В научных новостях наткнулся на анонс статьи, исследующий миф о добавлении бромида калия (которой на бытовом уровне обычно называют просто бромом) в чай, входящий в рацион британских военнослужащих. Для снижения либидо этих самых военнослужащих, понятное дело.

Полного текста статьи в бесплатном доступе, увы, нет — поэтому чем там все закончилось, я не знаю. Но подозреваю, что ничего особенно нового к теме, которая прекрасно раскрыта в анекдоте «Помнишь, нам пятьдесят лет назад в армии бром в чай добавляли, чтобы на девушек не тянуло? Так вот, он начал действовать» британское исследование не добавит. И истоки этого мифа, и его общая несостоятельность, и возможность отдельных частных экспериментов давно изучены и неоднократно описаны.

При этом в британском бромидном анонсе была одна зацепка, которая мне показалась интересной уже с точки зрения нюансов британской чайной культуры в целом. Дело в том, что интерес к бромидам в армейском чае, с которыми, повторюсь, вроде как все и давно понятно, возник не просто так, а в связи с тем, что NAAFI начал этим самым армейским чаем торговать. Чем и спровоцировал волну интереса к старой байке про бром. Что, в свою очередь, потребовало актуализации разоблачений старого мифа… NAAFI — это новое для меня слово, так что я забыл про бром и полез разбираться. 

В общем, там оказалось все предельно просто. NAAFI — Navy, Army and Air Force Institutes — это компания, созданная в 1920 году для управления армейскими увеселительными заведениями и для продажи разных товаров военнослужащим и членам их семей. NAAFI управляет клубами, барами, магазинами, прачечными, ресторанами, кафе и другими объектами на большинстве британских военных баз, а также столовыми на борту кораблей Королевского флота. Ну то есть если служилый человек захочет печеньку или рому, то ему — в NAAFI.

С чаем в NAAFI тоже все хорошо. Для армейского магазина, конечно. Там есть, например, несколько позиций листового чая от Tea from the Manor — это такой совсем небольшой британский проект, работающий с 2011 года и созданный бывшим военным. Поэтому, наверное, их чай и пробрался в NAAFI. 

Главной же чайной фишкой британского армейского магазина является пакетированный чай Great British Brew. Это купаж индийского и африканского (ну то есть, почти наверняка, ассамского и кенийского) сырья, который продается как уникальный чай с ярким, свежим и солодовым вкусом, с настоящим армейским характером, разработанный в 1920-е годы и воссозданный вот совсем недавно и специально для вас. С 2023 года этот чай можно приобрести в сувенирной жестянке — и для этого совсем необязательно пробираться на военную базу, он есть в интернет-магазине NAAFI.

Это действительно неплохой британский чайный сувенир, независимо от его реального качества. В следующий раз, когда буду мониторить британский масс-маркет, обязательно добуду и такую жестянку. И устрою батл между чаем йоркширским, который сейчас из недорогого британского чая полагаю лучшим, и чаем армейским.

Ну и надо понимать, конечно, что для того, чтобы получить настоящий британский армейский чай, нужно не только использовать чайные пакетики от NAAFI. Но и воду кипятить в британском бронетанковом кипятильнике и не выходя из танка. А то вдруг Виттманн на своем «Тигре» где-то поблизости…


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».