Сайт World Tea News опубликовал результаты опроса представителей чайной индустрии, который некоторое время назад на этом же сайте и проводился. Опрос был общедоступным — но, по очевидным причинам, среди читателей сайта преобладают американцы, так что опубликованные результаты можно считать примерным портретом американского чайного бизнеса.

Для неамериканских рынков вся эта информация интерес представляет совершенно абстрактный — но все равно любопытна. Вот, например, оказалось, что годовой объем инвестиций в товары и сервисы у половины принявших участие в опросе американских чайных бизнесов не превышает 10000 долларов, а у четверти — и вовсе меньше 5000 долларов. Ну то есть речь идет, по сути, о бизнесах совсем небольших, на уровне чайных, матча-баров и маленьких чайных магазинчиков.

Самым популярным маркетинговым каналом американские чайные бизнесы полагают инстаграм — его указали в качестве основного механизма продвижения 30% участников опроса. На втором месте — с 20% — реклама по электронной почте.

Основным трендом американского чайного рынка участники опроса назвали функциональные и оздоровительные чаи. Положительное влияние чая на здоровье также остается основным аргументом, влияющим на принятие решений людей о покупке чая. На втором и третьем местах по трендовости — спешиалти чаи и ароматика. Ну то есть чаи, про которые можно много чего рассказать и чаи, которые ярко пахнут. С учетом того, что отвечали на вопросы не покупатели, а продавцы, все эти варианты — лапша на уши про здоровье и уникальность плюс яркий аромат — складываются в наиболее эффективную для США схему продаж чая. И не только для США, конечно.

Любопытно также, что основным источником чая для американских чайных бизнесов оказались американские же оптовики. Это удобно, не поспоришь — и еще раз дает понять, что респондентной базой опроса являются чайные микробизнесы… Там, под ссылкой, есть еще немного данных — если кому интересно, милости прошу.

Я же хочу вернуться к тому факту, что американские продавцы чая больше всего внимания уделяют функциональности чая. И продают чай, большей частью через его полезность для здоровья. Эти данные интересно сопоставить с опубликованными недавно сайтом ТЧК данными о потребительских предпочтениях российских покупателей чая. Там, среди причин покупки чая, наверняка его полезность для здоровья тоже присутствовала. Но она по результатам опроса оказалась настолько не главной, что ее даже в отчет не включили.

Российская и американская потребительские чайные культуры и чайные рынки, конечно, очень сильно отличаются друг от друга. Но в данном случае ситуацию, при которой продавцы чая напирают на его полезность, а покупатели эту полезность игнорируют, я бы объяснил не только разницей между отношением к чаю в России в США. Но спецификой поведения продавцов и потребителей чая.

Я вполне допускаю, что российские потребители считают полезность чая для здоровья или хотя бы его относительную безвредность важной потребительской характеристикой. И используют информацию о полезности или хотя бы безвредности чая для рационализации покупки. Но не признаются в этом ни себе, ни людям. Стесняются, может.

И точно также я вполне допускаю, что американские продавцы чая не умеют продавать чай никак, кроме как через его функциональность или маркерные характеристики типа информации о происхождении или яркого аромата. Не умеют, и все — потому что если чай не в культуре, говорить о его вкусе или уютности совершенно бесполезно.

Банальное «на рынке два дурака — один продает, другой покупает» к этой ситуации подходит, как мне кажется, идеально.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».