Примерно год назад в цикле статей «Чай в экономике опыта» (раз, два, три) я наметил четыре роли, которые может продуктивно отрабатывать чайный специалист, работающий в сфере потребительской чайной культуры. Это роли чайного клоуна, гуру, эксперта и сказочника. Пришло время разобраться с каждой ролью более подробно — начиная с чайного гуру. Настройтесь на легкую иронию и не забудьте пройти простой тест, который определит ваш гуру-потенциал. В конце поста.

Чайный гуру — это посредник, который обеспечивает другим людям доступ к особенному чаю и/или к особой информации о чае. Когда сам доступ к чаю затруднен, чайным гуру практически автоматически становится любой чайный торговец — но в настоящее время такая ситуация встречается редко. Поэтому можно сказать, что чайный гуру — это специалист, который обеспечивает другим людям доступ к особой чайной информации (в том числе — эмоциональной) и, опционально, особому чаю, после чего эти люди начинают чувствовать себя особенными. Банальное определение, конечно, но я должен был его дать.

Обеспечение доступа к особой и труднодоступной чайной информации (про чай я предлагаю на некоторое время забыть, толковый гуру может любой чай сделать особенным) складывается из двух вещей: из самой этой информации и из методов работы с ней.

Лучшими источниками труднодоступной информации о чае являются информационные ресурсы (книги, сайты, учебные курсы и т.п.) на иностранных языках (лучше всего — на японском и китайском), отдаленные локации и далекие (в идеале — мертвые) люди. Таким образом, оптимальными (не обязательными, но оптимальными) стартовыми позициями для того, чтобы стать чайным гуру, обладает человек, знающий иностранный язык, получивший любое подтвержденное бумажкой чайное образование на иностранном языке и знакомый с иностранными чайными специалистами, некоторые из которых уже умерли (ушли в монастырь, дали обет молчания, потеряли память или перестали заниматься чаем).

Для того, чтобы эффективно использовать стартовые гуру-позиции, необходимо создать систему доступа к информации и к самому гуру. Это — самое простое, такая система состоит из трех простейших уровней: онлайн-доступ — личный доступ — совместные проекты. Первый уровень легко реализуется средствами любой соцсети или (если вы старомодны) какой-либо дискуссионной площадки на сайте. Второй уровень — это банальные чаепития с гуру. Третий уровень — это совместные мероприятия (фестивали и т.п.), выезды группой на природу (например, на плантации) и т.п.

Короче говоря, в первом приближении все очень просто. Вот только если вы уже знаете китайский, исколесили вдоль и поперек всю Поднебесную, включая Тайвань, естественным образом обросли кучей редких знакомств, у вас есть свое небольшое онлайн-сообщество, люди охотно приходят на ваши чаепития и вы без особых проблем набираете туристическую группу из десятка человек для совместной поездки в какие-либо чайные дали, это не значит, что вы уже — чайный гуру. Чтобы стать гуру, все перечисленные и чисто технические моменты нужно отрабатывать не просто так, а в гуру-стиле. Вот основные элементы этого стиля.

1. У гуру не должно быть равных, у гуру могут быть только последователи или учителя (учителя только труднодоступные — далекие или мертвые). Чайный гуру — это человек, который для своих последователей обладает монополией на информацию, если они найдут альтернативный источник информации, гуру конец. Так как полностью контролировать получение людьми чайной информации не может никакой гуру, его основная задача сделать так, чтобы все его последователи воспринимали альтернативные источники информации как ничтожные. Методы уничижения альтернатив постоянно меняются и зависят от рынка. Например, можно объявлять ничтожной всю некитайскую информацию. Или работать от упрощения — все, что хоть немного сложно и требует мозговых усилий для осознания, объявлять скучным, это очень популярно сейчас. Отлично (особенно на неразвитых рынках) работает формализация: создание ассоциаций, открытие чайных школ, получение разных уровней чайного мастерства и т.п. Очень эффективна потребительская сегрегация — «чай в пакетиках пьют только лохи, люди с хорошим вкусом пьют только хороший чай, вы знаете, где его взять». Короче говоря, задача гуру состоит в том, чтобы разработать систему барьеров, позволяющих произвольным образом отделять своих от чужих.

2. Гуру активно культивирует самообман последователей. Это стандартный потребительский механизм, который заставляет человека после приобретения товара убеждать себя в том, что этот товар прекрасен. А после включение в сообщество считать это сообщество самым лучшим, а его лидера — главным молодцом. Этот же механизм делает человека более категоричным в защите заимствованного мнения, нежели в защите того мнения, к которому он пришел сам — именно поэтому последователи гуру бывают так агрессивны — и их удобно использовать как боевых хомячков, например, для того, чтобы давить альтернативные источники информации.

3. У чайного гуру должна быть точка истерики. Ну то есть такая тема или слово, от которого у гуру резко меняется эмоциональный настрой и он начинает вещать и верещать. Начинающие гуру очень любят терминологический нацизм, перевозбуждаясь от неправильных ударений, неправильного произнесения китайских слов или смешивания понятий «окисление» и «ферментация» — но это, конечно, детский сад, штаны на лямках. Уважающий себя гуру оперирует истериками серьезными. Например, не любит стандарты. Или пуэры. Или утесные улуны.

4. У чайного гуру должны быть миссия и личная история, пригодные для частого пересказа. Гуру всегда должен быть готов ответить на вопросы «Почему вы занимаетесь чаем» и «Как вы пришли в чай», мало того, вся его коммуникация должна быть построена так, чтобы эти вопросы прозвучали даже в том случае, если все уже знают ответы на них. При этом миссия должна быть банальной (что-то вроде «Я хочу сделать чай понятным» или «Я хочу возродить великую русскую чайную культуру»). А личная история должна быть трогательной — отлично заходят байки из детства и истории в стиле «чай спас меня».

5. Чайный гуру должен разработать небольшой набор очень простых правил, исполнение которых легко проверить, а неисполнением которых можно будет легко объяснить все на свете. Ну вот, например, «в нашу чайную все приходят с чистыми мыслями». Что вы говорите? Вам чай не нравится? Это потому, что у вас мысли грязные, вы не оставили суету за порогом. Прямая спина, неупотребление нецензурной брани и поливание водой статуэтки на чабани тоже сгодятся.

6. У гуру должна быть иерархия последователей. Последователи самого высокого уровня должны иметь максимальный доступ к комиссарскому телу (не обязательно в прямом смысле), остальные — завидовать и стремиться. Понимаю, звучит отвратительно — но если вы не готовы делить людей на более достойных и менее достойных, путь гуру — вообще не для вас.

7. Чайный гуру должен уметь в любой момент издать плач о том, что у нас все плохо. Что все губят дураки-бизнес-враги-массовый вкус-и так далее. Это должен быть даже не плач, а Плач. Не могу удержаться от любимой цитаты из Конан Дойла: «Среди ночной тишины часто раздавались протяжные вопли какого-нибудь первобытного Иезекииля, оплакивающего свою былую славу и былое величие обезьяньего города». Чайный гуру должен уметь вопить также. Убогих жалеют — и это первый шаг к успеху.

8. И самое главное. Все перечисленные выше компоненты гуру-стиля должны соблюдаться одновременно. Ну то есть если вы умеете только издавать мощный Плач, но у вас нет миссии, или если вы не терпите наличия в окружении альтернативных источников информации, но при этом не готовы создавать ближний и дальний круг последователей — вы не гуру. Только все семь компонентов вместе. Быть чайным гуру — это не мелочь по карманам тырить.

Как вы, наверное, уже догадались, мне лично гуру-подход не очень симпатичен. Но я понимаю его эффективность и признаю его роль в развитии потребительской чайной культуры — консолидированные группы людей, возглавляемые харизматичными лидерами, могут эффективно решать многие тактические задачи. Причем иногда масштаба таких тактических задач хватает на то, чтобы обеспечить вполне приличную жизнь небольшой группе не менее приличных людей.

Потому что чайный гуру продает очень ходовой товар — иллюзию исключительности через потребление чая. Такая иллюзия совсем не всегда плоха — в ней можно найти утешение и надежду. Именно поэтому чайные (и любые другие) гуру наиболее успешны в не очень устроенных обществах и/или в не очень стабильное время. И если гуру не законченная сволочь, то его влияние на культуру и общество, повторюсь, может быть вполне положительным.

Так что если вы чувствуете в себе потенциал чайного гуру, не стесняйтесь его развивать. Наличие этого потенциала, кстати, легко проверить. Представьте себе, что вы наткнулись на страшно интересный и никому не известный источник информации о чае. Если первая ваша мысль будет типа «О, надо всем рассказать» — у вас никаких гуру-шансов. А если вы предпочтете сохранить его в тайне — то вы уже немножко чайный гуру. Небольшой такой гурёнок.

Проверить, стали ли вы настоящим гуру, тоже довольно просто. Если во время совместного путешествия ваши спутники относятся к вам как к представителю туристической компании и требуют от вас чистых полотенец и отсутствия тараканов, то вы еще не гуру. А если ваши спутники с восторгом делят с вами дешевый кров, убогий стол и деревенский туалет, то вас можно поздравить — у вас появились последователи.

Ну и да. Решив стать чайным гуру, постоянно проверяйте степень собственного оборзения. Очень простым способом — если выход последователя из поля вашего влияния вы воспринимаете как личное предательство, вы зарвались и вам пора как минимум к психологу.

Чайный гуру должен быть беззлобным. И легко отпускать своих учеников.

Удачи! Не забывайте о других статьях цикла «Чай в экономике опыта»: