Сегодня в «Чайных параферналиях»: чайные географические индикаторы Фуцзяни; органические качели на Шри-Ланке; Lipton купили для перепродажи; изменение химического состава черного чая при хранении; не антиоксиданты, а прооксиданты; шу-пуэр, бадьян и бархатцы. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас рублем можно вот здесь.
Чайные географические индикаторы Фуцзяни
В паре предыдущих выпусков «Чайных параферналий» мы рассказывали о китайских чаях, наименование которых защищено по происхождению и которые производятся в провинции Шаньдун. Не самой чайной китайской провинции — но тем интереснее было рассказывать о шаньдунских чаях.
Однако всем известные и совсем чайные китайские провинции тоже могут быть чрезвычайно интересными с точки зрения тех чаев, которые в этих провинциях, а также на национальном и, иногда, международном уровнях защищаются по наименованию.
Возьмем, например, Фуцзянь. По состоянию на 2020 год в этой провинции было зарегистрировано 14 чаев с защищенными по происхождению наименованиям. Четыре чая, фактически, тянут на себе и всю чайную индустрию провинции, и ее чайный имидж. Это уишаньские утесные улуны, Тегуаньинь из Анси, жасминовый чай из Фучжоу и Чжанпин Шуй Сянь. Про утесные улуны и ансишную Тегуаньинь все, по крайней мере, слышали. Жасминовый чай из Фучжоу наши ценители чая едва ли выделяют в череде других жасминовых чаев — хотя именно он, например, включен в список мирового сельскохозяйственного наследия. Тегуаньинь из Анси, кстати, только претендует на включение в этот список. Ну а легкий и скомпонованный в небольшие семиграммовые брикеты улун из Чжанпина в наших краях если и известен, то точно не сравнится по популярности с утесными улунами и тегуаньинью. Ну то есть можно сказать, что в России визитными карточками чайной Фуцзяни являются два чая, а в самом Китае — четыре.
Остальные десять фуцзяньских чаев известны значительно меньше четырех чаев-паровозов и производятся в существенно меньших количествах. Большей частью это локальные специалитеты, редко выходящие за пределы региона непосредственного производства и употребления. И при этом, конечно, очень интересные.
Вот, например, Юнфу Гаошань — улун полусферической скрутки, открытая реплика тайваньских алишаньских улунов. В 2004 году Ли Чжихун, переселенец с Тайваня на материк, разбил недалеко от города Юнфу чайную плантацию, расположением, высотой над уровнем моря и агроклиматическими условиями схожую с некоторыми тайваньскими Алишаньскими плантациями. Пригласил тайваньских специалистов и начал выращивать и производить чай по всем алишаньским правилам и в алишаньском стиле. И продвигать его как материковый Алишань, нисколько не переживая по поводу кажущейся вторичности продукта. В 2020 году объем производства Юнфу Гаошаня достиг 1600 тонн в год, за короткую пятнадцатилетнюю историю этот чай успел собрать целый пучок разных наград, а в 2020 году получил GI-статус.
Юнфу Гаошань, кстати, чуть ли не единственный чай в фуцзяньском GI-списке, не использующий в маркетинге привязку к древним временам. Фуцзянь — место с богатой чайной историей, и современным производителям чая крайне сложно удержаться от того, чтобы не объявить свой чай наследником тех чаев, которые подносились императорам и тех чаев, которые упоминаются в старинных текстах. Поэтому почти все исторические справки по фуцзяньским чаям построены по одной схеме: сначала небольшой рассказ о том, что чай в этом месте производился еще во времена династии Тан, а потом резкий монтажный перескок на современные награды.
Надо признать, что несмотря на явное маркетинговое лукавство и множество исторических допущений, особого отторжения такой подход не вызывает. Особенно в случае с еще одним GI-чаем из фуцзяньского списка — Бэйюань гунча. У него и современная чайная история достаточно долгая — в тех краях есть полуторавековые чайные кусты. А несовременная чайная история там вообще крутая — чай в тех местах начали выращивать и производить более тысячи лет назад, он неоднократно попадал в разные трактаты и хроники и действительно подносился императорскому двору. И именно с чаями, производимыми в тех местах, где сейчас производится Бэйюань гунча, часто связывают возникновение улунов.
Короче говоря, вот список всех GI-чаев из Фуцзяни с китайскими названиями и ссылками на Baidu. Вдруг пригодится.
漳平水仙茶 | Чжан Пин Шуй Сянь |
福州茉莉花茶 | Фучжоу Моли Хуа Ча |
大田高山茶 | Датянь Гаошань Ча |
北苑贡茶 | Бэйюань Гунча |
寿宁高山茶 | Шоунин Гаошань Ча |
七境茶 | Цицзин Ча |
平和白芽奇兰 | Пинхэ Бай Я Цилань |
永泰绿茶 | Юнтай Люйча |
孔坑茶 | Кункэн Ча |
龙岩斜背茶 | Лунъянь Себэй Ча |
安溪铁观音 | Анси Тегуаньинь |
武夷岩茶 | Уи Ян Ча |
邵武碎铜茶 | Шао У Суй Тун Ча |
永福高山茶 | Юнфу Гаошань Ча |
Органические качели на Шри-Ланке
В эти выходные на Шри-Ланке был отменен запрет на ввоз в страну сельскохозяйственных химикатов — удобрений, гербицидов и пестицидов — используемых при выращивании различных сельхозкультур. Чуть раньше был отменен запрет на импорт химикатов, применяемых на чайных плантациях. Таким образом, правительство Шри-Ланки завершило эксперимент по превращению острова в первую страну органического земледелия.
По чайной индустрии острова вся эта органическая затея ударила очень сильно. Например, отказ от борьбы с сорняками с помощью гербицидов потащил за собой целую цепочку проблем. Обработанные гербицидами сорняки погибали прямо на плантациях и выполняли функцию мульчи — защищали почву от эрозии, сохраняли в ней влагу и питательные вещества. Ручная прополка оказалась не просто дороже применения гербицидов, но и, если можно так выразиться, разрушительнее. При ручной прополке вместе с сорняками снимается плодородный слой почвы, а в самой почве сохраняются жизнеспособные семена сорных растений. Оставлять сорняки как есть тоже нельзя — помимо очевидных проблем они мешают сбору чая и привлекают на плантации не очень удобных животных, вплоть до опасных хищников.
Короче говоря, органические методы выращивания и производства чая, вполне приемлемые для небольших и дорогих проектов, оказались совершенно непригодными для крупной массовой индустрии.
Lipton купили для перепродажи
Не так давно разрешилась интрига с продажей концерном Unilever части своего чайного бизнеса, в том числе и связанного с брендом Lipton. Напомним, что пару лет назад начались разговоры о том, что Unilever хочет избавиться от чайных брендов на тех рынках, где продажи недорогого черного чая падают или растут недостаточно высокими темпами. Избавление от брендов, естественно, не подразумевало, что сотрудники Unilever оденутся в оранжевые комбинезоны, возьмут огнеметы и пойдут сжигать желтые пачки — речь, конечно, шла о продаже, причем о продаже довольно хитрой, при которой прибыльные рынки оставались бы за Unilever.
Для продажи неинтересных Unilever чайных брендов была создана компания Ekaterra, в которую все эти бренды были сведены. А потом эта новая компания была выставлена на аукцион, который выиграла инвестиционная компания CVC, готовая приобрести себе немножко «Липтона» за 4,5 миллиарда евро.
В пакете с Lipton CVC приобретает несколько чайных плантаций и несколько других чайных брендов, таких как PG Tips, Brooke Bond, Pukka, T2 и Tazo. CVC намерена актуализировать все эти активы, повысить их привлекательность (например, за счет декларативного улучшения условий труда на чайных плантациях) и перепродать. Так что если у вас есть небольшие сбережения, вы хотите реализовать себя на чайном рынке и до сих пор не покупали чайный бизнес только из этических соображений, следите за новостями.
Изменение химического состава черного чая при хранении
Китайские ученые изучили изменения, которые происходят с черным чаев в процессе его 19-месячного хранения. Почему в качестве срока хранения были выбраны именно 19 месяцев, понятно не очень, а вот общие предпосылки исследования понятны хорошо. Чая в мире производится немного больше, чем потребляется, а так как именно черный чай является самым производимым и самым потребляемым чаем, то обычно на складах и в магазинах зависает именно он. И всем — и производителям, и продавцам, и потребителям — интересно узнать, что же там такое с полежалым чаем происходит. Вдруг он становится ядовитым, радиоактивным и обретает хтонический сетевой разум.
Результаты исследования производят противоречивое впечатление. С одной стороны, химический состав черного чая в процессе хранения безусловно меняется. При хранении в черных чаях снижается содержание флаванолов, теафлавинов, большинства фенольных кислот, аминокислот, кверцетин-O-гликозидов и мирицетин-O-гликозидов и ряда других вещества. С другой стороны, в процессе хранения в чае увеличивается содержание флавон-C-гликозидов и кемпферол-O-гликозидов. А также образуются N-этил-2-пирролидинон-замещенные флаванолы и N-этил-2-пирролидинон-замещенные теафлавины.
Проще говоря, в процессе хранения в черном чае сокращается содержание одних потенциально полезных веществ с антиоксидантными свойствами и увеличивается содержание других потенциально полезных веществ с теми же самыми антиоксидантными свойствами. И это, безусловно, очень ценное знание.
Не антиоксиданты, а прооксиданты
Кстати, об антиоксидантах. Их наличие в чае является краеугольным камнем чайного маркетинга на здоровье. Антиоксиданты — это шикарная штука с точки зрения рекламы, потому что их действие незаметно на бытовом уровне. А это значит, что человека в полезности чая можно убеждать в отрыве от его собственного опыта, что очень удобно.
Обычно антиоксидантные свойства чая связывают с содержанием в нем катехинов или продуктов их окисления. И вот тут недавно обнаружился любопытный нюанс, уже неоднократно освещенной в русскоязычной и совсем непрофильной прессе.
Швейцарские ученые, всячески исследовав механизм влияния чайных катехинов на окислительный стресс на нематодах, пришли к выводу, что эти самые катехины не предотвращают окислительный стресс, а, напротив, провоцируют его. Ну только слабенький. А этот слабенький окислительный стресс, в свою очередь, провоцирует защитный антиоксидантный отклик организма.
Ну то есть, если швейцарские ученые нигде не ошиблись, чайные катехины являются не антиоксидантами, а прооксидантами. И работают примерно как вакцина, только не с иммунитетом, а с системой выработки особых ферментов, инактивирующих свободные радикалы.
Бегать и кричать что-то типа «на самом деле зеленый чай содержит не антиоксиданты, а прооксиданты», пожалуй, пока рановато — пусть ученые еще чего-либо исследуют. Но, надо признать, что у таких исследований очень высокий сторителлинговый потенциал — на основе такой информации очень просто и удобно изображать из себя специалиста, обладающего тайным знанием.
Шу-пуэр, бадьян и бархатцы
В прошлом году мы впервые много и последовательно экспериментировали с бархатцами, обнаружили, что они являются вкусной и красивой добавкой в чай, сделали несколько купажей на их основе для гостевого дома «У Покровки», написали специальную статью и на время успокоились.
Изначально мы купажировали бархатцы почти исключительно с черными чаями. Ну а в этом году, стало быть, решили расширить диапазон чаев, с бархатцами совмещаемых. Тем более, что наступил ноябрь — месяц, когда празднуется Дивали в Индии и День мертвых в Мексике. Несмотря на категорическую территориальность удаленность этих праздников друг от друга, цветочным символом каждого из них являются именно бархатцы.
Так что с бархатцами в ноябре можно работать не просто так, а, например, по индийским мотивам. Смотрите. Берем литровый чайник, шу-пуэр в том количестве, которое обычно берется на литровый чайник, добавляем туда одну звездочку бадьяна и два распотрошенных сушеных цветка бархатцев. В результате таких несложных манипуляций получается пуэр с немного усиленными пряностью и мягкостью. Которые еще и немного компенсируют друг друга. Ну то есть чай не просто становится ярче и мягче, он при этом еще и сохраняет свою гармоничность. Очень простой и очень приятный зимне-вечерний чай получается.
Новая статья, поддержка рублем и обратная связь
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… И да, мы, кстати, опубликовали новую статью на нашем блоге. Она называется «Как правильно тешить чайное самолюбие» и посвящено разным профессиональным статусам, которые можно получить за относительно небольшие деньги. А еще рассказом о черном чае из долины Кангра мы возобновили выпуск «Чайных кругозоров» — коротких рассказов о разных интересных чаях. Спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий