Универсальной закуской, одинаково успешно работающей и с чаем, и со сладким хересом, являются разнообразные шоколадные торты и пирожные. Пробуем!

Берем кусок сочного шоколадного торта с непременными вкраплениями кусочков горького шоколада, подаем к нему бокал Москателя и завариваем черный цейлонский чай, добавив прямо в чайник несколько сушеных корок спелого бергамота (никакого Эрл Грея и прочего бергамотового масла — только корки, только натурпродукт). Разливаем чай по чашкам, даем ему немного остыть, делаем небольшой глоток, потом кусочек торта, потом Москатель… Небольшая пауза — и повторяем! Вкусно становится сразу, а вот понятно — только на четвертом круге.

Эта композиция раскрывает разные грани горечи. Терпкая горечь цейлонского чая, цитрусовая горечь бергамота, строгая горечь шоколада и алкогольная горечь хереса компенсируют друг друга — и фокус восприятия смещается с самой горечи на ее оттенки. Но компенсация горечи — не единственная в этой композиции. В Москателе и шоколадном торте по тому же принципу смягчается сладость — и в вине в полной мере срабатывают цитрусовые тона, поддержанные бергамотом. В этой композиции Москатель выступает как освежающий напиток — и это замечательно, потому что свежие ноты в нем присутствуют часто, а вот раскрыться им позволяют редко.

Все наши чайно-хересные сочетания можно найти на www.aboutsherry.info.