Люди, которые постигли суть чая, глубину чайной философии, красоту чайного действа и вообще лучше всего характеризуются фразой «еще один все понял» часто транслируют мощную мысль о категорической несостязательности чая. Ну в том смысле что настоящий путь чая (вернее даже Путь Чая) исключает любые соревнования, конкурсы и прочие способы продемонстрировать свое превосходство над другими людьми.

Обычно такая мысль озвучивается в следующей ситуации. В какой-либо банальной дискуссии о вкусах (о которых, конечно же, спорят) вдруг появляется персонаж, высказывающий несомненно свежую мысль о том, что вам не нравится гулюк-булюк чай потому, что вы не пробовали настоящего гулюк-булюк чая, который он покупает у производителей настоящего гулюк-булюк чая. Такие реплики, естественно, ненаказуемы, потому что, во-первых, являются продолжением спора о вкусах, а, во-вторых, почему бы человеку действительно не иметь доступа к уникальному гулюк-булюк чаю.

Ну а потом кто-либо открытый и горячий предлагает устроить чайный батл и выяснить, чей гулюк-булюк чай вкуснее. И очень часто (к счастью, не всегда) тот персонаж, который только что морщил носик, банально сливается с гордым замечанием типа «настоящим самураям не к лицу меряться гулюк-булюк чаем». Ну и что-либо еще про то, что Чайное Дао не позволяет выяснять, кто круче, что любые соревнования противоречат духу глубокой чайной философии и букве далекой восточной культуры. 

Это, конечно, бред. Для Китая, Японии, Кореи и других стран, которые являются родиной чайной культуры и ее окрестностями, соревновательность ничуть не менее естественна, чем для России, США или Франции. В том числе и соревновательность чайная — разнообразные китайские и японские чайные конкурсы типа конкурса лунцзина или конкурса темоми как бы намекают. Ну а азартные буддийские монахи, судившие сеульский финал Tea Masters Cup и живо интересовавшиеся семидесятиградусным польским дистиллятом вообще могли бы стать иллюстрацией восточной отрешенности от мирского и суетного…

Короче говоря, самоутверждаться в чае ничуть не менее приятно, чем в любой другой сфере. Главное чтобы это самоутверждение было общественно безвредным.

Самым, пожалуй, адекватным способом чайного самоутверждения является написание книжки. Несмотря на то, что большую часть информации мы давно уже получаем не из книг, своей мистической силы обложка настоящей книги с собственной фамилией на ней до сих пор не утратила. Свою книжку и погладить приятно, и подарить солидно. Ну а ее написание является мощным дисциплинирующим актом, осязаемый результат которого четко показывает, что данный конкретный специалист может хоть что-то довести до конца — даже если это будет просто простенькая брошюрка.

А самым простым способом чайного самоутверждения является участие в разных конкурсах и профессиональных ассоциациях. Вот, к примеру, не так давно закончился французский конкурс Teas of the World. И в будущем году он пройдет снова. Участие одного чая в этом конкурсе стоит 100 евро плюс расходы на пересылку. Чаи более или менее приличного уровня практически гарантированно попадают в шорт-лист конкурса и получают право хвастаться специальной эмблемкой. А при хорошем раскладе могут получить и какую-либо медаль. Участвовать в конкурсе могут как производители, так и продавцы чая. И для небольшого проекта, торгующего дорогим чаем, этот конкурс может стать неплохим статусным подспорьем, а участие в нем — хорошим информационным поводом для всякой активности. За условные 500 евро на конкурс можно выставить 7 чаев (там при подаче более чем трех чаев цены резко падают).

А еще есть European Specialty Tea Association. Оставим сейчас без внимания тот факт, что на заглавной картинке на сайте этой ассоциации до сих пор изображен кофе — безгрешных сейчас не бывает. Ассоциация молодая, активно вписывается в разную движуху, в ней уже состоит большое количество наших во всех смыслах людей. А еще она солидно называется и профессиональное членство в ней стоит всего 150 евро. 150 евро — и вы сможете писать в своей визитке ESTA Professional Member.

Ну а высший пилотаж — это китайские ассоциации. Которые в чайном мире выглядят, по очевидным причинам, особенно круто. Вот просто в качестве примера — Tea Industry Committee of China Association for the Promotion of International Agricultural Cooperation. За 1500 евро можно на пять лет стать членом этого комитета, а за 4500 евро на эти же пять лет получить статус Executive Director Unit. Перевести это название затруднительно, но звучит на все деньги.

Ну и так далее. Профессиональных чайных ассоциация на белом свете хватит на пучок визиток. Но если не перебирать и выбирать сдержанно, то уже за не шибко большие полторы тысячи евро в год можно стать солидным чайным специалистом и уважаемым членом международного профессионального сообщества. И еще получить шанс на то, что продаваемый вами чай что-то там выиграет во Франции. Полторы тысячи в год — это, на минуточку, скромный рекламный бюджет.

Внутри чайного сообщества все эти статусы, конечно, выглядят не особенно убедительно и особого пиетета не вызывают. Но тут есть нюанс. Большая часть людей (и денег) находится снаружи чайного сообщества — и для нечайных людей все эти статусы могут стать дополнительным аргументом в вашу пользу. Потому что люди, не разбирающиеся в чае, но по недоразумению желающие приобрести продукт или услугу высокого уровня, вынуждены верить бумажкам. 

Все это, конечно, не значит, что участие в разных конкурсах и ассоциациях является пропуском в профессиональный рай. В большинстве случаев все это совершенно бессмысленно с рациональной точки зрения. Но очень увлекательно, азартно и отлично тешит уже упомянутое выше самолюбие.

Да и вообще, членство в профессиональной ассоциации — отличный подарок на день рождения.