Чайный клоун — это специалист, который развлекает людей с использованием чая. Продукт, который продает чайный клоун — это шоу, частью которого является дегустация чая. При этом в практике чайного клоуна регулярно возникают ситуации, при которых качество подаваемого во время чайного шоу чая практически не влияет на результат представления. Поэтому человеку, для которого чайная клоунада является основным родом деятельности, совсем не обязательно быть чайным специалистом, ему гораздо важнее быть хорошим аниматором. Впрочем, чайная клоунада как основной род деятельности возможна только вдоль натоптанных туристических троп, где постоянно есть спрос на самовары с сапогом или акробатику с длинноносыми чайниками — и там с чайными представлениями отлично справляются специально подготовленные люди. И без моих советов.

Поэтому я хочу поговорить о чайной клоунаде как о наборе полезных умений и навыков, которые может иметь в своем профессиональном арсенале высокоранговый чайный специалист. Тот самый чайный универсал, который, в зависимости от решаемой задачи и обстоятельств, может быть чайным гуру, чайным экспертом, чайным сказочником и который готов, если в этом возникнет необходимость, отыграть роль чайного клоуна.

Все эти умения и навыки можно разбить на три блока: на работу с аудиторией, работу с образами и работу с реквизитом. Работа с образами и работа с реквизитом достаточно просты и большинством чайников уже давно освоены, поэтому я скажу о них буквально несколько слов, в основном для того, чтобы адекватно расставить акценты.

Чайные народы России Юрия Пасюкова.

Посмотрите, пожалуйста, на образы, ухваченные Юрием Пасюковым и добавьте к ним наиболее подходящие чайные аксессуары в произвольном количестве. А теперь представьте, что вся одежда, которая надета на чайных героев, и все причиндалы, которые они используют — это не униформа и профессиональные инструменты, а клоунские костюмы и клоунский реквизит. Простая смена убийственной серьезности с элементами миссионерского самолюбования на жизнерадостность с выраженными элементами самоиронии превращает унылого фрика в плохо сидящем костюме в честного клоуна в забавном наряде. И это, поверьте, прекрасное превращение. Среднестатистический чайник уже давно, самостоятельно и с удовольствием работает с разными образами и разными необычными штуками, от традиционной русской, китайской или японской утвари до сифонов, харио-ларго и прочих би-конов. И для того, чтобы стать настоящим чайным клоуном, этому чайнику надо понять, что основная задача образов и реквизита не в том, чтобы чай был вкуснее или духовность духовнее, а в том, чтобы гостям было веселее.

Эту же задачу — развлечение гостей — чайный клоун решает и при работе с аудиторией, но здесь все немного сложнее.

Я привык относиться к процессу создания чайных представлений как к разработке презентаций. Эффективность которых, как известно, бывает двух видов: «Я все понял и тащусь от этого» и «Я ничего не понял, но чувак, который делал презентацию, был очень крут». Оба этих варианта будут успехом и для чайного представления, потому что в обеих случаях аудитория останется довольна.

Для того, чтобы чайное шоу стало успешным по схеме «Я все понял и это круто», оно должно быть коротким, связным, понятным и многоканальным.

Краткость. К чайному шоу, безусловно, нужно готовиться. Совсем не обязательно, конечно, писать сценарий и делать раскадровку, все это можно прокручивать в голове — но сама подготовка необходима. В ходе этой подготовки все знания, умения и навыки, которыми обладает или которые освоит специально для шоу чайный клоун, перейдут из состояния «это я знаю и умею» в состояние «это я сделаю и расскажу». Очень важно, чтобы количество сущностей в процессе такого перехода сократилось как минимум на порядок. Например, если у вас есть идея сделать костюмированное английское чаепитие в стиле Алисы с распределением между гостями ролей всех участников «Безумного чаепития», с показом отрывков из фильмов и мультфильмов по Кэрролу, с лекцией по английской чайной культуре, с десертами в шахматном стиле — а сами вы при этом хотите надеть костюм Шляпника, то ограничьтесь, например, собственным костюмом, названием «Безумное чаепитие» и иллюстрацией с Алисой в пригласительном билете или буклете.

Связность. С ней все очевидно — элементы чайного шоу должны быть связаны между собой. Самый простой вариант такой связи — это вопрос-ответ. Ну, например, вы заканчиваете один блок мероприятия вопросом типа «Как же решали эту задачу древние китайцы?» — и начинаете следующий ответом на него. Возможны, конечно, и более заковыристые связи типа «Это мы попробуем в самом конце» и «Помните, в самом начале встречи я обещал…» Даже если реальной связи между разными частями чайного шоу нет (например, оно построено на дегустации абсолютно разных чаев), эту связь нужно сделать искусственно хотя бы на уровне не смыслов, а слов.

Многоканальность. Обычно на чаепитиях нет никаких проблем с многоканальностью, потому что гости чаепития воспринимают не только слова и образы, но и пьют чай и трогают посуду — то есть их органы чувств загружены комплексно. Поэтому чаще всего естественную сенсорную многоканальность чаепитий достаточно просто слегка усугубить. Ну там программку напечатать с названиями всех чаев или музыку включить перед началом встречи.

Понятность. У гостей шоу не должно быть больших проблем с пониманием всей той информации, что на них обрушивается. Логика шоу должна быть ясной. Интрига — быстрой. Выводы и результаты — очевидными. Фразы клоуна — короткими. Термины — или понятными или их нужно сразу пояснять. Цитаты — известными. Образы — близкими. Картинки — большими. Тексты — читаемыми. Тут все просто, короче.

При подготовке шоу всегда оставляйте что-то про запас. Помните, я там писал про сокращение сущностей? Так вот, сокращая сущности, не выкидывайте их. У вас всегда должен быть туз в рукаве: еще пяток занимательных историй, несколько чаев для дегустации, костюм вымышленной Шляпницы и все такое прочее. Именно такой туз в рукаве отличает уважаемого специалиста от бестолкового попугая.

Для того, чтобы чайное шоу стало успешным по схеме «Я ничего не понял, но было круто», чайный клоун должен уметь складно излагать, мощно зажигать, убедительно отвечать и изящно посылать.

Для того, чтобы складно излагать всю подготовленную для шоу информацию, нужно быть уверенным, четким, последовательным и доступным. В принципе, эти навыки тренируются чисто технически — четкость, последовательность и доступность описаны чуть выше, а за ними и уверенность придет.

Для того, чтобы мощно зажигать, чайный клоун должен сам тащиться от того, что он делает. Тащиться не вымученно, а искренне, убедительно, обаятельно и энергично, чтобы мужчины завидовали, а женщины пищали от восторга и наоборот. Равнодушие и фальшь, равно как и компенсацию в стиле «не позор семьи, а бариста» аудитория считывает моментально. Унылый клоун, конечно, может рассчитывать на некоторое сочувствие, но далеко на таком сочувствии не уедешь.

Для того, чтобы убедительно отвечать на возникающие у аудитории вопросы (а без них никак, хорошая клоунада всегда интерактивна), чайный клоун должен быть доброжелателен, осведомлен (ситуации, при которых гости знают шире, чем клоун, неизбежны, но не должны возникать слишком часто) и компетентен. Что, простите за банальность, невозможно без обширной базы знаний. Именно поэтому лучшие чайные клоуны получатся из специалистов, способных быть еще и гуру-экспертами-сказочниками. И именно поэтому неспособность развлечь аудиторию является верным признаком профессиональной немочи. При этом, конечно, никогда не стоит забывать о том, что совокупный чайный опыт наших клиентов всегда превосходит наш собственный, равно как и о том, что простак способен задать вопрос, на который не ответит и сотня мудрецов, поэтому чайный клоун должен уметь еще и изящно посылать.

Ну а для того, чтобы изящно посылать, нужно снова быть осведомленным (чтобы знать, куда послать), проще относиться к себе самому и собственному статусу и постоянно отрабатывать собственные проколы. Если сегодня вы на чайном шоу отшутились и честное «не знаю» ваши гости благожелательно приняли, то следующее шоу даже совсем в другой аудитории нужно начинать с пассажа о том, как вы облажались в прошлый раз, но сегодня все исправили.

Как вы прекрасно понимаете, если шоу может быть успешным по одной из двух схем («Я все понял и тащусь от этого» или «Я ничего не понял, но чувак, который делал презентацию, был очень крут»), то оно может быть успешным и по двум схемам одновременно. Такой успех, как правило, приходит к клоуну с опытом — но чтобы его приблизить, можно использовать некоторые дополнительные клоунские штучки. Я подсмотрел их в 2002 году у Игоря Альтшулера, на мастер-классе по презентациям для специалистов по бизнес-образованию, с тех пор неоднократно использовал и немного изменил.

Несоответствие образу. Например, чайный клоун одет в традиционный национальный костюм и работает в нарочито архаичном антураже, но говорит простым и современным языком. Этот фокус позволяет привлечь внимание аудитории в самом начале шоу, иногда это бывает очень важно.

Неожиданное начало. В пояснения не нуждается, также, как и несоответствие образу, работает на то, чтобы захватить внимание аудитории.

Световые эффекты. Если есть возможность, можно, конечно, устроить чаепитие с театром теней или лазерным шоу, будет круто. Но если такой возможности нет, достаточно бывает включить или выключить свет для того, чтобы взбодрить аудиторию.

Движение тела и голоса. Не стойте на месте, жестикулируйте, меняйте громкость и интонацию голоса. Тут все очевидно. И замечу, кстати, что одного голоса иногда достаточно для того, чтобы устроить неожиданное начало.

Заготовки и импровизации. Идеальная импровизация задумывается до шоу как один из вероятных вариантов развития сценария. Все технические аспекты импровизации необходимо отработать заранее, чтобы не облажаться. Таким образом, решение об изменении сценария принимаются клоуном спонтанно и по ходу шоу (импровизация), но только в том поле, к которому он технически готов (заготовка). Такие «закладки» — идеальный туз в рукаве.

Эффект скульптуры. Ну то есть умение отсекать лишнее. Упрощение — один из самых эффективных способов сделать что-либо понятным (и снова извините за банальность). Самый простой пример отсечения лишнего — это пояснение какого-либо общего принципа на бытовом примере. Или вот например можно процитировать вывод из какой-либо научной работы и пояснить его простыми словами.

Единство стиля и связь деталей. Это просто красиво. Когда рисунок на вашем костюме перекликается с рисунком на чашке. Когда вы ведете дегустацию в свой день рождения. Когда в «кадре» присутствует отсылка к вашему совместному с аудиторией прошлому. Ну и так далее. Таки штуки создают атмосферу и резко располагают аудиторию к клоуну.

Десакрализация. Это довольно опасный, но очень эффектный и эффективный способ привлечения внимания. Можно чайные пакетики загунфучить или самовар в люстру превратить — с десакрализацией фантазии есть где разгуляться. Главное — не переборщить. Ну и любую десакрализацию нужно начинать с себя, конечно.

Эффектная концовка. Тут тоже все понятно, после эффектной концовки вас лучше запомнят, вопрос только в том, как это реализовать технически. Можно, конечно, исчезнуть в дыму, но такая возможность есть не у всех чайных клоунов. А вот небольшие подарки или разрешение накопившейся за время шоу интриги реализовать можно очень просто.

Интерактив, включая провокации. Интерактив, вопреки распространенному мнению, отнюдь не универсальный шоу-инструмент, бывают шоу, которые лучше отработать в одни ворота. Но чаще всего интерактив работает хорошо — он делает представление иммерсивным. Что касается клоунских провокаций, то они, конечно, должны быть безобидными. На уровне «сможете ли вы с закрытыми глазами отличить на вкус зеленый чай от черного».

Иллюстрации. Если у вас есть книги, картинки и слайды, которые можно показывать на представлении, тащите их с собой. Они создадут дополнительный фокус внимания и позволят хорошо отрабатывать технические паузы, которых сложно избежать при заваривании чая.

Повторения. Однажды какой-то идиот решил рассказывать школьникам, что повторений нужно избегать. И с тех пор даже люди с напрочь атрофированным чувством языка уверены, что избегая повторений можно изъясняться высоким стилем. Это полная ерунда. Повторение — это очень эффективный ритмический прием, который делает любой текст поэтичным. Не бойтесь повторений, они — мощный инструмент настоящего клоуна. Ну и мать учения, что тоже важно.

Притчи и афоризмы. Люди любят короткие сказки и мемы. Их запоминают и с удовольствием пересказывают. Поэтому всегда держите под рукой пяток-другой разномастных чайных баек, которые можно адаптировать под аудиторию, и собирайте собственную базу афоризмов.

Материализация понятий. Совершенно очевидный прием. Он отлично работает и на самом примитивном уровне — фраза «в некоторых странах большой популярностью пользуется пищевое золото» будет гораздо более убедительной, если вы возьмете и подкинете по кусочку золотой фольги в чашку каждому гостю. И в сложном исполнении тоже хорош — показ на себе бодрящего действия кофеина получается убедительно даже у начинающих клоунов.

Культурные присоединения. Это прием в стиле «Вы из России? Я однажды с русскими пил, чуть не умер». Настоящий клоун может мастерски культурно присоединиться к каждому гостю персонально, клоуны неопытные присоединятся по площадям, по гендерным, возрастным или региональным признакам. В хорошем исполнении этот прием резко повышает доверие аудитории к клоуну, «мы с тобой одной крови», все дела.

Рассказы о неудачах. Вспомните сколько гэгов построено на падениях и насколько рассказы о неудачах правдоподобнее, чем рассказы о победах. Не стесняйтесь рассказывать о собственных проколах, практикуйте самоиронию и делайте (повторюсь) себя основным объектом десакрализации.

Подсадные утки. Речь, конечно, идет не о примитивной схеме «кто хочет быть добровольцем, вот вы давайте, в третьем ряду». Искусство работы с подсадными утками состоит в том, чтобы знать часть своих гостей, быть уверенным в их реакции и делать ее частью шоу.

Спланированный отклик. Это почти подсадные утки, только на уровне всей аудитории. Самый простой пример — это вопросы типа «кто в детстве пил, в основном, черный чай». Отталкиваясь от абсолютно предсказуемого ответа на этот вопрос можно построить вполне себе нормальную интригу.

Ну вот, в принципе, и все хитрости. Хотя нет. Вот еще одна. Никогда не пытайтесь в одном шоу использовать все перечисленные мною приемы. Это все равно что для подсчета того, сколько будет трижды шесть, повторять вслух всю таблицу умножения. Вот теперь точно все.

Завершая рассказ о том, что может пригодиться чайному клоуну, сделаю еще три ремарки.

Первая. Чисто техническая. Одна программа может состоять из нескольких представлений. Я обычно делаю программу на два-три часа, в рамках которой откатываю пять-шесть представлений, построенных вокруг разных чаев. Так вот, все перечисленное выше относится скорее к одному представлению в рамках длительной программы, а не к программе целиком. И рекомендация делать представление коротким не противоречит двухчасовой программе. Каждое конкретное шоу получается коротким, а короткие перерывы в программе «обнуляют» восприятие гостей и они готовы к новому представлению.

Вторая. Про профессиональное проклятье клоуна. Оно состоит в том, что даже самая доброжелательная аудитория устает даже от самого лучшего клоуна. А сам клоун устает от своих даже самых лучших шуток. Поэтому чайному клоуну нужно время от времени менять программу и обязательно следить, чтобы среди гостей были новые люди. Постоянные зрители тоже нужны, иначе неоткуда будет брать подсадных уток. Но если новичков в аудитории меньше 30%, работать становится сложновато.

Третье. Чайного клоуна, также как и чайного эксперта, делает опыт. Безусловно, существуют люди с природной склонностью к клоунаде — но даже лучшим врунам, болтунам и хохотунам надо поднатаскаться. Сокрушительных провалов у чайных клоунов, конечно, не случается, любители чая — очень деликатная аудитория, но к неудачам надо быть готовым.

Ну а потом все наладится.

А чтобы ждать было не так скучно, почитайте другие статьи цикла «Чай в экономике опыта»: