Рейтинг чайных сотейников

Наткнулся в новостях на самый удивительный, пожалуй, в своей практике, рейтинг чайной утвари. Вообще рейтинги чайной утвари встречаются достаточно часто и пишутся очень легко. По рейтингу товаров в интернет-магазинах и по отзывам на эти товары. Так можно рейтинговать все, что угодно — электрочайники, заварники, чайные яйца — и я такие рейтинги встречал. А вот на рейтинг чайных сотейников наткнулся впервые. По английски эти приблуды называется tea pan, типа «чайные сковородки». Ну и с учетом того, что сотейник обычно определяется как сковородка с высоким бортом, а не как кастрюлька-сбоку-ручка, это как бы и правильно. Хотя с толку и сбивает.

Так вот. Чайные сотейники или, если угодно, чайные ковшики, активно используются в индийской и родственных ей чайных культурах для приготовления того самого черного чая с молоком, сахаром и специями. Выглядит такой чайный сотейник как обычный сотейник на литр-полтора — в таких еще удобно кашу варить. В этой посудине в условной Индии можно реализовать полный цикл приготовления чая. Сначала вскипятить в этом ковшике воду, потом проварить в ней чай, потом добавить пряности, молоко и сахар — и все, масала (или одна из ее вариаций) готова. Можно разливать по чашкам или стаканчикам, причем даже без процеживания — там все более или менее аккуратненько на дно ляжет. Но можно и процедить, дело хозяйское.

Используются такие ковшики-сотейники и при масштабном приготовлении чая, например, при уличной подаче. Чай в этом случае обычно готовится в какой-либо большой посудине, а ковшиком зачерпывается и разливается по чашкам или стаканам. Иногда со всякими переливаниями и прочей акробатикой. Короче говоря, в индийской чайной культуре tea pan — чайный сотейник — является полноценной чайной утварью. Для нас, понятное дело, немного удивительной.

Ну а раз утварь присутствует в обиходе и продается в магазинах, ее можно оценивать и рейтинговать. В упомянутом уже обзоре мне больше всего понравился тот сотейник, который был отмечен как «профессиональный выбор». Литровый, немного зауженный кверху, со сливным носиком, из нержавейки. Примерно 900 рублей. И, если честно, он действительно очень профессионально выглядит. Настоящий атрибут чайного альфа-самца. А ведь они еще и в золотом цвете бывают! Если заявиться с таким девайсом на какую-либо встречу чайных эстетов, то сразу будет ясно, кто тут реальный специалист, а кто так, пену позбивать вышел. Мне такой нужен, короче, буду его в чемодане с сифоном носить. 

Приличная вещь! www.amazon.in

Ну и термин tea pan или tpan или t-pan, конечно, есть смысл запомнить. Как специфический чайный. Я, грешным делом, когда впервые его увидел, подумал, что он к чаю отношения особого не имеет. Ну, знаете, как tea towel — полотенце, которое формально чайное, а на самом деле просто кухонное. Но он оказался полноценным чайным.

Чай и сладости от «Ленты» и Русского музея 

Сеть гипермаркетов «Лента» и Русский музей выпустили совместную коллекцию чая и сладостей «Искусство чаепития». Русскому музею в этом году 125 лет, «Ленте» — 30, так что повод есть. Коллекция чая и сладостей декорирована кустодиевской «Купчихой», жостовской и городецкой росписью. И продается в гипермаркетах «Ленты» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Уфе.

antennadaily.ru

При всем моем глубоком уважении и к Русскому музею, и к кустодиевской «Купчихе», и к жостовской и городецкой росписи, получилось как-то… да блин, мне даже слова не подобрать. Проблема в том, что ни кустодиевская «Купчиха», ни коноваловская «Жар-птица», ни мажаевский «Букет с георгином» не являтся изначально элементами упаковки. Это цельные художественные произведения, привязанные в том числе и к форме физического носителя. Просто взять и перетащить картинку с блюда, подноса или картины на пачку с чаем или коробку конфет — совершенно тухлый номер. Надо было, ну я не знаю, хотя бы растащить каждое из произведений на элементы и уже эти элементы задизайнить в упаковку. На одну картонку — котика, на другую — птичку, на третью — цветочек. А где-либо сзади или на вкладыше целиком произведение маленьким напечатать, чтобы было понятно, откуда у дизайна упаковки ноги растут… А у них как-то халтурно и огорчительно получилось.

Ну и надо заметить, конечно, что чайно-культурные коллаборации — это совершенно обычное и часто очень красивое дело. У Ahmad Tea, например, недавно вышла коллекция чая Kew, созданная в сотрудничестве с соответствующим лондонским ботаническим садом. А Tea Forte относительно недавно выпустила линейку чаев и посуды в честь пятилетнего юбилея сотрудничества с нью-йоркским ботаническим садом. Обе коллекции — с листочками-цветочками и симпатичные.

Электрическая трясучка часеном

Помните, несколько дней назад я рассказывал о черном полипропиленовом венчике для взбивания матчи? Так вот, прямо ему в комплект нашлась электрическая трасучка часеном. Это такая пепяка, формой немного напоминающая фен или небольшой шуруповерт, в патроне которой зажимается часен — и приблуда его трясет. В рекламных материалах она трясет классическим бамбуковым часеном — но это, наверное, потому, что изобретатели этой трясучки о часене полипропиленовом не слышали. Потому что если в такой трясучке закрепить черный полипропиленовый часен, стилистическая безупречность будет практически достигнута.

Останется сделать только два шага. Сначала собрать в один комплект электрическую трясучку и искусственный часен — и все сделать черного цвета. А потом понять, что получился ручной капучинатор — и угомониться.

Не знаю, почему, но когда я смотрю на видео, где эта приблуда мелко трясет часеном, мне в голову приходят слова «электронный нефритовый стержень».

Открытый TWG

Сингапурский чайный проект TWG, замечательный своим гламуром и пафосом, открыл в Гонконге новый магазин с новой концепцией. Старый стиль TWG можно было охарактеризовать термином «винтажая роскошь» — они делали этакие изолированные локации, в которых покупатель как бы погружался в изысканный чайным мир. А новая их концепция подразумевает максимум света, воздуха и открытости. И заметную ориентацию на чай с собой. Ну то есть теперь их чай можно выпить мимоходом — в каком-то смысле это потрясение устоев.

Любопытно, кстати, что многие специалисты считают TWG репликой французского проекта Mariage Freres. Я тут, конечно, со свечкой не стоял — но сходство между проектами, безусловно, присутствует. Особенно сильно оно было заметно на старте TWG. Который случился в 2008 году — 1837 год на логотипе к реальности отношения не имеет.

Чай что одного, что другого проекта, я давно не пробовал. Но давно, когда пробовал, французские чаи мне нравились больше.

Калейдоскоп индийских стилей

Наши индийские коллеги сняли и опубликовали небольшой рекламный ролик чая Red Label, в который умудрились уместить целый пучок срезов индийской потребительской чайной культуры. Стержнем которой, напомню, является крепкий черный чай с молоком, сахаром и, опционально, пряностями… В ролике на минуту и сорок пять секунд поместились шесть микросюжетов и полтора десятка кадров с разными стилями и ситуациями приготовления и подачи чая. Все чаепития в видео, конечно, пригламурены. Но все равно интересны.

А еще интересно, как и когда произойдет в Индии массовый переход с мимоходного чая на мимоходный кофе. Немассовый переход уже происходит, потребление кофе там постоянно растет. Но по сравнению с чаем кофе в Индии пока все равно пьется очень мало. При этом все предпосылки для тотальной смены напитковой парадигмы в Индии есть. Есть своя кофейная индустрия, есть развитая инфраструктура и не менее развитая традиция употребления напитков в разных ситуациях разными способами. И даже гастрономически и функционально индийская чайная традиция близка среднемировой кофейной — молоко и сахар рулят.

Осталось дождаться главного фактора, влияющего на смену главного повседневного напитка — роста доходов населения. Когда массовый потребитель перестает пугаться увеличения цены привычного повседневного напитка в несколько раз, он начинает менять чай на кофе. Потому что это более престижно и более понятно. Такая смена в Индии может произойти очень быстро, на самом деле. Потому что, повторюсь, все готово. Но может и не произойти. Влияние традиций не стоит недооценивать.

Целый год

Ровно год назад, 1 июля 2022 года, вышел первый выпуск «Разницы во времени», коротких и почти ежедневных чайных новостей. С неделю назад я начал выкладывать выпуски новостей не только на сайт, в телеграм, в дзен и, выборочно, в разные соцсети — но и сделал специальный подкаст на своем старом ютуб-канале. Нечего ему зря пылиться, пусть тоже работает.

Напомню, пользуясь случаем, как все это выглядит. Практически ежедневно я выкладываю небольшую новость на сайт, а ее звуковую версию — в телеграм и на ютуб. Самые смешные новости время от времени публикую на фейсбуке, вконтакте, инсте и даже, иногда, в линкедине. Ну а по вторникам собираю все новости за неделю в одну кучу и публикую их на сайте как очередной текстовый выпуск «Чайных параферналий». Так что читать и слушать чайные новости можно самыми разными способами и в самом разном ритме.

Ну и да, я должен это сказать. «Сова и Панда» и чайные новости от Teatips — это лучшие информационные каналы о чае сейчас. Это не значит, что ничего другого о чае читать и смотреть не надо. Надо. Интернет большой, там много интересного. Но заниматься чаем и хотя бы время от времени не просматривать «Сову и Панду» и Teatips — это как-то… глупо и непрофессионально, во! Причем именно «Сову и Панду» и Teatips, а не «Сову и Панду» или Teatips. Ну потому что мы рассказываем или о разном, или по-разному, или с разных точек зрения.

Премия The Leafies 2023

Британская чайная академии — UK Tea Academy — открыла прием заявок на чайную премию The Leafies 2023. Главным и очень толковым, на мой взгляд, отличием премии этого года от прошлогодней и вообще первой является сведение всех чайных номинаций в две большие группы. Которые называются Award Categories и Retail Categories. Award Categories —  это типа крутые чаи для специалистов, им не обязательно производиться большими партиями и присутствовать в открытой продаже для участия в конкурсе. Под такие чаи отведено 40 номинаций. Retail Categories — это чаи, доступные на масс-маркете, под них отведено 9 номинаций. Ну то есть в этом году коллеги из UK Tea Academy решили составить конкуренцию не только французской премии «Чаи мира», но и чайному разделу английской премии Great Taste Award.

Участие в конкурсе The Leafies одного чая стоит 65 фунтов. За дополнительные 25 фунтов заявителю пришлют среднюю оценку, полученную чаем по результатам слепой дегустации, и напишут о нем пару ласковых. Но то есть дадут обратную связь. Ценность у такого фидбэка, конечно, спорная — но ведь и не дорого!

Самое красивое в этой премии — это, конечно, выставление чаев-победителей из раздела Award Categories в Fortnum & Mason, одном их самых пафосных лондонских гастрономов. Ну а самое интересное для потенциальных участников — это возможность засветить свой чай.

Понятное дело, что в таких конкурсах очень сильна лотерейная составляющая. И рассчитывать на выигрыш, даже выставив чай в редкую номинацию, написав слезливую историю и спрогнозировав вкусы экспертов, довольно опрометчиво. Но как там Джон Уонамейкер говорил? «Половину рекламных денег я выбрасываю, проблема в том, что не я знаю, какая эта половина». Вот и с этой премией все точно также — это тоже реклама, но при этом совсем недорогая. И если 65 фунтов плюс деньги на пересылку образца, заплаченные за продвижение каждого конкретного чая, окажутся выброшенными, то невелика потеря. А если сработают, чай что-то там выиграет или даже засветится в красивом гастрономе — то очень эффективное вложение денег.

Так что почему бы в это все и не поиграться? Тем более, что вписаться в конкурс могут и производители чая, и и его продавцы и даже чайные коллекционеры — там можно написать «другое» при определении статуса участника при регистрации.

Вечерние чаепития в отелях Shangri-La

По мере приближения Afternoon Tea Week — британской и ирландской недели послеобеденного чая, которая в этом году начнется 7 и закончится 13 августа, в этом нашем чайном информационном пространстве резко увеличилось количество материалов про парадные английские чаепития. Подборки типа «лучшие английские чаепития в округе Колумбия» попадаются на глаза практически каждый день. Большая часть таких подборок скучна неимоверна — но, как это всегда бывает, на общем ровном и тоскливом британском чайном фоне случаются и интересные сюжеты.

Мне очень понравился, например, обзор послеобеденных чаепитий в сети отелей Shangri-La в разных городах мира. Так-то, в общем. понятно, что отели, работающие в Париже, Лондоне, Сиднее, Токио и Стамбуле не будут делать все одинаково и под копирку. И будут вписываться в среду — так даже Макдональдс поступает. Но все равно разнообразие решений в рамках достаточно строгого формата послеобеденных чаепитий меня удивило и порадовало.

Очень все радостно и цветочно. Это в Лондоне.

В Сиднее в Shangri-La послеобеденное чаепитие рассчитано в первую очередь на детей и оформлено как чаепитие в волшебном замке. В Лондоне чаепитие сделали очень ботаническим и не то чтобы засыпали чайный стол цветами — живыми и не очень — но близко к тому. Обвитая цветами этажерка меня очень порадовала. В основе парижского чаепития — локальная кондитерка. На словах это звучит немного банально, но уже картинки полностью меняют впечатление. В Токио, понятное дело, все послеобеденное чаепитие зеленое и с матчей. Но больше всего меня впечатлило послеобеденное чаепитие в английском стиле в Стамбуле. Там между столами скачет парнишка с сычуаньским чайником и в костюмированном изгибе разливает чай по гайваням из длинного носика. И все это — с видом на Босфор. Обожаю такую эклектику.

Красиво коллеги из Shangri-La работают, ничего не скажешь.

Afternoon Tea Week как чайный кейс

Хочу обратить также внимание на то, как развивается сам проект Afternoon Tea Week. Который вырос, напомню, фактически, из хобби одного человека, Кейта Ньютона (Keith Newton). Айтишника из ливерпульского отделения налоговой службы, увлеченного индустрией гостеприимства и разными информационными сервисами. В 2001 году он сделал онлайн-справочник по английским чаепитиям, который быстро стал популярным и постепенно превратился в полноценную платформу, позволяющую выбирать и бронировать чаепитие в любом месте Великобритании. К 2014 году количество продуктивных связей и репутация проекта стали настолько высоки, что запуск первой недели послеобеденного чая стал делом техники. 

К настоящему времени проект Afternoon Tea Week оброс разными приятными бантиками типа спонсорства премии за лучшее английское послеобеденное чаепитие, ленты чайных новостей и обзоров, алфавитных указателей по регионам и заведениям и всем таким прочим. Но при этом все равно остался, прежде всего, толковой системой бронирования чаепитий в Великобритании и Ирландии. В которой сейчас зарегистрировано более 500 локаций.

Я, когда смотрю время от времени на этот проект, постоянно думаю две мысли. О том, что, в принципе, этот проект можно запросто расширить за пределы Великобритании и Ирландии. И о том, что его можно не менее запросто повторить в любой другой стране с развитой потребительской чайной культурой. И всякий раз и по здравому размышлению понимаю, что нифига. Потому что кроме самой толковой идеи и безусловного профессионализма команды Afternoon Tea Week, есть еще несколько объективных факторов, которые обеспечивают работу проекта и которые крайне сложно воспроизвести за пределами его исторической родины. И которые при этом являются чисто чайными — про деньги и развитую маркетинговую дисциплину британских проектов я говорить не буду, это и так понятно.

Просто одна из картинок с сайта Afternoon Tea Week

Чисто чайная и уникальная база проекта состоит, во-первых, в высокой плотности форматных чаепитий в Великобритании и Ирландии. Во-вторых, в относительной стабильности всех заявленных в проекте предложений. И, наконец, в-третьих, в готовности британских чайных проектов активно хвастаться своими чаепитиями независимо от их реального уровня. Такая готовность приводит к парадоксальному результату. Который состоит в том, что большая часть зафиксированных в системе Afternoon Tea Week чаепитий являются — особенно с чайной точки зрения — унылым одноразовым фуфлом. Но в совокупности составляют эффектную и вполне рабочую систему.

Русско-турецкая чайная фотовыставка

С 29 июня по 30 июля в Санкт-Петербурге, в стеклянном павильоне музеефицированных раскопок фонтана «Лакоста», что в Летнем саду, будет работать небольшая фотовыставка «Чай в садах России и Турции». На ней будет представлено 26 фоторабот из Русского музея и других собраний России и Турции. Сюжетом большей части этих фотографий будут, судя по всему, чаепития на свежем воздухе. В русском и турецком исполнении.

Чай в садах России и Турции. antennadaily.ru

Питерские коллеги и гости города, не пропустите. 

Чайная выставка в Сочи

Ну а в Сочи, тем временем, в доме-музее «Дача певицы Валерии Барсовой» открылась выставка «Сочинское чаепитие», составленная из экспонатов из фондов Музея истории города Сочи. Выставка посвящена Иуде Антоновичу Кошману, человеку, который в начале ХХ века заложил первую чайную плантацию в районе Сочи. И которого можно смело называть если не отцом, то дедом краснодарского чая.

Кроме материалов, посвященных Иуде Кошману — в основном это фотографии, конечно — на выставке представлены самовары и разные материалы, связанные с чайными разработками объединения «Краснодарский чай» и чайными научными исследованиям, которые и в настоящее время ведутся сотрудниками Субтропического центра Российской Академии Наук. 

Субтропический научный центр РАН

Выставка будет работать до конца года, в июле ее планируют усугубить экскурсией «Традиции русского гостеприимства». Если кто будет в Сочи, не пропустите. Ну и не забывайте, конечно, что в Солох-Ауле — это рядом с Сочи — работает дом-музей Иуды Кошмана. 

Заряженный чайный пакетик из Тюмени

Ну и явно для того, чтобы ни у кого не возникало ощущение, что живым чайным творчеством в России занимаются только музеи и научные центры, пришла совершенно замечательная новость из Тюменской области. Где журналисты, видимо вдохновленные недавней новостью о том, что тюменские библиотекари сделали ролевую настолку про местных чайных купцов, отыскали объявление на Avito, в котором продается заговоренный чайный пакетик.

Заговоренный чай — пишут, что это пирамидка от Curtis — притягивает деньги и должен помочь избавиться от долгов. Заговаривал его сам продавец, как для себя, так что дело верное. И 150 тысяч рублей, которые просят за пакетик, за такую штуку совсем не жалко.

У Аркадия Аверченко есть такой рассказ, «Пылесос» называется. Там один из героев дает объявление в газету следующего содержания. «В сырой холодной местности, лишенной питьевой воды, продаются участки для постройки на них домов и усадеб. Полное отсутствие леса; почва — песок и глина. Ближайший город за двести верст. Полное бездорожье, отсутствие медицинской помощи, лихорадочная, малярийная местность. Квадратная сажень земли стоит 50 коп. При больших покупках — дороже». И через некоторое время начинает получать письма типа «Меня очень соблазняет отсутствие медицинской помощи. Действительно, эти доктора так дерут за визиты, а пользы ни на грош. Хорошо также, что нет воды: от нее страшно толстеешь; я пью лимонный сок и остаюсь с почтением Василиса Чиркина».

В рассказе половина всех участков была продана уже через два месяца. Так что вполне вероятно, что и заговоренный пакетик купят. За такие деньги он явно не простой. А если купят, то продавец, наверное, смажет и еще пару пакетиков заговорить. Для хороших людей ничего не жалко.

Масала-чай с бананом

В индийских соцсетях вот прямо сейчас активно обсуждается видео, на котором традиционный уличный торговец не менее традиционным индийским чаем — тем самым, который черный, сладкий, с молоком и пряностями — добавляет в этот самый чай банан и другие фрукты, по мелочи. В комментариях, как это всегда бывает, одни проклинают гнусного ренегата, добавившего банан в святое, а другие — превозносят яркую творческую личность с оригинальным взглядом на упомянутый уже банан. И это не очень интересно, на самом деле.

food.ndtv.com

А вот идея добавления банана — именно банана — в масалу мне показалась любопытной. Вообще, конечно, дядька из индийского видео не является фруктово-масальными пионером, просто он под медийную раздачу попал. Было бы крайне наивно предполагать, что до сих пор никто не догадался добавлять фрукты в традиционные индийские чайные напитки. Обычно, правда, такое добавление носит или подчеркнуто экзотический характер — чай с драгон-фруктом для туристов, например — или характер чисто декоративный. А здесь, стало быть, банан и прямо в напиток.

Тут ведь вот какое дело. Банан — как мы все неплохо знаем из молочно-коктейльного опыта — отлично сочетается с холодным молоком (или сливками) и мороженым. Лучший, на мой взгляд, молочный коктейль делается именно их этих трех компонентов — жирный пломбир, свежие сливки и спелый банан. И в шейкер все это дело. В традиционном индийском чае присутствует сладкое молоко — поэтому есть шанс, что банан и с масалой сойдется отлично. Пряности там явно не помешают. Скорее температура все собьет, потому как холодный банан и горячий банан — это два разных банана. Но попробовать интересно, займусь на досуге. Про мороженое с бананом и масалой — не напитком, а смесью пряностей — я знаю, а вот бананового масала-чая не пробовал.

Добавлю также, что дядька в ролике своей работой с бананом удивил. Я, когда еще только тексты читал, а ролика не видел, предполагал, что он сработает по коктейльному варианту. И зашейкерит масала-чай со спелым бананом. Нифига. Он просто в здоровую такую уличную кастрюлю с масалой закинул целый очищенный банан, размял его черпалкой — и все, кушайте, не обляпайтесь. Стаканчики с банановой масалой он, кстати, в кожуре от банана подает. Спорно выглядит.

Аукцион в Танзании

В Танзании, в городе Дар-эс-Салам, заработал собственный танзанийский чайный аукцион. До недавнего времени практически весь танзанийский чай, равно как и почти весь чай из других африканских стран, продавался через аукцион в Момбасе, в Кении. Что, конечно, выгодно Кении, которая является главным африканским чайным хабом. И не очень выгодно остальным африканским чайным странам. И если Руанде, Уганде и Бурунди просто некуда от Кении деваться, у них нет выхода к морю и своих портов, то у Танзании выход к морю есть. И порты есть — а их наличие для чайных аукционов даже, пожалуй, важнее, чем наличие чая собственного производства.

Дар-эс-Салам. Photo by Peter Mitchell on Unsplash

Танзанийские коллеги предполагают, что исключение логистических расходов, возникающих при транспортировке танзанийского чая в Кению, повысит доходы местных чайных фермеров. Я даже знаю, как такие выводы делаются. Продается, скажем, танзанийский чай в Кении по 2 доллара за килограмм. А на транспортировку его до Кении тратится ну пусть будет 30 центов на килограмм (я сейчас цифры от балды придумываю, чисто чтобы логику расчетов продемонстрировать). А транспортировка до Дар-эс-Салама будет стоить 5 центов за килограмм. И все такие — хоба! 25 центов экономии с килограмма! Если это умножить на количество килограммов — а в прошлом году Танзания экспортировала чуть меньше 8 тысяч тонн чая — то получится примерно два миллиона долларов денег! Всех фермеров, конечно, на эти деньги счастливыми не сделаешь, но это все равно много. Короче говоря, в первом приближении и на пальцах схема выглядит рабочей.

Есть у нее только один изъян. Она будет рабочей в том случае, если чай на танзанийском аукционе будет продаваться по той же цене и в тех же стабильных объемах, что и в Кении. Что далеко не факт, как вы понимаете. Потому что покупателям менять цепочку поставок не всегда интересно. Чтобы им стало интересно, надо будет снижать цену на чай — и все это дело запросто может обернуться пшиком. Но может и не обернуться. Через год постараюсь не забыть про этот аукцион и посмотреть на результаты его работы.

Иван-чайный цитатник

Наткнулся вчера на подборку замечательных цитат из старых русских книжек про иван-чай. Подборка небольшая и как я люблю — мимоходная. Ну то есть упоминания о продукте явно выдернуты из повествования, которое ни к чаю, ни к горячим напиткам вообще никакого отношения не имеет. А еще подборка явно негативная для иван-чая — ругают его там. Ну вот, к примеру, из Крестовского.

«— Берко что делает? — спросила пришедшая, кивнув на каморку. — А что и всегда: чай фабрикует, — отвечала Сара тем тоном, который показывал, что занятие Берки не составляет тайны для ее гостьи. — Капорский? — Да, капорка!.. Впрочем, нынче не голый: он теперь из одного трактира — тут поблизости — покупает от мальчишки спивной чай… Вот и теперь еще сушится на печке… потом мешаем с капоркой… так-то лучше выходит, и сбыт ничего». 

Высокогорный казахстанский иван-чай
Высокогорный казахстанский иван-чай

Ну и так далее. Хорошая подборка, короче говоря… Знать и понимать место копорского чая в старой русской напитковой культуре — очень важно. Но точно также важно понимать и то, что листья кипрея узколистного  — это просто сырье. И если из него нужно сделать дешевую подделку под классический чай, как это почти всегда было раньше, — то такая подделка будет сделана, причем без особых проблем. Если же при работе с листьями кипрея узколистного ставится другая задача — например, сделать самостоятельный интересный напиток с оригинальным вкусом, как это иногда бывает сейчас, — то это совсем другой разговор. Вкусный напиток из иван-чая, конечно, сделать сложнее, чем имитирующее традиционный чай барахло. Но так уж всегда бывает — хорошие вещи обычно сделать сложнее, чем плохие. Поэтому их меньше.

Чай «Высоцкий» теперь израильский монополист

Занятные и почти чайные новости пришли из Израиля. Причем с предысторией. 20 сентября 2022 года Антимонопольное управление Израиля сообщило чайной компании ​​Wissotzky о том, что приняло предварительное решение объявить фирму монополией. Антимонопольная служба выяснила, что ​​Wissotzky контролируют практически половину розничных продаж зеленого чая, травяных чаев и ароматизированного черного чая в стране. Кроме того, у ведомства были доказательства, что компания обладает значительным влиянием и на рынке обычного черного чая. А Википедия вообще считает, что ​​Wissotzky контролирует 76% израильского чайного рынка. А это нельзя и ай-яй-яй.

Ну и вот буквально вчера, 26 июня уже 2023 года, Антимонопольная служба официально подтвердила, что компания «Высоцкий» является монополистом на израильском рынке чая и травяных напитков. Признание компании монополистом влечет за собой ряд ограничений. Теперь компании запрещено оказывать влияние на размещение товаров на полках магазинов, обусловливать покупку одного товара покупкой другого и изменять конечную потребительскую цену.

Суровая монопольная выкладка. globes.co.il

Я честно признаюсь — я ничего не смыслю ни в антимонопольной борьбе, ни в обуславливании покупки одного товара покупкой другого товара. Но вообще ограничения выглядят как-то странно. Примерно как сцена в анекдоте про израильскую армию, который заканчивается словами «Зяма, ты что, обиделся?»

Я живо себе представляю ситуацию, в которой какой-либо крупной чайной компании предлагают выбрать между семьюдесятью процентами рынка и возможностью по своему усмотрению расставлять пачки чая на полках супермаркетов. И совет директоров на самом быстром в истории компании задании единодушно решает, что тут и думать нечего! Какая, к черту, доля рынка — это все занудство для душнил. А вот возможность выкладывать пачками чая причудливые узоры на полках супермаркетов, это да, ради этого только и есть смысл работать.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!