Любой эксперт, в том числе и чайный, создает (и потом продает) основания для принятия решений, используя для этого свой опыт, широкий кругозор, постоянно актуализируемые знания и умение эти знания сопоставлять. Чаще всего основания для принятия решений оформляются экспертом в экспертный комментарий. Решения, принимаемые в потребительской чайной культуре (а мы, напомню, говорим о специалистах, работающего именно с потреблением чая), могут касаться продажи, приготовления, подачи и употребления чая, его описания и потребительской оценки, а также его приобретения — но с рядом оговорок. Скажем, вопросы закупки больших партий чая и его последующего ввоза в страну для купажирования и упаковки под своей маркой находятся в компетенции специалистов торговой и производственной чайных культур. А вот закупка чая для чайного микробизнеса, для кафе или ресторана, для личного употребления — вполне в компетенции специалиста потребительской чайной культуры.

Ключевое отличие эксперта от просто хорошего человека, который много знает о чае и запросто может писать в своем блоге на все перечисленные выше темы, состоит в том, что эксперт (повторюсь, но это действительно важно) участвует в принятии решений. Знаток (который часто и ошибочно считается экспертом) оперирует фактами просто так (ну или чтобы выпендриться). А эксперт оперирует взаимосвязями между фактами для того, чтобы получить основания для принятия решений. Нет решений — нет эксперта. Ну а если эксперт все-таки есть, то он должен обладать примерно следующими знаниями, умениями и навыками.

  • Знание потребительского предложения. Какой чай, где и почём продается и подается.
  • Знание потребительского спроса. Как люди формулируют свои предпочтения и что они на самом деле покупают (это, конечно, очень разные списки).
  • Знание основных групповых и поведенческих предпочтений и стереотипов потребителей (что покупают пенсионеры, что покупают в премиум-сегменте, что пьют в офисах, что покупают в подарок и т.п.)
  • Знание потребительских чайных традиций («с сахарином, али без» и все такое прочее).
  • Ориентация в системе потребительских ценностей — ну то есть хотя бы базовое понимание того, по каким признакам потребители отличают хороший чай от плохого.
  • Знание каналов информирования потребителей (откуда они в принципе получают информацию о чае, насколько ведутся на рекламу, кто является лидером мнений и т.п.).
  • Умение быстро получать данные для актуализации знаний по всем перечисленным выше пунктам.
  • Знание информационного чайного пространства, включая источники чайных новостей.
  • Знание соседних потребительских культур — кофе, вина, пива, шоколада, сыра и т.п. Ну просто чтобы при кросскультурном сравнении (а это очень убедительный прием при создании экспертного комментария) бред не писать.
  • Навыки купажирования и пэйринга.
  • Навык описания чая в заданном формате.
  • Умение выстраивать взаимосвязи между известными фактами.
  • Навыки прогнозирования.
  • Навык создания экспертных комментариев.

При всем при этом надо очень четко понимать три вещи. Во-первых, для каждого из перечисленных пунктов очень важное значение имеет масштаб. Ну то есть, грубо говоря, вы можете исключительно точно и подробно знать, уметь и понимать все из перечисленного списка для системы «я, моя семья и собака» или даже для системы «я, два моих поставщика и сто моих покупателей». И масштаб той системы, в которой вы ориентируетесь, будет фактическим масштабом вашей экспертности. Увеличение масштаба экспертности путем переноса предпочтений и представлений, полученных в рамках компактной системы, на весь чайный рынок и всю чайную культуру, приводит к нелепым выводам типа «у меня лучше всего покупают шэн-пуэры, значит это самый популярный чай на рынке» и, конечно, является ошибкой. Избежать этой ошибки, впрочем, довольно просто — достаточно регулярно следить за новостями, понимание того, что свет на тебе клином не сошелся, придет примерно через неделю.

Во-вторых, решения (причастность к которым, повторюсь, делает эксперта экспертом) в подавляющем большинстве случаев принимаются не в вакууме, а в рамках конкретного проекта. Поэтому можно сказать, что эксперт существует только в рамках проекта. Эксперт, который в данный момент не участвует ни в каком проекте, подобен медведю в спячке. Он тощ, всклокочен, сосет лапу и лучше его без проекта не будить — иначе никому мало не покажется.

В-третьих, приведенный список знаний, умений и навыков, безусловно, идеален и фантастичен. Для того, чтобы эти знания, умения и навыки в полной мере могли быть сконцентрированы в голове и руках одного человека, на него должно работать полноценное информационно-аналитическое агентство с нехилым бюджетом. Но даже небольшое движение в обозначенном направлении очень сильно прокачивает чайного специалиста, позволяет ему весьма убедительно играть роль эксперта и как минимум расширять кругозор коллег — а иногда и действительно давать дельные советы. Поэтому предлагаю смириться с невозможностью достичь полного совершенства и обратить внимания на некоторые конкретные механизмы, позволяющие с адекватными усилиями развиться по приведенному выше списку.

И да, я не буду включать в список источников информации отчеты различных аналитических агентств — эксперт-одиночка едва ли сможет позволить себе их покупку, ну а если вам повезло и вы работаете в команде, то доступ к такой информации будет дополнительным бонусом. Хотя, если честно, из открытых источников можно получить ничуть не менее качественные данные.

Знание потребительского предложения. Вы же все равно ходите по магазинам, так? Постойте лишние пять минут у полки с чаями. Запомните или даже сфотографируйте самые заметные марки. Узнайте, какие компании их производят. Почитайте информацию на пачках. Не проходите мимо полки с RTD-чаями, включайте в наблюдение и ее. Не стесняйтесь покупать и пробовать заинтересовавшие вас позиции, поиграйте в «нормального покупателя». Обращайте внимание на исчезающие позиции — вы удивитесь, как часто на рынок выводятся новинки и какая разная у них судьба. Через полгода таких пятиминуток при хорошей памяти и нормально работающей голове вы начнете на автомате замечать изменение ассортимента, намеки на микротренды и многие другие штуки, о которых обычно пишут в дорогих отчетах аналитические агентства. Если в повседневной доступности у вас есть любые специализированные чайные проекты, начиная от классических чайных клубов и заканчивая вендинговыми автоматами, продающими чай в банках, включите их в поле зрения.

Знание потребительского спроса. Для того, чтобы понимать, какой чай покупают люди, следите за списком чайных бестселлеров в наиболее популярных в ваших краях интернет-магазинах. Вот, например, ранжированный по количеству продаж чайный раздел Wildberries. А вот Ozon и Amazon. Понятное дело, что в ранжирование этих списков торговая площадка может вмешиваться очень активно. И что список меняется в зависимости от указанного адреса доставки и ряда других факторов. Но это все не важно — даже этих данных и со всеми оговорками для первичной аналитики хватит за глаза и за уши. Обратите внимание, кстати, на стремительный рост продаж в России конопляного чая.

Ну а если вы хотите узнать, как люди сами оценивают свои чайные предпочтения, тот тут вам не обойтись без примитивной социологии. В своем академическом прошлом я с удовольствием использовал для этого студентов, а потом дети в школу пошли и я в рамках всякой проектной деятельности, модной сейчас в школах, стал подкидывать им чайные опросники. Узнал много интересного.

Знание основных групповых и поведенческих предпочтений и стереотипов потребителей. Первичную информацию такого рода можно получить в рамках упомянутого выше пятиминутного зависания у чайной полки в магазинах. Просто понаблюдайте за тем, какой чай покупают люди и сопоставьте эти данные с наблюдением за самими этими людьми. Для предметного погружения в тему понаблюдайте за друзьями, родственниками, коллегами, просто пораспрашивайте — вы получите массу новой информации. Дайте денег детям и попросите их купить тот чай, который им нравится, а потом объяснить покупку (помните при этом о недопустимости домашнего насилия).

Знание потребительских чайных традиций. Ну, здесь даже делать ничего не надо, достаточно не очень сильно уединяться в собственной башне из слоновой кости. В сильных чайных странах, к которым Россия, несомненно, относится, эта информация существует на уровне культурных кодов. Но не замыкайтесь в повседневном знании, помните, что чай могут пить по-разному даже в разных семьях, не говоря уже о разных городах и регионах. Для меня лично ценнейшим источником информации о потребительских чайных традициях (и о потребительских ценностях, см. далее), являются дегустации, которые я провожу в Пскове. Как камерные, так и открытые, для всех желающих. Люди охотно делятся информацией, а их совокупный чайный опыт всегда превосходит мой собственный — грех пренебрегать таким источником знаний.

Ориентация в системе потребительских ценностей. Как я уже сказал выше, пониманию таких ценностей отлично способствует общение с людьми во время дегустаций. И чтение отзывов в интернет-магазинах, конечно.

Знание каналов информирования потребителей. Это сложное интегральное знание, его нельзя получить простым походом в магазин или опросом друзей. Для того, чтобы начать понимать, что влияет на чайный выбор потребителей, нужны длительные наблюдения за спросом, предложением, рекламными кампаниями, изменением ассортимента и прочими штуками. И вот как раз в том момент, когда тебе начнет казаться, что ты начинаешь тонко понимать не менее тонкую потребительскую душу, долбанет пандемия и резко вырастет потребление зеленого чая, потому что все хотят спасения на халяву. И активно выводимый на рынок конопляной чай резко станет бестселлером, потому что один раз его попробовать всем по приколу… Короче говоря, правильнее говорить не о знании, а о послезнании о том, как потребители получают информацию о чае и принимают решение о его покупке, чтобы потом с умным видом объяснять, например, рост продаж иван-чая, которого лет 15 назад, когда этот продукт только появился на массовом рынке, никто не предвидел.

Умение быстро получать данные для актуализации знаний по всем перечисленным выше пунктам. Ну тут вообще все просто. Почти все, что я написал выше, очень сложно выполнять систематически, особенно если вы в данный момент находитесь в экспертной спячке. Но если вами собран предварительный массив наблюдений, но актуализировать его, пробежавшись по магазинам и отработав остальные перечисленные действия, можно за неделю. Не срок для настоящего эксперта.

Знание информационного чайного пространства, включая источники чайных новостей. Я бы рекомендовал начать с ежедневного просмотра гуглевских новостей или аналогичного сервиса Яндекса с фильтрами по словам «чай» и «tea». Да, безусловно, там будет много разного бреда. Но свое жемчужное зерно вы будете находить регулярно. Понятное дело, что в ходе активной работы с чаем любой специалист формирует свое собственное информационное чайное пространство, составляя его из наиболее интересных источников информации. Но такое пространство очень быстро закукливается — так что не пренебрегайте новостными агрегаторами. И обязательно собирайте информацию о наиболее заметных в информационном поле чайных персонах. Потому что сейчас почти вся толковая чайная информация исходит не от проектов, а от людей.

И, конечно, ищите нестандартные источники информации. Обращайте внимание на чайные стартапы на Кикстартере, следите за конкурсами типа Red Dot Design Award. Там невероятно много вкусного.

Знание соседних потребительских культур — кофе, вина, пива, шоколада, сыра и т.п. За этими культурами также проще всего наблюдать через персон, выберете кто вам больше нравится, и подпишитесь на них, ничего существенного не пропустите. Помните только, что любое наблюдаемое снаружи является всегда кажется более упорядоченным, нежели явление, наблюдаемое изнутри. Не ведитесь на это.

Увы, но чисто технические рекомендации кончились. Оставшиеся умения и навыки (купажирование и пэйринг, описание чая в заданном формате, выстраивание взаимосвязей между известными фактами, прогнозирование и, конечно, создание экспертных комментариев) недоступны через лайфхаки, их можно только тупо тренировать. Но, как вы сами понимаете, в этой тренировке нет ничего невозможного, нужно только время. Время вообще работает на эксперта — и этот тот редкий случай, когда скучный старый пердун типа меня имеет некоторые преимущества перед актуальной молодежью.

Ну и еще пара важных деталей.

Мы с вами живем и работаем в мире, в котором принято пускать пыль в глаза и в котором достоинства человека очень часто считываются по всяким разным маркерам. Есть свои маркеры и у экспертов. Они банальны, но убедительны. Хотите выглядеть солидно — напишите книжку (это сейчас не сложно) и наполучайте всяких сертификатов. Гештальт с созерцанием собственного имени на обложке я закрыл еще в молодости, когда подготовил методичку по программированию на C++, к любым бумажкам отношусь с пренебрежением, почти как Маяковский. Так что если выбирать эксперта для приглашения в какой-либо проект будут по формальным признакам, то у меня нет никаких шансов против обладателя сертификата чайного сомелье третьего уровня и автора книги «Как правильно наливать кипяток в чайник». Не повторяйте моих ошибок.

Ну и на закуску. Вот прямо здесь и сейчас вы можете узнать, обладаете ли вы предпосылками для того, чтобы стать чайным экспертом. Достаточно пройти простейший тест. Готовы?

Закройте глаза и вспомните все чайные новости, которые попадались вам за последний месяц. Любого уровня и любого содержания — от глобальных статистических отчетов до открытия чайной в Лионе, от исследования восьми видов марокканской мяты до анонса книжки художницы, рисующей на чайных пакетиках. Представили? А теперь максимально честно и категорично (никаких «скорее да, чем нет», только «да» или «нет») ответьте на вопрос, согласны ли вы со следующим утверждением.

Чайный рынок и чайная культура — консервативны, некреативны, непрозрачны для потребителя и непонятны как поле для профессионального развития.

Если вы с этим согласны, то шансы стать чайным экспертом для вас исчезающе малы — вы плохо информированы, что для эксперта недопустимо в принципе, на уровне ценностных установок. Если же вы с приведенным суждением не согласны — то все нормально, работаем!

Не забывайте о других статьях цикла «Чай в экономике опыта»: