Здравствуйте. Если вам больше нравится смотреть и слушать, чем читать, то вот видео-версия выпуска.
Всем, как известно, нравится дикий чай. Для ценителей это интересная коллекционная фишка, для конкретных производителей — шикарная маркетинговая тема, а для чайных стран или регионов — вопрос статуса и престижа. Ну типа если у нас в обиходе есть дикий чай, то мы, лукаво улыбаясь, можем подводить всех к мысли о том, что родина чая, конечно, Китай, но есть нюанс. И в этом смысле совершенно удивительным является тот факт, что тема дикого чая пока толком не разработана в Индии. Нет, конечно, все знают, что именно там в начале XIX века обнаружили дикие чайные деревья. И что там есть народности, взаимодействующие с чайными листьями давным давно — но на полноценный дикий чай в том виде, в котором его отрабатывают в Китае, Вьетнаме или на Тайване, все это не тянет. И, честно говоря, не дотягивает даже до грузинского концепта чая с одичавших плантаций.
Похоже, индийцы сами осознают свою дикую чайную недоработку. И активно ищут что-то, что можно явить миру как первородную ассамику, от которой произошли все остальные ассамики. С учетом буйства и разнообразия жизни в джунглях, задача эта непростая — но они все равно ищут. Вот совсем недавно местные жители из одного из регионов Аруначал-Прадеша показали ученым дикую камелию, по виду неотличимую от обычного чая, только с розовыми цветками. Индийские ученые немедля собрали ее образцы, изучили их, нашли в них пачулол и другие характерные для пачули соединения и очень обрадовались. Обнаружение дикого чая, в котором есть пачули-комплекс и кофеин, но который по содержанию других компонентов кардинально отличается от чайного куста, может стать локальной сенсацией. Сравнимой, например, с недавним обнаружением в Китае чайного растения без кофеина в листьях. Так что будем ждать дальнейших исследований — вполне вероятно, что все это обернется пшиком, может индийцы перед сбором образцов просто руки забыли помыть…
Что касается розовых чайных цветков, то тут нужно понимать, что селекция чайного куста почти всегда ведется по качеству его листьев, урожайности, устойчивости к разным климатическим условиям, вредителям, болезням и прочим хозяйственно важным свойствам растения. Цвета лепестков в этом списке чаще всего нет. Поэтому на чайных плантациях и в чайных лесах камелия китайская с небелыми цветками встречается редко и случайно. Но классическая селекционная работа с растениями как раз и состоит в том, чтобы превращать случайности в закономерности — пример чайно-гибридных роз как бы намекает. И когда перед чайными селекционерами ставится задача получить культивар с розовыми цветками, они ее решат без особых затруднений. Камелия китайская сорта Rosea вовсю продается в американских садовых магазинах — и цветки у нее как раз розовые. И не только цветки — ее молодые побеги имеют выраженный пурпурный цвет, хорошо знакомый всем любителям антоциановых чаев. И именно антоцианы является причиной розовизны чайных цветков — китайские ученые не так давно выявили гены, которые отвечают за накопление в чайных лепестках трех антоцианов, делающих эти лепестки розовыми. Ну то есть сорта чайных кустов с розовыми цветками существуют, механизм порозовения цветков более или менее понятен и связан с антоцианами — так что можно ожидать появления в скором времени новых красивых картинок в рекламе антоциановых чаев.
Ну и не нужно забывать, конечно, о других камелиях с разноцветными цветками. Их великое множество — и из цветков некоторых из них, например, камелии хризанты (Camellia chrysantha, золотой камелии) делают чайные напитки.
Около года назад мировую чайную общественность взбудоражила новость о том, что компания Unilever подумывает о сворачивании работы с черным чаем в связи с падением потребительского интереса к нему и, возможно, продаст бренд Lipton. По этому поводу было высказано большое количество ехидных комментариев — злорадство до сих пор остается лучшим видом радости — однако вскоре о ситуации с «Липтоном» все забыли, всем своих забот хватало. А компания Unilever тем временем успела организовать полугодовой испытательный срок для своих чайных проектов и принять блок интересных решений. Во-первых, Unilever продолжит работу с брендом Lipton как с брендом черного и, в основном, пакетированного чая на тех рынках, где с этим брендом все хорошо — в Индии и Индонезии. Во-вторых, в остальных странах этот бренд будет продан. Но при этом, в-третьих, компания сохранит бренд Lipton как бренд RTD-чаев, выпускаемых в коллаборации с Pepsi Сo и показывающих неплохие результаты. Проще говоря, компания избавляется от не очень успешного «Липтона» и продолжает работать с очень успешным «Липтоном».
Подход вполне адекватный, а вот как он коснется России, пока не ясно. По совокупности все чайные бренды Unilever занимают в России 9% чайного рынка в целом и 13,2% рынка пакетированного черного чая. И как раз на черный чай спрос снижается и в России тоже. Но одновременно с этим у нас растет спрос на зеленый чай и на фруктовые и травяные чаи — и в этот рост отлично вписался новый бренд Saito, запущенный компаний Unilever в России чуть больше года назад. Замечу также, что потребители продажу бренда Lipton, скорее всего и не заметят. Желтые пачки останутся на полках, а какая компания их выпускает, большинство потребителей и сейчас не знает.
На Шри-Ланке началась реализация программы по подсаживанию чайных кустов на плантации кокосовых пальм. Логика проекта очень проста: пальмы высокие, а чайные кусты — низкие. И на один акр (это примерно сорок соток) кокосовой плантации можно посадить около 3000 чайных кустов, что позволит увеличить доходность земли примерно на 60 процентов. Правительство Шри-Ланки выделяет на все это дело целевую помощь, уделяя особое внимание созданию оросительной инфраструктуры и обучению кокосовых фермеров выращиванию чая.
При хорошем раскладе чайно-кокосовый проект приведет к росту производства цейлонского чая к 2024 году на 20%. В связи с этим параллельно с чайно-кокосовой инициативой ланкийцы запускают проект, в рамках которого по всей стране будут открыты чайные киоски. Предполагается, что эти заведения облегчат доступ ланкийцев к собственному качественному чаю, увеличат внутренний спрос на него и позволят постепенно вытеснить с рынка доминирующий там сейчас низкосортный чай. Вообще, конечно, это классно, когда где-то хотя бы на уровне идей существуют государственные программы развития внутреннего чайного рынка.
А еще в связи с этой чайно-кокосовой новостью сразу вспоминаются другие деревянные чайные истории. Чанкайшистские горные сады, которые стали частью красивой истории тайваньского улуна с Грушевой горы и австралийские эвкалипты, которые роняли листья на окрестные чайные плантации, а японцы, покупавшие лист с этих плантаций для приготовления RTD-чаев, долго не могли разобраться, почему австралийский чай то горчит, то не горчит.
Летом этого года Эдриен Эткин Насименту (Adrienne Etkin Nascimento), победительница TMC USA Tea Mixology, открыла в Майами чайную Chaguan. Кроме того, что в Майами сейчас тепло, этот проект интересен тем, что демонстрирует разницу в подходах к чайным микробизнесам в России и в США. В России в чайном микробизнесе приоритеты чаще всего расставлены по схеме «чай и посуда — чаепития — консалтинг», то есть основные деньги зарабатывает на перепродаже чая, а на консалтинге наши чайники и рады бы зарабатывать, но его все хотят бесплатно или за копейки. В США такого дисбаланса в сторону чая и посуды нет, можно даже осторожно говорить о доминировании чайного консалтинга. Это не значит, конечно, что чайные консультации там разлетаются как горячие пирожки — американские чайники в общем и целом живут поскромнее наших. Но сама идея платных консультаций им, похоже, представляется очень перспективной. Ну и изначальные вложения в нее меньше, чем в развитый ассортимент чая и посуды.
Изучите на досуге сайт проекта Эдриен. Там очень скромный ассортимент чая и очень развернутый список чайных активностей: медитации, чаепития, мастер-классы, частные тренинги, бизнес-консультации с подбором напитков-стимуляторов и все такое прочее. Ну и мое любимое: Tea Shopping Visit, 25 долларов за полчаса. Задумка тут такая. Ты, конечно, можешь заказать чай онлайн — но в этом случае все твои проблемы с чаем будут только твоими. Не понравился — сам виноват, это твой выбор. А за 25 долларов тебя обеспечат получасовой консультацией, в ходе которой помогут грамотно выбрать и купить чай. Если ты не решишься ничего покупать, то 25 долларов честно уходят в пользу чайной. А если решишься, то они вычтутся из итогового чека. Очень красивая идея, мне очень понравилась.
Команда «Чайной высоты» заканчивает подготовку к запуску винной карты. Официальный старт нового этапа работы знакового московского проекта ожидается в самое ближайшее время, а пока Виктор Енин активно и красиво интригует в соцсетях, смущая всех соблазнительными бутылками. Новый проект «Высоты» будет работать под девизом «Пить, чтобы жить» — и это, на минуточку, отсылка к строкам «Чайного канона» Лу Юя. Начинкой проекта станут три карты: чисто винная и две гастрономических: чай/вино и чай/вино/шоколад. Мне персонально греют душу планы по включению в винную карту «Чайной высоты» желтых юрских вин, портвейнов и, конечно, хересов, с которых когда-то давно начиналась моя личная чайно-винная история.
Нина Грунтковски (Nina Gruntkowski), владелица Chá Camélia — одного из самых интересных европейских чайных проектов — объявила на днях о начале работы над новой партией Pipacha — чая, выдержанного в бочках из под портвейна. У Chá Camélia есть и свой чай, но для закладки в бочки наши португальские коллеги используют какой-то улун, по виду похожий на «Восточную красавицу» или одну из ее реплик. Закладываться он будет в бочки из-под Niepoort, винного хозяйства с которым Chá Camélia имеет давние и устойчивые связи.
Выдержкой чая в бочках из-под разного алкоголя уже давно и с удовольствием занимаются чайные энтузиасты по всему белому свету. Мы знаем о чае, выдержанном в бочках из-под виски и пино нуара, но не пробовали его — а вот портвейновый португальский как-то довелось. От родных ароматов чая в нем ничего не осталось, а вот портвейном и изюмом он пах как надо. Получилось вкусно, но не очень понятно, зачем при такой мощной ароматизации использовать такой хороший чай.
Ну и раз уж у нас зашла речь о чае и портвейне — грех не похвастаться домашней модификацией классического сочетания руби-портвейна и черного чая. Вообще в эту пару в качестве третьего компонента проще добавить что-либо сырное или соленое. Например, соленое сырное печенье. Но мы на днях попробовали добавить хитрые сырники с черной смородиной. Сырники немного приглушают яркую и немного резкую чайно-портвейновую композицию и усугубляют в ней иллюзию варенья. Очень вкусно.
Это был второй выпуск «Чайных параферналий» — подборки всякой занимательной чайной всячины. Проект работает в пилотном режиме, что с ним будет дальше и в каком формате мы будем работать с чайными новостями, зависит только от вашей реакции. Пишите комментарии и вопросы и не забывайте про наш ютуб-канал и блог «Путевые заметки чайного клоуна». Последний его пост был посвящен ответу на вопрос о том, как стать чайным гуру, а в следующем я, скорее всего, опубликую инструкцию для начинающих чайных сказочников.
Спасибо за внимание!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
09.12.2020 в 11:02
Большое спасибо за разноплановые чайные новости! В последнее время всё чаще и чаще вижу статьи о европейских чаях. Денис, подскажите, пожалуйста, выращивают где-то ассамику за пределами Азии?
09.12.2020 в 13:15
Марк, спасибо на добром слове. У голландцев в теплицах, вроде как, ассамика, но не уверен. В Африке довольно много ассамики.