Чайно-слоновья тема, которой я уже несколько раз касался в новостях, меня, похоже, не отпускает. Ну потому что индийские ученые на днях опубликовали обзор тех элементов мировоззрения представителей ассамских чайных племен, которые связаны с их взаимодействием со слонами.
Чайными племенами Ассама, напомню, называют сообщества потомков людей, которых англичане переселили на разбитые в Ассаме чайные плантации в середине XIX века из других регионов Индии. Ассамские чайные плантации были разбиты практически в лесу. Нужной для закладки и обработки плантаций концентрации рабочей силы в тех местах не было — вот англичане ее и создали. Сейчас численность чайных племен Ассама оценивается в 7 миллионов человек. Почти все эти люди живут в непосредственной близости от чайных плантаций, большинство — занято в чайной индустрии. Вокруг чайных племен Ассама завязан плотный клубок социальных проблем, я об этому уже как-то рассказывал, сейчас повторяться не буду. Сейчас — про слонов.
Слоны, как я уже тоже как-то рассказывал, часто заходят на чайные плантации в частности и в другие места жизни и работы людей вообще. Раньше слонов или гоняли, или пытались от них отгородиться — а теперь в Индии набирает популярность идея бесконфликтного сосуществования со слонами. Наши индийские чайные и слоновьи братья под это даже идеологическую базу подвели. Ну типа того что пугать слонов или не пущать их — это все тяжелое наследие колониального прошлого, это все придумал Черчиль в восемнадцатом году. А вот если привести индийскую жизнь в соответствии с традиционными индийскими ценностями, то совместная жизнь со слонами будет проходить в мире, гармонии и взаимном уважении с элементами культа Ганеши. Который, как известно, бог мудрости и благополучия. С головой слона.
Ну вот собственно выработку основных принципов такой бесконфликтной жизни со слонами, в том числе и на чайных плантациях, и поставили своей суперцелью индийские ученые. И даже ввели в оборот шикарный термин — концептуализация слонов. То есть превращение набора эмпирических знаний о слонах в более или менее рабочую общую концепцию взаимодействия с ними. Часть эмпирических данных уже давно собрана — например, отлично понятно, что к людям слоны выходят из-за нарушения (в результате антропогенного воздействия на среду обитания) привычных путей миграции. Грубо говоря, слонам лес вырубили. Ну а часть эмпирических данных исследователи собрали в ходе проведения интервью с представителями чайных племен. Которых в лоб спрашивали о том, как оно вообще, жить рядом со слонами.
Выдержки из интервью читаются как отрывки из книжек Киплинга.
«Слон-махараджа присматривает за нами, поэтому мы должны жить достойно. Слоны создают проблемы в моем доме и на моих полях — это правда. Но я также верю, что все, чего я достиг, я достиг благодаря их покровительству».
«Мне нравится, когда рядом слоны. Люди много работают на плантациях днем, и после того, как работа закончится, они идут наблюдать за слонами. Это ежедневное наслаждение… Слоны и люди играют вместе. Когда наступает ночь, люди возвращаются в свои дома. Если слоны не приходят, это скучно… Только когда приходят слоны, мы веселимся».
«Я всегда думаю о том, как они сохраняют спокойствие. Когда мы собираем чайные листья, они стоят неподалеку и спокойно смотрят, как мы работаем. Они никогда не причиняли нам вреда во время работы. Когда мы идем в лес собирать дрова, они тоже не причиняют нам вреда… Иногда они поднимают свои хоботы, чтобы поприветствовать нас. Они знают, кто совершил грехи. Если вы не совершили греха, они никогда не причинят вам вреда. Но если вы ругаете слонов, то они, безусловно, найдут способ навредить».
«Они такие большие! Если бы слоны захотели, они могли бы уничтожить деревню за одну ночь. Но они никогда этого не делали. Люди часто случайно подходят к слонам очень близко, но слоны их ни разу не убили».
«У слонов такие большие желудки! А у нас они маленькие. Я могу наесться небольшим количеством риса. А слонам нужно много еды. Я так много тружусь, чтобы не голодать; я работаю на чайных плантациях, выращиваю коров и коз, добываю камень у реки, нанимаюсь разнорабочим. Представляете, сколько нужно работать слонам, чтобы наесться!»
«Думаю, все будет хорошо.И у нас, и у слонов хорошее будущее. Я усердно работаю, заботясь о своей семье, я пытаюсь улучшить свою жизнь. Мать-слониха также очень любит своих детей. И она также усердно работает для них».
Еще парочка таких новостей и я смогу смело называть себя специалистом по концептуализации слонов. Чайный клоун и концептуализатор индийских слонов… Звучит роскошно, согласитесь.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий