Германия обычно не включается в список стереотипных чайных стран. Формальные основания для этого более чем убедительны: среднестатистический немец потребляет в год примерно 170 литров кофе, примерно 42 литра травяного чая и примерно 28 литров чая классического. Ну то есть с чаем немцы знакомы, но при этом Германия, безусловно, является глубоко кофейной страной.

Просто тематическая картинка. www.dw.com

Мало того, в Германии нет доминирующего чайного маркера, типа русского самовара, японской чайной церемонии, английского вечернего чаепития или чего-либо яркого китайского — и это, в сочетании с небольшими объемами потребления чая, на автомате исключает Германию из стереотипного списка чайных стран. Что, конечно, является ошибкой.

Германия, несмотря на скромные средние чайные показатели, является страной богатой чайной истории и ярких чайных феноменов. Немецкую чайную историю мы сейчас проигнорируем — это слишком обширная тема для небольшого выпуска. Напомним только об одном занимательном немецком чайно-историческом сюжете. 

Фридрих II, король Пруссии, правивший ею с 1740 по 1786 год, однажды озаботился тем, что его верные подданные тратят кучу денег на приобретение заморских напитков — чая и кофе. И предложил им заняться импортозамещением и перейти с привычных уже напитков на напитки, приготавливаемые из местных трав. Сопроводив свое предложение увеличением пошлин на ввоз чая и кофе и прочими королевскими милостями. Верные подданные некоторых областей будущей Германии вежливо послали доброго короля Пруссии подальше, о чем сохранились письменные свидетельства. И продолжили пить чай и кофе, в том числе и контрабандный, ввозимый из недалекой для некоторых немецких земель Голландии.

С современной чайной Германией этот сюжет перекликается сразу двумя моментами. Во-первых, одним из регионов, жители которого еще в XVIII веке решили отстоять свое право на чай и кофе, была Восточная Фризия, являющаяся сейчас главным чайным регионом Германии. Во-вторых, несмотря на то, что чай и кофе в Германии свои позиции в разной степени, но сохранили, для страны в целом импортозаместительные идеи Фридриха II не прошли бесследно.

Травяной чай, в том числе и из местного сырья, более популярен в Германии, нежели чай классический. А работа с травами, хоть вкусовыми, хоть лекарственными, находится в Германии на очень высоком уровне. Достаточно вспомнить, например, группу компаний Martin Bauer, которая поставляет всякие растительные компоненты по всему белому свету и сама иногда выпускает разные чаеподобные смеси. В России эта группа компаний представлена заводом по производству лекарственных трав и сборов «Красногорсклексредства» и лабораторией «Фитлаб». Но это так, к слову. 

Немецкие чайные феномены

Что же касается немецких чайных феноменов, то просто навскидку можно вспомнить следующие из них.

Восточно-фризские чаепития. О которых мы уже упоминали сегодня, которые с удовольствием время от времени стилизуем и которые упоминали в одном из предыдущих выпусков «Параферналий» в связи с внесением Восточной Фризии в Книгу рекордов Гиннеса как самого чаепьющего региона в мире. Восточные фризы пьют чай как не в себя — примерно по 300 литров на душу населения в год в среднем по региону. Для нормального взрослого пьющего чай человека показатель совсем не выдающийся — многие из нас, наверняка, пьют чая не меньше. Но надо понимать, что это среднедушевое потребление — то есть в нем учитываются и новорожденные младенцы, которые, наверняка, 300 литров в день не осваивают. Хотя кто их там знает, в Восточной Фризии.

Флюгтэ (Flugtee). Так в Германии называют свежий чай, который доставляется потребителям самолетом. Это, конечно, чисто маркетинговый феномен. Который возник несколько десятилетий назад и практически полностью себя исчерпал. Мало того, ажиотаж вокруг свежего, первого и прочего чая в последнее время больше раздражает, чем вызывает интерес. Но тем не менее, чай с название Flugtee в ассортименте немецких чайных компаний до сих пор попадается и чаще всего это чай из Индии или Непала. Ну просто потому, что изначально самолетами в Германию доставляли дарджилинг первого сбора.

Flugtee в ассортименте TeeGschwendner

В Германии есть город Гамбург. Являющийся одним из крупнейших европейских портов и одним из центров международной чайной торговли. Через Гамбург в Европу попадает значительное количество потребляемого в Старом Свете чая. И Германия, как это ни странно звучит для неподготовленного человека, является не только крупным импортером, но и достаточно крупным экспортером чая. В 2020 году, например, Германия импортировала чуть более сорока тысяч тонн чая — и двадцать две тысячи тонн чая экспортировала. В 108 стран. Ведущим потребителем немецкого чая является Франция.

Любят немецкий чай и в России. Причем значительная часть чая из Германии продается в России так, чтобы не информировать потребителя о немецком происхождении продукта. Конечно, у нас можно купить чая немецких брендов типа Meßmer — тоже гамбургского, кстати. Но чаще всего мы пьем немецкий чай, ввозимый в Европу компаниями типа гамбургской же Dethlefsen & Balk. С огромным ассортиментом чистого и ароматизированного чая. Который оптом покупается российскими и не только чайными проектами и потом продается в разнообразных специализированных чайных магазинчиках. Ближайший к вам чайный магазин, торгующий рассыпным чистым и ароматизированным чаем в европейском стиле с большой степенью вероятности работает с чаем, ввезенным в Россию из Германии. Верным признаком немецкого происхождения чая в рассыпном магазине является широкий страновой ассортимент чистого чая с высокой долей индийских чаев и куча многокомпонентных чайных смесей. Ничего удивительного и тем более предосудительного в покупке российскими компаниями чая в Германии, конечно, нет — это удобно и выгодно.

Немецкий фарфор. Начало

Ну и есть в Германии еще один чайный феномен, причем с глубокими историческими корнями. Это немецкий фарфор. Который, кстати, крайне редко попадает в фокус внимания современных чайных специалистов. Вообще, конечно, в этом нет ничего удивительного. Этот фарфор достаточно дорог и часто является слишком самостоятельным арт-объектом, сильно отвлекающем от чая. Кстати, все эти проблемы (с чайной точки зрения) присущи всему классическому европейскому фарфору, не только немецкому. Фарфор ломоносовского-императорского фарфорового завода, при всех его достоинствах, тоже крайне редко оказывается на профессиональном чайном столе. Чтобы в данном случае не подразумевалось под словом «профессиональный».

При этом, конечно, отдельного внимания немецкий чайный фарфор заслуживает. Хотя бы потому, что именно с него началась история европейского фарфора вообще.

Самая приятная фишка немецкого фарфора состоит в том, что его история, которой, на минуточку, уже более трехсот лет, не только хорошо известна, но и непрерывна. Для чайной истории триста лет, конечно, не очень большой срок — но проектов, которые запустили целое направление индустрии и работают в этом направлении несколько веков, не очень много и в тысячелетней чайной истории. А в немецком фарфоре такой проект есть.

Речь, конечно, идет о мейсеновском фарфоре — то есть о фарфоре производства фарфоровой мануфактуры, основанной в 1710 году в саксонском городе Майсен. Забавно, но сейчас в русском языке эти названия устоялись именно так. Город —  Майсен, а фарфор — Мейсен. Строго говоря, фарфор тоже правильно называть «майсеновским», но традицию побуквенного произношения иностранных названий  не мы придумали, не нам и отменять.

Так вот. До начала XVIII века фарфор в Европе делать не умели. И покупали его в Китае или в Японии. 15 января 1708 года в Дрездене усилиями фон Чирнгауза, Бёттгера и их помощников был впервые получен белый твердый европейский фарфор. В 1709 году Бёттгер подобрал рецепт глазури для этого фарфора. А в 1710 году в одном из заброшенных замков города Майсена была открыта та самая фарфоровая мануфактура, которая отлично работает и до сих пор.

Бёттгер и фон Чирнгауз

Чайной посуды у Мейсена — вагон и маленькая тележка. Офисные кружки, пиалы, чайные пары, чайники, всякие сервизные штуки, все как надо, короче говоря. Есть даже чайные наборы, созданные в коллаборации с классным немецким чайным проектом Paper&Tea. В которые входят кружка, ситечко для заваривания чая и банка с чаем. При этом, как и положено старой мануфактуре, у Мейсена есть фирменный стиль. Который называется B-formи представляет собой причудливую смесь форм, расцветок, рисунков и смыслов.

B-form, вариации на тему синего и серебра. Обратите внимание на черно-белые цветочки

С формами все просто. Само название B-form — это изначально название формы фарфоровых изделий. Причудливых и вычурных. Раскрашиваться эти изделия могли и могут разными цветами, но классическим вариантом являются комбинации с доминирования белого, королевского синего, золотого и серебряного цветов. Характерным признаком стиля B-form являются небольшие и тщательно выписанные цветочки, характерные для Германии. Их начали изображать на посуде B-form для того, чтобы отстраниться от китайского манеры изображения растений и от самих китайских растений. Ну и, наконец, сама посуда B-form, выполненная в манере «дорого-богато» и сочетающая в себе несколько художественных стилей, должна была явно намекать на высокий достаток владельцев. Да и сейчас на него неплохо намекает.

Последняя фарфоровая мануфактура

Мейсен — не единственный фарфоровый проект, работающий с XVIII века. Вот, например, Nymphenburg. Эта мюнхенская мануфактура была основана в 1747 году, успешно работает и по сей день, производит большое количество чайной посуды, торгует французским чаем, делает очень эффектные фарфоровые фигурки и отрабатывает прочие красивые маркеры не менее красивого бизнеса. Но есть в этом проекте несколько нюансов, заслуживающих особого внимания.

Во-первых, Nymphenburg — это действительно мануфактура. Ну то есть там все изделия Manu Factum, делаются руками. Понятное дело, что фарфоровая масса там готовится на специальном оборудовании. И гончарные круги вовсю используются — но никакой массовой штамповки там нет, каждый чайник делается и расписывается ручками. Специалисты Nymphenburg часто называют свой проект последней фарфоровой мануфактурой. Проверить это утверждение, конечно, сложно — но посмотреть производственное видео было интересно.

Чайный набор Cula Set

Во-вторых, несмотря на традиционные методы работы, из художественных мастерских проекта выходит большое количество посуды и других изделий, выполненных во вполне себе современной эстетике. От расписных черепов до лаконичных чайных наборов необычной формы.

Чайник Pearl

В-третьих, часть ассортимента проекта не менялась с XVIII века. Вообще, такая стабильность в посудных проектах иногда случается. Николай Певзнер, например, а своей книге «Английское в английском искусстве» утверждает, что часть ассортимента английского фарфорового проекта Wedgwood не менялась с того же самого XVIII века. Но на сайте Wedgwood мы в лобешник таких древностей не нашли, а у Nymphenburg есть две линейки — Pearl и Rococo — в которые входят предметы, дизайн и декор которых был разработан давным-давно. Ну вот, например, чайник. Форма разработана в 1792 году, декор — в 1795. 1230 евро. Или вот, например, чашечка 1765 года. 4030 евро. Красивая и недорогая.

Чайная пара Rоcoco

Классный проект. В состав которого, кстати, входят еще и гостевой дом с рестораном. Так что если вы состоятельный парень, способный добраться до Мюнхена — у вас есть шанс приобщиться к прекрасному.

Чайный фарфоровый тайм-лайн

У двух упомянутых ранее фарфоровых марок при невероятном разнообразии производимых ими изделий, есть несколько общих черт. Самой привлекательной из которых является наличие в ассортименте упомянутых ранее проектов Nymphenburg и Meissen посуды, дизайн и декор которой были разработаны в том самом XVIII веке. Обидно только, что привлекательность эта не без изъяна — стоимость одного изделия старого дизайна, например, чайной пары, может достигать нескольких тысяч евро. Просто так такую чайную пару на чайный стол не поставишь и чаепитие-реконструкцию с ее использованием тоже просто так не устроишь.

И вот здесь самое время вспомнить еще об одном немецком фарфоровом проекте, начавшем свою работу в XVIII веке. Он называется Fürstenberg — и точно также называется коммуна в Нижней Саксонии, где в 1747 году этот проект был открыт.

У этого проекта сразу две примечательных черты. Во-первых, большая часть его изделий выпускается в двух вариантах — только форма и форма с росписью. Только форма — это белые изделия без какого либо декора. Смотрятся они отлично — строго и антично — и при этом относительно дешевы. Белая чайная пара формы, разработанной в 1750 году, может стоить 30-40 евро — по сравнению с сотнями и тысячами евро за чайную пару старого дизайна других проектов это, конечно, копейки. Ну то есть если вам занедорого захочется почувствовать себя нижнесаксонским герцогом, Fürstenberg вам в руки. А отсутствие на чашках декора можно объяснить, например, жесткими усами многих поколений ваших предков.

Чайная пара из коллекции ALT FÜRSTENBERG, формы разработаны в 1750 году. www.fuerstenberg-porzellan.com

Во-вторых, Fürstenberg отсчитывает свою производственную историю образцами чайной посуды. И это очень красивая история, потому что по ней можно проследить эволюцию стилей европейского фарфора. Которая начиналась в XVIII веке творческой переработкой восточных форм, в XIX веке продолжилось стройными античными формами и пришла к эклектике и функциональной лаконичности XX века. При этом все образцы исторической чайной посуды можно приобрести, соответствующие коллекции до сих пор производятся. Ну и устраивать потом академические дегустации по теме «Генезис европейского чайного фарфора с XVIII века до наших дней»… 

Есть у Fürstenberg и прочие достоинства. Многие образцы их чайной посуды выигрывали разные дизайнерские конкурсы. При мануфактуре действует школа росписи фарфора и музей фарфора, мануфактура сотрудничает с рядом отелей и ресторанов, использующих фарфор Fürstenberg — ну и так далее. Для разработки новых коллекция проект активно привлекает дизайнеров, погруженных в локальные культуры — и поэтому у Fürstenberg есть фарфор в корейском и других национальных стилях. А еще у них есть очень выразительная фарфоровая двустенная посуда. По внешнему виду которой ни за что эту двустенность не определишь. Это такая тайная двустенность, как мы любим. Особенно пиала под морского ежа хороша.

Двустенная коллекция TOUCHÉ. Пиалка под морского ежа — снизу справа. www.fuerstenberg-porzellan.com

Красивый проект, короче говоря.

«Виллерой и Бох», Виллеруа и Бош

Ну и напоследок есть смысл рассказать еще об одной немецкой чайной фарфоровой марке — и закрыть эту фарфоровую тему. Почти закрыть.

Проект Villeroy & Boch свою историю обычно отсчитывают с 1748 года, хотя в более или менее современном виде эта компания возникла в 1836 году. Однако одна из частей этого проекта, та, которая Boch, действительно возникла в 1748 году, так что на начало своей истории в XVIII веке Villeroy & Boch имеют полное право.

Вообще, конечно, это очень интересный проект с кучей любопытных нюансов. У него даже историческая география прикольная — он возник в Лотарингии, это сейчас Франция. А современная штаб-квартира проекта находится в Сааре (в городе Метлах) — и это в Германии. Так начинался этот проект как французский, однако постепенно он стал немецким. По русски название этого проекта чаще всего произносится как «Виллерой и Бох» — однако фамилии его основателей пишут как Виллеруа и Бош. Представители этих фамилий, кстати, однажды даже поженились. Номенклатура Villeroy & Boch далеко выходит за рамки посуды — они производят и керамическую плитку, и сантехнику, и всякие прочие фарфоровые и фаянсовые штуки. И вообще молодцы и большая компания, работающая по всему белому свету. Википедия говорит, что у них одних заводов 13 штук.

Чашки под зеленый, черный и белый чай из коллекции Tea Passion

С чайной точки зрения самой интересной частью Villeroy & Boch нам показалась коллекция Tea Passion. Которая существует в двух вариантах — белом и цветном. И в которой есть разные чашки под зеленый, черный и белый чай. И их даже можно купить одним набором, всего за 39 евро. Чашки, кстати, симпатичные — хотя, судя по описанию на сайте, их форма скорее символизирует ароматы разных видов чая, нежели обоснованно способствует их раскрытию. 

Ну вот как-то так. История и современность немецкого фарфора, конечно, не исчерпываются описанными четырьмя брендами — есть, например, еще RosenthalArzberg, KPM и другие фарфоровые марки. Но мы расскажем о другом проекте.

Маленький немецкий чайный фарфор

Короткий экскурс в немецкие чайные и фарфоровые феномены хорошо будет завершить рассказом о нашем любимом немецком посудном проекте. Не очень логично, потому что этот проект был основан не в XVIII веке, а в 1948 году. И посуда там слишком маленькая. Но хорошо — потому что проект чудесен…

В 1945 году 24-летняя Марта Циммерман была, как это раньше говорили, подмастерьем керамиста. И в качестве последнего учебного задания должна была сделать набор кукольной посуды для кукольного домика, который ее мастер подарил своей дочери на Рождество.

Задание оказалось сложным, но интересным. Профессиональный, как говорят сейчас, вызов превратился сначала в увлечение, а потом и в самостоятельный проект. И в 1948 году Марта Циммерман зарегистрировала компанию Reutter Porzellan, которая затем превратилась в компанию Reutter Miniaturen. Под этим названием компания работает и до сих пор. Изначально компания производила только кукольную посуду и только из глины. Но после первых успехов и резкого роста спроса перешла на фарфор, как на чуть более технологичный материал. И немного расширила ассортимент — в настоящее время кроме кукольной посуды компания производит еще и кукольную мебель и целые, скажем так, кукольные интерьеры.

Как вы уже, наверное, догадались, среди миниатюр Reutter Miniaturen есть и чайная утварь. Причем ее достаточно много, в официальном магазине компании чайных наборов пара десятков. Практически вся чайная утварь выполнена из настоящего фарфора, декорированного вручную и обожженного по всем фарфоровым правилам. Процесс производства фарфоровых миниатюр подробно и интересно описан на сайте проекта, полюбопытствуйте.

Вся миниатюрная утварь объединена, повторюсь, в наборы, в которых могут использоваться и другие материалы. Сервировочная тележка будет исполнена из дерева, газеты — из бумаги, полотенца и салфетки — из ткани. Только еда не настоящая — но тут уж ничего не поделаешь.

Миниатюры чаще всего выполнены в масштабе 1:12, но есть и наборы покрупнее: 1:6 и 1:10. Я полагаю, что наборы эти давно уже не используются в качестве кукольной посуды, а являются предметом коллекционирования — тем более, что ассортимент миниатюрной посуды регулярно обновляется.

Мы впервые столкнулись с миниатюрами Reutter Miniaturen вообще и с их чайными миниатюрами в частности в 2010, кажется, году — в Вильнюсе ими торговала одна сувенирная лавочка. Мы сразу скупили все чайное — и я даже подумывал было превратить эти миниатюры в предмет околочайного коллекционирования. Но потом передумал. Они, эти миниатюры, чудесны — но коллекции, привязанные к продукции одной компании, мне кажутся скучными. Ну и с функциональностью у этих миниатюр есть некоторые проблемы — они могу только стоять красиво, а для околочайной коллекции это как-то неправильно. Околочайная коллекция должна быть такой, чтобы любой ее экспонат можно было в любой момент использовать для приготовления или подачи чая.

Так что теперь у нас просто есть несколько чайных наборов от Reutter Miniaturen. Иногда мы используем их для фотографирования чая, как и другую имеющуюся у нас игрушечную чайную посуду. 

Цейлонский белый чай и кукольная тележка. © Ольга Никандрова
Цейлонский белый чай и кукольная тележка. © Ольга Никандрова

Но за самим проектом Reutter Miniaturen я слежу постоянно. Потому что после того, как их миниатюры подержишь в руках, эстетическое удовольствие от них можно получать и по фотографиям.

Вот прямо сейчас, например, у них есть миниатюрная витрина чайного магазина с подсветкой, чайный набор с чабанью, пиалами и набором китайских чайных инструментов, роскошная этажерка для английского чаепития, набор для японского чая, набор с самоваром и куча фарфора традиционного европейского дизайна — только маленького.

Удивительная и милая посуда.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».