Не хочется никого огорчать, но совсем скоро кончится лето. А потом наступит Новый Год. Вот этот промежуток, который между летом и Новым Годом, обычно характеризуется общим оживлением чайной торговли и прочей деловой активности. А следом за деловой активностью оживится и активность информационная. А это, в свою очередь, означает, что к более или менее заметным чайным специалистам разные издания будут обращаться за экспертными комментариями. И задавать вопросы типа «Как изменился чайный рынок и чайная культура в прошлом году и чего нам ждать в следующем». 

Давать экспертные комментарии и отвечать на такие вопросы, на самом деле, очень просто. Любой экспертный комментарий состоит из трех частей. Первая часть — это рассказ о том что происходит в мире, но в привязке к чаю. Вторая часть — это пересказ общечайных тенденций — тех, о которых все знают. Третья часть — это пересказывание собственного чайного опыта и собственных планов под видом рыночных трендов. Смотрите.

Рассказ о том, что происходит в мире и его привязка к чаю должен строиться на принципе «влияет». Ну вот, например, у нас сейчас в мире ковид, Афганистан и скоро случится зимняя олимпиада в Китае. Кроме этого, в мире всегда есть климат, его никогда нельзя забывать. Поэтому первая часть любого экспертного комментария может выглядеть так.

Одним из важнейших факторов, влияющих на современный чайный рынок, является продолжающаяся пандемия коронавируса. Новая реальность оказалась дискомфортной для многих чайных проектов, но некоторые из них увидели в изменившейся структуре потребления новые возможности и в полной мере их использовали. Почти наверняка заметное влияние на чайную культуру окажет зимняя Олимпиада, которая пройдет в 2022 году в Китае и на которой чай станет одним из главных сувениров. Можно с уверенностью сказать, что после Олимпиады будет хоть и небольшой, но рост интереса к китайской чайной культуре. Неизвестно пока, как повлияют на чайный рынок события в Афганистане, но близость этой страны к Пакистану, одному из крупнейших импортеров чая на мировом рынке, может преподнести самые неожиданные сюрпризы. Ну и не нужно забывать, конечно, что региональные чайные рынки критическим образом зависят от изменения климата и разные погодные неприятности могут заметно повлиять на цены на чай.

Солидно? Солидно. И даже немного геополичтично. Идем дальше.

Пересказ общечайных тенденций строится по принципу «продолжается и развивается». Что там у нас сейчас продолжается в чае? Матча, бабл ти, готовность переплачивать за хороший чай, функциональность, RTD-чай, оналайн-торговля и ответственное потребление разными способами. Отлично, просто литературно пересказываем все это дело.

Постоянно растет интерес потребителей к функциональным чаям — бодрящим, расслабляющим, повышающим иммунитет. В этот тренд отлично вписывается матча — порошковый зеленый чай. Любопытно, что матча стала отправной точкой для развития целого класса порошковых напитков из разного растительного сырья, вплоть до сосновых иголок и чаги. Активно развиваются сегменты бабл ти и RTD-чая, они привлекательны, удобны и, чаще всего, по-попсовому вкусны. Совершила качественный скачок онлайн-торговля чаем — и собственные интернет-магазины небольших производителей чая, и торговля чаем на крупных площадках уже стали совершенно привычными. Общее внимание к качеству и популярные принципы ответственного потребления побуждают потребителей тщательно и разборчиво выбирать чай. Люди с удовольствием играют в ценительство и охотно переплачивают за интересующий их чай.

Как-то так. Ну и остался последний штрих. Самый простой. Нужно наметить чайные микротренды, это очень убедительно. Микротренды надо брать из собственного чайного опыта. Например, вы — общительная девушка, активно пользуетесь своей девочковостью, торгуете китайским и вьетнамским чаем, ведете чайный блог, хотите заниматься чайным образованием, собираетесь сгонять в этом году в Китай, недавно купили самовар и договорились с кем-либо о фасовке чая в капсулы из биоразлагаемого материала. Значит в вашем исполнении третья часть экспертного комментария будет выглядеть примерно так.

Сохраняется стабильный и высокий интерес потребителей к хорошему китайскому чаю. В этом нет ничего удивительного, современный китайский чай — это не только признанная классика, но и постоянные интересные новинки. При этом люди с удовольствием расширяют чайный кругозор и с интересом относятся к чаю из менее раскрученных чайных стран — вот прямо сейчас, на наших глазах, в моду входит вьетнамский чай. Рост интереса к чаю неизбежно приводит к росту интереса к чайной информации и, конечно, качественному чайному образованию. Значительная часть продаж чая, как и прежде, происходит на эмоциях, но хорошо заметен отход от культуры понтов к культуре сочувствия и разделения ценностей с продавцом чая. Есть надежда на то, что постепенно начнет возрождаться чайный туризм — запросы на чайные туры в Китай мы получаем регулярно. С распространением бытовых капсульных машин вырос спрос на чай в капсулах — при этом потребители демонстрирую высокую экологическую культуру и предпочитают капсулы и другую упаковку из биоразлагаемых материалов. Ну и еще один любопытный штрих — в культуру снова возвращаются самовары. Они едва ли станут массовыми, но при возможности никто не откажет себе в самоварном чаепитии.

Ну а если вы — косноязычный мужчина, у вас свой интернет-магазин, вы распустили часть залежалого чая на пробники и прикладываете их к каждому заказу, начали заворачивать пуэр в обложки собственного дизайна, начали записывать чайные видео для Тиктока и купили по дешевке несколько коробок гунфучайников и мешок лемонграсса, то в вашем исполнении третья часть экспертного комментария может быть такой.

Потребители наигрались в чайные сказки и душевные продажи сложного чая — они хотят чая понятного, который будет просто вкусным. И особенно высоко ценят чай с разными яркими и функциональными добавками, например, с травами. Чай очень часто покупают в подарок — поэтому стабильно растет спрос на оригинальный дизайн чайных упаковок. Падает количество спонтанных покупок чая, потребители не хотят приобретать кота в мешке и отдают предпочтение тем проектам, которые активно распространяют пробники. Главной информационной чайной площадкой становится Тикток — короткие и легкие чайные ролики собирают десятки тысяч просмотров. Ну и, конечно, стабильным остается интерес к компактной и недорогой посуде, позволяющей легко устраивать чаепития в офисах и студенческих кампусах.

Короче, вы поняли. Первые две части можно использовать как есть, третью — написать, исходя из ваших персональных обстоятельств. К комментарию нужно будет добавить фотографию, на которой вы выглядите особенно умно и специально не позируете, как будто вас подловили во время сложной и ответственной работы (см. заглавное фото). И в продакшен.

И да, поздравляем, теоретически вы теперь — чайный эксперт. Не благодарите.