Чайный гриб в дубовых бочках

Наткнулся в этих наших интернетах на тайваньский проект Min Min Kombucha, который, для меня лично стал примером нового уровня премиумизации комбучи. Настаивать на этом не буду, потому что в последнее время комбуча мне не особенно интересна — к чаю она имеет крайне опосредованное отношение и в гораздо большей степени относится к прохладительным напиткам, даже больше чем RTD-чай. И я за комбучей не особо слежу — так что, возможно, то, что удивляет меня, для осведомленных комбучистов давно уже не новость. Но тем не менее.

Коллеги из Min Min Kombucha разливают свой напиток по красивым стеклянным бутылкам, в линейке проекта представлены напитки, приготовленные на основе разных чаев и много напитков с фруктовой базой. А еще у них там есть напитки, обвешанные всякими этическими шильдиками. Ну типа Carbon Free Tea и все такое прочее. Во все этом нет ничего нового, кроме, пожалуй, места исполнения комбучи и связанной с этим спецификой. Понтовые комбучевые проекты, как правило, реализуются в тех странах, где чай если и производится, то в крайне несерьезных количествах. И такого фруктового разнообразия, как на Тайване, там тоже нет. Так что в данном случае тайваньские происхождение Min Min Kombucha идет проекту сильно в плюс. Потому что чайный гриб у них растет на разном тайваньском чае и разнообразных тайваньских фруктах. Очень крутых, я ел. И пил.

www.wowlavie.com

Причем, что любопытно, у них там есть просто комбуча на улуне или там ройбосе. А есть Цинь-Синь-улун-комбуча. Ну то есть привязанная, прямо или опосредованно, тут я точно сказать не могу, к конкретному чайному культивару. Это красиво — хотя, особенно в случае с опосредованной привязкой, тоже новинкой не является. Я, кажется, встречал уже комбучу на Рубиновом чае и точно встречал комбучи на Тегуаньини и Дахунпао, которые, фактически, тоже были привязаны к конкретному культивару.

А еще у них есть комбуча, выдержанная в новых французских дубовых бочках. И вот это уже новое для меня комбучевое решение. Если немного подумать, то новая дубовая бочка — отличная емкость для чайного гриба. Дуб, напомню, дерево довольно сладкое. А после обжига, который является стандартной технологической процедурой при изготовлении стандартных же дубовых бочек, сахара, содержащиеся в древесине дуба, еще и немного карамелизируются. Сахара необходимы для нормального развития чайного гриба — и в случае с дубовой бочкой плавающий в ней склизкий консорциум микроорганизмов часть этих сахаров может получать прямо из досок. Это стильно, натурально и благородно. И, честно говоря, было бы очевидно для комбучи, если бы не ценовая ниша напитка. Среднестатистическая комбуча продаётся существенно дешевле среднестатистического вина, так что использование дубовых бочек, тем более — новых дубовых бочек, для такой среднестатистической комбучи нерационально.

www.wowlavie.com

Но коллеги из Min Min Kombucha продают свой напиток по 320 тайваньских долларов за бутылочку в 330 миллилитров. Ну то есть ломят примерно по 850 рублей за банку. И работают, фактически, в винной ценовой нише — что делает использование дубовых бочек более или менее целесообразным.

Есть там, правда, один нюансик. Новая дубовая бочка, как это ни странно, новой является один раз, при первом использовании. А потом она уже не очень новая — и, соответственно, теряет часть своих новобочковых свойств. Винные хозяйства, если все очень-очень сильно упрощать, решают эту проблему так. В новых бочках выдерживаются — причем, обычно, довольно долго — флагманские и самые дорогие вина хозяйства. А потом, когда эти вина разлиты по бутылкам, поюзанные бочки используются для выдержки вин попроще и подешевле. Все довольно разумно устроено — и важной частью этой разумности является длительный срок первого использования новой бочки. Три года, например.

Наши комбучевые тайваньские коллеги хвастаются, что их напитки выдерживаются в бочках 1000 часов. Ну то есть примерно 40 суток, а совсем не три года. И я сильно сомневаюсь, что после этого они меняют бочки на новые — уж очень это расточительно. Короче говоря, в постоянно новых бочках я сомневаюсь — но во всем остальном проект очень интересный. И уже всячески награжденный за свои необычные напитки… И да, выдержанную в бочках сорокадневную комбучу теперь, конечно, интересно попробовать.

Два года «Разнице во времени» 

Ровно два года назад, 1 июля 2022 года, вышел первый выпуск «Разницы во времени», коротких, но ежедневных чайных новостей. Раз в неделю все ежедневные новости соединяются в еженедельный выпуск «Чайных параферналий», а самые интересные я публикуе в блоге отдельными статьями. Так и живу. Следить за новостями удобнее всего, пожалуй, в телеграм-канале. Но можно и на сайте — тут кому как удобнее.

Я искренне благодарю вас, уважаемые чайные друзья и дорогие чайные коллеги, за внимание к моим материалам, добрые слова, критику, замечания и советы. Все это очень приятно и здорово помогает. Спасибо!

И отдельное большое спасибо за пожертвования, именуемые в простонародье донатами. Поддержать проект материально можно вот здесь — такая поддержка, как известно, и кошке приятна. Не говоря уже о путешествующем чайном клоуне.

P.S. И да, «Чай для чайников» не заморожен, там просто подоспели материалы, которые нужно готовить циклом, чем я и занимаюсь. Вернусь к публикациям осенью.

Тайваньский №26

Тайваньская Tea and Beverage Research Station анонсировала сорт чайного куста «Тайваньский №26» (臺茶26號), называя его при этом «Первым коммерческим чаем Тайваня». Это, конечно, немного странное утверждение, потому что все предыдущие выведенные на Станции культивары тоже создавались не как сферические кони в вакууме, а с расчетом на вполне себе коммерческое использование. Но в случае с «Тайваньским №26» специалисты Станции как бы намекают, что новый культивар оптимизирован по современным коммерческим критериям. По урожайности, универсальности, удобству механизированного сбора, заточенности под производство сырья для RTD-чая и содержанию разных привлекательных компонентов, информацию о которых можно будет легко превратить в маркетинговые сентенции.

Тайваньский №26, зеленый и черный чай из него и графическое пояснение того, почему он хорош для машинной сборки. Taiwan TBRS

Красивого названия у нового культивара пока нет. Но с 15 по 26 июля наши тайваньские коллеги буду собирать варианты таких названий. Куда прислать свой вариант, я пока не нашел — так что если кто вдруг хочет покрыть себя славой, то просто следите за анонсами Станции.

Чай и груши на Тайване

Ну и раз уж сегодня день тайваньских новостей. Практически одновременно мне на глаза попались две проходных, несвязанных между собой, но забавно пересекающихся тайваньских чайно-грушевых новости. И да, забавно пересекаются они именно чаем и грушами.

В Тайчжуне состоялся очередной конкурс Лишань улунов — улунов с Грушевой горы. Изготовленных, в основном, из листьев культивара Улун с зеленой сердцевиной, выращенных на высотах от 1800 до 2500 метров над уровнем моря и собранных весной. Ну то есть эталонных таких Лишань улунов. Хотя, судя по оговоркам, были на конкурсе и не такие канонические образцы — но деталей о них нет.

В конкурсе приняли участие 629 фермерских хозяйств. В ходе конкурса случайно выбранные чаи проверяются на происхождение, затем все чаи оцениваются сенсорно, после чего чаи-победители проверяются на пищевую безопасность и, если с ними все нормально, фасуются в стандартную конкурсную упаковку, снабженную разными элементами защиты, и отправляются в продажу.

Оценка чаев и десятка победителей. n.yam.com

Список победителей конкурса Улунов с Грушевой горы, имеет сложную структуру. Как это часто бывает. Самый крутой чай получил специальный приз. Второй чай получил первый приз первой степени, третий по крутости — первый приз второй степени, четвертый — первый приз третьей степени, пятый — первый приз четвертой степени. Чаи, занявшие по результатам сенсорных оценок места с шестого по десятое получили просто первый приз. Ну то есть по результатам конкурса мы имеем девять чаев, в ранге которых присутствуют слова «первый приз». Причем, естественно, просто «первый приз» звучит гораздо круче, чем «первый приз третьей степени» — хотя чай, получивший первый приз третьей степени круче, чем чай, получивший просто первый приз. Ну а самое коварное, что ни один из чаев, отмеченных словами «первый приз» не является формальным победителем. Потому что у формального победителя — специальный приз. В привычной нам призовой системе специальный приз, напомню, дают в качестве утешения.

Ну и кроме топовой десятки там есть еще три группы чаев, отмеченных пятью, четырьмя и тремя звездами соответственно. Чем больше звезд, тем чай круче — хоть тут все просто. Вот только пятизвездных чаев по результатам конкурса получилось 31 штука, четырехзвездных — 49, а трехзвездных — 210. Это если я со счета не сбился.

Такая структура победителей чайных конкурсов очень удобна в коммерческом смысле, потому что позволяют большому количеству чаев продаваться как получившим приятно звучащий приз на конкурсе без особого формального лукавства. Но, конечно, когда после первого столкновения с конкурсными чаями начинаешь в структуре чайных конкурсов разбираться, ощущение того, что тебя развели как лоха, возникает довольно быстро. К этому ощущению, впрочем, также быстро привыкаешь.

today.line.me

Ну а вторая чайно-грушевая тайваньская новость пришла из Илани. Это знаменитый грушевый регион Тайваня, причем в данном случае реально грушевый, в том смысле что там выращивают много груш. Но и чай в Илане тоже растет. Ну и вот в этом году на очередном празднике грушевого урожая груши с чаем решили объединить и продвигать вместе. Никаких особенных хитростей в этом объединении нет, чай и груши просто собирают на одной площадке — но запить пирог из местных груш местным же хорошим чаем там, наверняка, можно. И это красиво.

Чай после Янга

В 2021 году на экраны вышел фильм «После Янга» — ненапряжная фантастическая мелодрама о том, что робот — тоже человек. Один из героев этого фильма (в исполнении Колина Фаррелла) занимается чаем — так что чай в фильме присутствует. И один раз сильно присутствует. Там есть большой чайный эпизод, в котором герой Колина Фаррелла заваривает чай, пьет чай, угощает чаем андроида и беседует с андроидом о чае. На отметке 45:40.

Эпизод интереснейший, на самом деле.

Сразу бросается в глаза, что для эстетского заваривания выбрана чайная смесь с большим количеством какой-то растительной трухи. И это при том, что на чайном столе и в кадре присутствуют еще два чая, с чайной точки зрения гораздо лучше подходящих для эстетского заваривания. А еще участники чаепития сандалят чай из маленьких чашек залпом, так, как будто водку опрокидывают. Чай, конечно, всяким бывает — я тут сам намедни писал про большие глотки и маленькие глотки — но с общим стилем чаепития такое опрокидывание не очень сочетается. 

Обратить внимание на эти детали нужно конечно, совсем не для того, чтобы рассказывать всем о том, какие киношники безграмотные дураки. А для того, чтобы оценить, что «красиво» с точки зрения чайника (я сейчас о человеке, а не о заварнике или кипятильнике) и «красиво» с точки зрения невинного в чайном плане человека — это два разных «красиво». Объяснить опрокидывание чая залпом я, правда, не могу ни с одной из точек зрения. А вот выбор для акцентированного заваривания в прозрачной посуде смеси с растительной трухой могу попробовать. 

Есть такой распространенный киношный и фотографический визуальный шаблон — пылинки в лучах света. Это технически просто и всем нравится. Ну вот киношники и решили спроецировать этот шаблон на чай. Подошел бы для этого улун какой-либо с его лопухами? Скорее нет, чем да. Подошел бы зеленый или белый чай из почек и с ворсом, ворс вообще очень похож на пылинки — но такое решение было технически более сложным. Вот киношники и сыпанули в воду то, что было под рукой и помельче. Чаинки плавают, на свету играют — все, в голове у привыкшего к визуальным шаблонам человека зажигается лампочка «это красиво». Значит, киношники свою задачу решили.

Особенно с учетом того, что в случае с чаепитием это решение находится в рамках другого шаблона. Чаепитие в системе современных эстетических концепций является неотъемлемой частью азиатской эстетики. И если у художника стоит задача создать позитивный азиатский образ, то чай и чаепитие в этом образе будут использованы почти наверняка. И в фильме зрителю сначала показывают чаепитие с участием китайского андроида — и включают шаблон первого уровня, «чай — это азиатская эстетика». А для более придирчивых зрителей, готовых задать неприличный вопрос «а чего же в ней такого эстетичного, в этой чайной эстетике», готов второй шаблон: «смотрите, как медленно, печально и со смыслом плавают чаинки в горячей воде — прямо как люди в стакане жизни». И все, эстетические задачи решены — критики будут радостно писать о том, что в фильме все эстетично-эстетично. Они, собственно, и пишут.

Все это вместе — очень неплохой пример толковой работы с визуальными образами, его можно брать на вооружение при проведении дегустаций.

Ну и совершенно шикарно выстроена коммуникация героев в описываемой чайной сцене. Там, значится, робот спрашивает Колина Фаррелла, за что тот любит чай — и тот начинает ему рассказывать о всяком. Причем делает это в намного надтресуной манере, типа исповедуется. Такой стиль изложения очень хорошо действует на деликатную публику — а робот там отыгрывает именно такую деликатную роль и этим практически идентичен посетителям среднестатистической чайной церемонии. Ответом на эмоциональный, на грани истерики, рассказ почти всегда является сопереживание рассказчику, происходит эмоциональное присоединение — а оно даже мощнее культурного и круче, чем «мы с тобой одной крови».

Ну и после этого рассказчик грустно признается в своей неудаче — вот, типа, ищу в чае запах леса после дождя, а найти не могу. Этих ходом рассказчик уступает гостю эмоциональную и ассоциативную инициативу и защищает себя от неудачи, если гость тоже не нашел запаха леса. А если гость запах леса нашел, что у него возникает сочувствие к рассказчику, густо замешанное на легком самолюбовании («я-то ощутил!») Все, после этого гость оказывается на эмоциональном крючке, ему можно начинать что-либо продавать.

Это, конечно, не гарантированный рецепт грамотной работы с гостями — нормальный чайный клоун должен быть гибким и разнообразным. Но манипуляция «Надрыв — вовлечение — признание в неудаче и передача инициативы гостю» вполне рабочая. И, кстати, часто используется разными ведущими чайных действ, но в модифицированном варианте, без признания в неудаче, а, наоборот, с уходом в сенсорное и эмоциональное доминирование.

Это тоже вариант, конечно — но он годится для того, чтобы создавать чайную секту. А после нормального чайного развлечение гостей нужно отпускать с легким чувством сочувствия к чайному мастеру…

Не могу оценить кино в целом, не компетентен. Но чайный эпизод — хороший. Наталья, спасибо за наводку.

Государственная Дума и пакетики-пирамидки

По российским новостям прокатилась волна публикаций о том, что Госдума намерена запретить чайные пакетики. Оставлю энергичные заголовки на совести их исполнителей и сразу перейду к сути. Вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации обратился в Минздрав с просьбой изучить влияние на здоровье чая, который продается в пакетиках-пирамидках. И, если окажется, что это влияние неправильное, то запретить такой чай.

Photo by Gareth Hubbard on Unsplash

Эта инициатива, безусловно, является реакцией на многочисленные публикации, связанные с обнаружением в жидкостях, контактирующих с современными пищевыми пластиками, микроскопических частиц этих самых пластиков. Больше всего шума наделали, понятное дело, ПЭТ-бутылки для питьевой воды. Но и чайным пакетикам-пирамидкам досталось.

Любопытно также, что весь этот шум связан не столько с выявлением новых фактов, доказывающих вред микропластика для здоровья, сколько с новыми и более чувствительными методами исследований. Поэтому значительная часть микропластиковых публикаций была построены по простейшей драматургической схеме «мы-то думали что его там мало, но когда присмотрелись, оказалось что его там много».

Я не могу сказать, чем закончится заботливая оздоровительная инициатива вице-спикера нижней палаты нашего парламента. Но совершенно точно могу сказать, что ответ на его запрос можно сделать абсолютно любым. И чайные пакетики-пирамидки бывают разными, и методы исследований бывают разными, и влияние микропластика на здоровье еще только исследуется. При таких раскладах проще сначала написать вывод, а потом уже обосновать его.

Чай с вешенками

Обожаю научные новости про интеркропинг. Ну то есть про совместное выращивание чайных кустов с какими-либо другими растениями. Их очень просто пересказывать. Основной мем там всегда одинаковый и укладывается в схему «Оказалось, что чай под кокосовыми пальмами растет лучше и/или получается вкуснее». Только растения меняются и предлог. Потому что иногда чай растет под, иногда над, а иногда — рядом.

Причем для чайного интеркропинга годятся не только растения, но и грибы. Вот не так давно, например, китайские ученые изучили влияние вешенок, выращиваемых под чайными кустами, на состояние этих самых кустов. Вернее даже не так. То, что совместное выращивание чая и вешенок идет на пользу чаю, было замечено уже дано — не ясны были механизмы этого положительного влияния. Вот их и изучали.

www.nature.com

Если не использовать специальные термины, названия микроорганизмов и объяснять все на пальцах, то механизмы эти оказались достаточно простыми. Выращивание вешенок под чайными кустами увеличивает микробиологическое разнообразие почвы и немного регулирует ее кислотность. Кислотность почвы является для чая одним из критических параметров — чайный куст любит почвы слабокислые. Так что возможность корректировать кислотность — это хорошо. Ну а повышенное микробиологическое разнообразие почвы приводит к тому, что около корней чайного куста повышается содержание соединений азота и фосфора. А соединения азота, например, чайным кустом превращаются в необходимые растению и так ценимые всеми нами аминокислоты. Которые вкусненькие и, говорят, невероятно полезненькие.

Интересно, кстати, если чайные кусты посадить под кокосовые пальмы (это тоже благоприятный и изученный интеркропинг), а под этими чайными кустами развести вешенки, станет ли такой тройной интеркропинг причиной появления невероятно вкусного и полезного чая?

Краснодарские чайные

Вчера, когда разбирал новость о туапсинском чае, наткнулся на обзор краснодарских чайных. Обзор прошлогодний, но, судя по сайтам и социальным сетям вошедших в него проектов, актуальности он, большей частью не утратил. Милости прошу под ссылку, если интересно.

www.yuga.ru

Занятно что большая часть краснодарских чайных расположена более или менее вдоль улицы Красной. Я ни разу в Краснодаре не был, не знаю, что это за улица и вообще не представляю себе торговой топографии города, возможно, что такая локализация чайных является вынужденной. Но получилось хорошо. Краснодарские чайные как бы намекают, что почти все из них можно посетить в рамках одного не очень долгого — на пять-шесть километров — тематического забега.

«Маленькая банка чая» как маркетинговый кейс 

25 июня китайская компания «Сяо Гуань Ча» (小罐茶, «Маленькая банка чая») объявила о том, что открывает 135 своих патентов, связанных с изготовлением чая. Этот щедрый жест был сделан во время празднования двенадцатилетия компании, причем сделан не просто так, а в сочетании с отказом от прошлой маркетинговой концепции проекта и извинениями перед потребителями.

«Сяо Гуань Ча» — это сейчас одна из самых медийных китайских чайных компаний. Они, как не сложно подсчитать, начали работать в 2012 году, причем начали с того, что разработали дизайн небольших алюминиевых цилиндрических чайных баночек с крышками из фольги. Чаю в такую баночку помещается немного, до сорока грамм, в зависимости от чая. Но сама баночка выглядит очень стильно, ее крышку из фольги можно раскрасить разными способами и разными же способами разрисовать и, самое главное, баночки эти получились удивительно композиционными. Ну то есть их можно собирать в визуально привлекательные наборы.

Удачный дизайн упаковки был постепенно усугублен толковым ассортиментом, роботизированным заводом по производству чая, заверениями в том, что в красивые банки фасуется только лучший чай и маркетинговым концептом, который можно коротко назвать «Работа мастера». Компания «Сяо Гуань Ча» уверяла своих потребителей в том, что каждый их чай является результатом работы знаменитого чайного мастера. И, естественно, всех мастеров поименно упоминала. На момент написания новости на сайте компании сообщалась о десяти национальных чайных мастерах, которые приложили руку к созданию различных чаев в маленьких банках.

Если смотреть на проект только снаружи, не считая вложения в него (информации о них у меня все равно нет), то он выглядит очень успешным. Продажи чая в маленьких баночках оцениваются в два миллиарда юаней, по всему Китаю работают сотни специализированных магазинов «Сяо Гуань Ча», компания получила множество наград и попала в самые разные рейтинги. Так, например, их чай вошел в десятку лучших новогодних чайных подарков 2023 года — это забавно звучит, конечно, но это очень круто. «Сяо Гуань Ча» значительно расширила свой ассортимент, добавив к базовым баночкам посуду и несколько коллекций чая в другой упаковке. Ну и пресса о них, повторюсь, писала и пишет много и с удовольствием — проект реально красивый.

Короче говоря, все было хорошо — пока проект не перерос базовый маркетинговый концепт. Который, напомню, сообщал о том, что каждый чай в маленькой банке является результатом работы знаменитого чайного мастера. После того, как продажи чая в маленьких баночках стали массовыми для своего сегмента, ехидные китайские покупатели чая стали интересоваться самочувствием чайных мастеров. Ну типа не перегреваются ли они там, изготавливая чай в таких количествах.

Менеджмент «Сяо Гуань Ча» некоторое время пытался натягивать сову на глобус и придумывал всякие отговорки — но потом здраво рассудил, что маркетинговые штанишки тоже могут стать короткими. И сделал все то, с чего начиналась новость. Ну то есть извинился и передал свои патенты в общественное пользование.

Это очень толковый ход, конечно. В нем есть и извинения, которые ценятся в китайской культуре, и профессиональная щедрость, и эффектная смена фокуса маркетингового внимания. Ведь значительная часть из открытых 135 патентов касается способов работы с чаем, связанных с его отбором, контролем его качества, информационной прозрачностью и прочими штуками, глядя на которые потребитель явно проникнется серьезным подходом «Сяо Гуань Ча» к производству чая. А конкуренты значительной частью этих патентов воспользоваться все равно не смогут, потому что они являются частью системы, во многом специфичной для конкретного проекта.

Молодцы они там, короче, в «Маленьких банках чая». Надеюсь, у них и чай приличный.

Регистрация на чайные чемпионаты

Я уже рассказывал недавно о том, что в 13-14 июля в Санкт-Петербурге, в рамках фестиваля «Флоу Фест 2024» пройдут два чемпионата, интересных с чайной точки зрения. Tea Skills и Ароматика. На оба турнира уже открыта регистрация, если хотите попробовать себя в нелегком деле определения чаев и ароматов, милости прошу под ссылки.

Чайные плантации в Туапсе

Из Туапсе пришла новость о том, что там разрабатывается соглашения о сотрудничестве между муниципалитетом и сочинским Субтропическим научным центром РАН. В тексте новости сообщается о том, что сотрудники туапсинского подразделения займутся возрождением чаеводства в регионе. 

Фотографии из телеграм-канала Сергея Бойко

Деталей о туапсинском чае у меня немного. В первом приближении там все, как обычно. Раньше чай выращивался и изучался более или менее активно, около Туапсе было примерно 30 гектаров чайных плантаций. И работал опорный пункт упомянутого научного центра. Потом плантации пришли в упадок, но частично сохранились и эксплуатируются. И научный пункт тоже, похоже, сохранился.

Ну и теперь вот все это планируют развивать. И тоже стандартным путем, на стыке выращивания и производства чая и агротуризма. Надеюсь, у коллег из Туапсе все получится.

Чайные газированные энергетики в «Старбаксе»

Starbucks объявил о появлении в ассортименте сети кофеен двух газированных энергетических напитков на основе чая — желтенького и красненького. Я сейчас о цвете напитков, а не о видах чая. Порция одного напитка будет содержать 180 миллиграммов кофеина, порция другого — 205 миллиграммов. Это примерно столько же кофеина, сколько в 100 миллилитрах эспрессо. В меню Starbucks скоро появится и боба-чай — все это, по словам представителей сети, делается для того, чтобы удовлетворить актуальный запрос на здоровое питание. Звучит смешно, конечно — но надо же было им что-то убедительное сказать.

Вообще надо отметить, что рынок холодных чайных напитков имеет сейчас богатую и весьма заковыристую структуру. Там, на этом рынке, есть традиционный или даже, не побоюсь этого слова, классический холодный чай. Есть газированный чай. Есть слабоалкогольные чайные коктейли. Если разные молочные чайные напитки. Есть чайные энергетики и прочие функциональные напитки. Есть вода, ароматизированная чаем. Чайное пиво. Чайные напитки без сахара, стремящиеся к максимальной близости к чистому чаю. Специфические чайные алкогольные напитки. Комбуча, понятное дело. Разные травяные чаи. Бабл-ти… И все это еще комбинируется между собой разными причудливыми способами.

Очень интересный сегмент, на самом деле. Жаль только, что не очень вкусный большей частью.

ГОСТ на иван-чай

Оказывается, в России, Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии и Узбекистане с 1 января 2024 года действует ГОСТ 34964—2023 с мощным названием «Напиток чайный из кипрея узколистного. Технические условия». Текст ГОСТа совершенно бессодержательный с точки зрения нормального любознательного человека, но при этом он является отличным подспорьем для производителей и продавцов иван-чая. Ну в том смысле, что теперь маркетинговому отделу и юристам какого-либо иван-чайного бизнеса не нужно сидеть и придумывать, что им написать на этикетке. Теперь у них ГОСТ есть. Они могут смело написать на пачке что-то типа «Кипрей листовой, крупный, черный (ферментированный)» — и никто не придерется, потому что каждый из этих терминов в ГОСТе прописан и пояснен.

Стандарты, на самом деле, так и работают. Информационная ценность ничтожна, а ценность для работы — очень большая.

Естественная ниша чайных пакетиков

Вчера я довольно много рассказывал о чайных пакетиках и сегодня хочу сделать еще одну пакетиковую ремарку. Просто в тему.

Чайные пакетики практически по умолчанию считаются решением, которое оптимизировано не по качеству приготовления чая, а по каким-либо другим критериям. Обычно по удобству работы и/или учета. Чайные пакетики гораздо удобнее утилизировать, чем листовой чай — это бывает важно, например, в офисе. Или в поезде. Чайные пакетики гораздо удобнее учитывать и контролировать, чем листовой чай — это бывает важно, например, в ресторане. Или в кафе.

Но есть одна ситуация, когда чайные пакетики лучше рассыпного чая именно с точки зрения качества напитка. Вернее даже с точки зрения стабильности этого качества. Речь идет о многокомпонентных чайных смесях, собранных из неравномерных ингредиентов. Вот решили вы, например, добавить в Ассам свежий апельсин и цветки лаванды. Заварили эту смесь в чайнике или сифонизировали — и она настолько вам понравилась, что вы решили сделать из спонтанного живого чайного коктейля коммерческий купаж. Поэкспериментировали немного, заменили свежий апельсин корочками, подобрали пропорции, все вам понравилось, заваривается вкусно — можно отправлять в продакш.

Если речь идет о паре килограммов такой смеси, которые вы расфасуете по милым полотняным мешочкам и будете продавать исключительно в сувенирных целях в гостиницах или на ярмарках — то все в порядке. А вот если вам нужны коммерческие объемы, то после изготовления смеси (давайте считать, что вы смогли все нормально смешать, хотя в реальности это отдельная задача — просто сейчас не о ней) вам понадобится стабилити, так сказать, тест. Ну то есть готовый купаж надо будет запаковать в реальную упаковку и поставить на полочку на несколько месяцев. Чтобы сыимитировать допродажное хранение.

Черный чай с лавандой, апельсиновыми корками и лапчаткой
Черный чай с лавандой, апельсиновыми корками и лапчаткой. © Денис Шумаков

И смесь из Ассама, корочек апельсина и лавандовых цветков, расфасованная в банальные стограммовые пакеты, например, этот стабилити тест провалит. Потому что расслоится — компоненты разного веса и объема распределятся по пачке неравномерно и напрочь угробят задумку купажиста.

Более или менее технологично решить проблему стабильности сложной многокомпонентной чайной смеси можно двумя способами. Первый способ — гомогенизация. То есть превращение неравномерной смеси в равномерную. Путем банального перемалывания в порошок, как правило. Этот способ активно используют наши турецкие чайные братья, оперирующие в своей повседневной напитковой культуре большим количеством сложных смесей, составленных из очень разных растительных компонентов. И они как раз эти смеси смалывают в порошок. И потом используют как для приготовления самостоятельных напитков, так и в качестве присадки к обычному черному чаю. Погуглите по Turkish Sultan Tea — там будет много разного порошкового.

Второй способ — мелкая фасовка сразу после смешивания купажа. В идеале — порционная, так, чтобы использовать при заваривании сразу все содержимое упаковки. Самым очевидным вариантом порционной упаковки являются чайные пакетики — те самые, при виде которых обычно принято морщить носик. 

В случае со сложными и неравномерными смесями морщить носик не стоит. Для какой-либо чайно-травяной или чисто травяной смеси чайные пакетики — это не зашквар, а маркер высокого профессионализма.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».