетрадиционных европейских местах стали шотландские чайные проекты. Сначала они радовали нас всех самим фактом своего существования и фотографиями чайных плантаций под снегом. Потом первыми образцами шотландского чая, который был совершенно бестолковым и очень дорогим. Потом были скандалы, интриги и расследования, связанные с продажей совсем нешотландского чая под видом шотландского. Ну а потом все более или менее вошло в спокойную колею — и Шотландия вдруг оказалась удивительно чайной страной. В которой не только работают полноценные чайные проекты, но и сформировались сообщества и коллаборации чайных фермеров.

Об одном из таких сообществ — Tea Gardens of Scotland — мы как-то писали в связи с появлением в продаже в лондонском Fortnum & Mason их очень дорогого и очень шотландского чая. Еще одно шотландское сообщество — Tea Scotland — анонсировало свой первый черный чай совсем недавно. Он называется The Gathering и, точно также как и шотландский чай из Fortnum & Mason, изготовлен из листьев, собранных на разных чайных плантациях Шотландии. Ну то есть на него несколько чайных проектов в прямом смысле этого слова скинулись чайными листьями.

Первый черный чай от Tea Scotland

Тут, на самом деле, есть вот какой важный чайный нюанс. Если мы рассматриваем чайное фермерство не как развлечение в стиле «смотрите, какие красивые кустики, сейчас мы соберем с них листья, навертим из них чай и сделаем вид, что он нам жутко нравится», а как сколько-либо рациональную разновидность сельского хозяйства, то нам придется вспомнить, что чай как продукт, не растет на чайных кустах в готовом виде. Листья, с этих самых чайных кустов собранные, нужно перерабатывать. И эта переработка — штука достаточно сложная, требующая и весьма дорогого оборудования, и подготовленного персонала.

Фермеру, выращивающему чайные кусты, это оборудование далеко не всегда по карману. Причем не только шотландскому фермеру — точно также дело обстоит и в тех странах, где выращивание чая традиционно является коммерческим. Например, в Турции, Кении или на Тайване. Поэтому фермеры достаточно часто сдают собранный лист на переработку на чайные фабрики. Иногда даже отвязанные от чайных плантаций. Ну вот просто стоит себе фабрика в удобном для всех месте и перерабатывает себе чайный лист. Очень удобно.

Ну и в Шотландии все устроено аналогичным образом. Посредине страны стоит чайная фабрика, которая так и называется — The Scottish Tea Factory. И туда везут для переработки чайный лист со всей Шотландии. А иногда даже не везут, а почтой присылают. Ну а на фабрике из этого листа делают чай. Так что Шотландия теперь, фактически, является полноценной чаепроизводящей страной. Потому что там есть не только чайные фермы — таких феноменов уже по всей Европе полно — но и полноценная, хоть и совсем компактная чайная производственная инфраструктура.

Работа с чаем на The Scottish Tea Factory

Кстати, некоторые шотландские чайные фермы расположены в местах с названиями, знакомыми всем любителям скотча: на острове Арран, в Ланарке или Лисморе. Это прикольно. Сразу представляется традиционная такая суровая шотландская семья, которая поколениями гонит виски, в которой однажды рождается светлоликий очкастый мальчик с тонкими чертами лица, который однажды подходит к отцу, дергает его за юбку, поднимает на него невинные глаза и говорит «папа, а давай вместо ячменя посадим чайные кусты и начнем делать чай». И папа плачет под безнадежные звуки волынки.

Это, впрочем, шутка. Шотландцы активно пьют чай — и, возможно, именно развитый внутренний рынок является основной причиной бурного, относительно остальной Европы, развития шотландского чаеводства. 

Чайные книжки про Японию и субституцию

Что-то мы давно не делали никаких книжных анонсов. Исправляемся. Оскар Брекелль (Oscar Brekell), швед из Японии, активно и разнообразно работающий с японским чаем и написавший уже несколько книжек о нем, опубликовал недавно книгу с мощным названием A Beginner’s Guide to Japanese Tea. 96 страниц с картинками, 15 долларов на Амазоне и, среди прочего, информация о разных сортах японских чайных кустов. 

Обложка и пара страниц A Beginner’s Guide to Japanese Tea. www.amazon.com

А Мариелла Эркенс (Mariëlla Erkens), чайный сомелье из Нидерландов, тоже недавно и тоже опубликовала книжку Tea, Wine’s Sober Sibling. «Чай, трезвый родственник вина», если можно так выразиться. На нидерландском эта книжка вышла еще в 2019 году, а теперь вот есть и английская версия. Книга, а общем и целом, посвящена актуальным вопросам субституции вина чаем. Помимо колес, таблиц и прочей убедительной инфографики, в ней приведены таблицы разного чайного пэйринга и разные рецепты с картинками. Выглядит все это очень интересно. Книга доступна только в электронном виде и стоит на Амазоне 22 доллара.

Tea, Wine’s Sober Sibling. Оглавление и таблица чайного пэйринга.

Сингапурская чайная рыбалка

В любой локальной гастрономической культуре присутствуют отдельные слова и целые коммуникационные схемы, связанные с определенными продуктами питания или пищевыми традициями. Простейший пример таких специальных «едовых» слов — это наши уменьшительно-ласкательные «селедочки» с «огурчиками». Которые, с одной стороны, могут быть невероятно отвратительны. Но иногда бывают удивительно уместны.

А вот в сингапурской едовой культуре при заказе чая в ресторане китайского чая принято говорить Diàoyú (钓鱼). Эти слова переводятся как «рыбная ловля» и являются обозначением намерения выпить чаю. Некоторые сингапурские рестораны эту игру слов красиво обыгрывают, усаживая на край чашки фигурку рыбака, к удочке которого цепляется чайный пакетик. Получается очень симпатично.

Сингапурская чайная рыбалка. Larry Foo

Если, кстати, кто-либо знает о том, как в Сингапуре и на китайском связаны чай и рыбалка, дайте нам знать, пожалуйста. Найденное нами лобовая версия объясняет все тем, что макание пакетика в чай похоже на действие рыбака — но как-то это очень банально, вдруг есть версия поинтереснее.

Долина Кангра и побеги ежевики

А одном из недавних «Чайных кругозоров» мы рассказывали об индийском чае из долины Кангра. Который очень похож на Дарджилинг, но из-за длительного упадка чайной индустрии в упомянутой долине редко бывает интересным. Основной проблемой многих чаев из Кангры является характерная металлическая нота и огорчительно пустой и плоский вкус. Которому деликатно хочется добавить фактуры и объема.

Мощные добавки типа мяты с этой задачей не справятся, они угробят Кангру на корню — поэтому мы стали искать не перебивающую или компенсирующую добавку, а добавку дополняющую. Такую, которая работала бы в одной теме с чаем, но при этом усиливала бы в нем цветочные и свежие фруктовые ноты.

Чай из долины Кангра и сушеные побеги ежевики. Заваривать вместе. © Ольга Никандрова

Нашли мы такую добавку, что удивительно, достаточно быстро. Опыт, что уж тут. Сушеные верхушки побегов ежевики выравнивают и гармонизируют простенькую Кангру и выводят ее на уровень вполне себе интересного напитка — мягкого, душистого и вкусного. Если чая из долины Кангра у вас под рукой нет, его можно заменить Дарджилингом. А вот заменить побеги ежевики очевидными побегами малины не получится — несмотря на похожесть, аромат у двух этих компонентов очень разный. Не провороньте ежевику в будущем году, верхушки ее побегов — шикарный материал.

Новая статья, поддержка рублем и обратная связь

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… И да, мы, кстати, опубликовали новую статью на нашем блоге. Она называется «Стилизованное восточно-фризское чаепитие» и посвящена, ясное дело, тому, как из подручных материалов соорудить чаепитие в фризском стиле. То самое, в котором сахар щелкает, а сливки — клубятся. Наш новый «Чайный кругозор» рассказывает о турецком зеленом чае, а в рубрике «Чай +» мы вспоминаем о том, как хорош был летом шу-пуэр со свежей вишней. Спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!