Коллеги из Global Japanese Tea Association опубликовали традиционный отчет о том, что происходило за последний месяц в чайной Японии. Я, возможно, что-то из их отчета в ближайших новостях еще перескажу — но пока остановлюсь только на аукционных ценах на свежий японский чай.
Замечу только сначала, что все чайные аукционы можно разбить на две группы. Первая — это аукционы чая, имеющего коллекционную ценность. Например, проходящие в рамках разных чайных конкурсов. Или торгующие старыми пуэрами. В таких аукционах может принять участие и конечный потребитель чая, желающий приобрести себе связку раритетных блинов или немного конкурсного Пэн Фэна. Лоты на таких аукционах, как правило, небольшие, их, после покупки, можно унести домой и выпить — были бы деньги. Можно и не выпить, а перепродать или подарить — и такое с коллекционным чаем тоже часто случается. Но принципиальной возможности выпить весь лот это не исключает.
Цены на таких аукционах информативны для простых потребителей чая и легко проецируются на их кошелек, рассудок и жизнь. Прочитал где-то о том, что семь блинов пуэра на аукционе в Гонконге ушли за 150000 долларов — и все, у тебя есть мечта.
Вторая группа аукционов — это аукционы индустриальные. На которых чай продается крупными лотами и приобретается не для непосредственного употребления, а исключительно в коммерческих целях. И часто подразумевает дальнейшую переработку. Аукционы в Индии, Кении, на Шри-Ланке и в других местах, оперирующих недорогим и массмаркетовским чаем — как раз такие. Цены на таких аукционах для конечного потребителя малоинформативны. Потому прежде чем приобретенный на таких аукционах чай доберется до полки супермаркета, он приобретет изрядную и слабо прогнозируемую добавленную стоимость. Так что когда вы где-то читаете о том, что средние цены на цейлонский чай находятся примерно в районе 8 долларов за килограмм, то спроецировать это знание на потребительскую повседневность почти невозможно. Эти цены существуют в отдельной от потребителей чая реальности. При переходе в реальность потребительскую — то есть на условные полки супермаркетов — эти цены увеличиваются в 5-10 раз. Но это не точно.
Так вот. Большая часть проводимых в Японии аукционов — это аукционы индустриальные. Крупные продавцы чая покупают чай у производителей. А потом дорабатываю — сортируют, купажируют, ароматизируют, фасуют — и доводят до розницы. И средние цены на чай в этом году на аукционах в Кагосиме и Сидзуоке — главных чайных префектурах Японии — 29 и 76 американских долларов за килограмм соответственно. Кагосима, напомню, в прошлом году впервые за историю наблюдений произвела и продала чая больше, чем Сидзуока. При такой разнице в цене удивительно, что только в прошлом году.
Замечу, кстати, что масштаб аукционов в Японии не очень велик. В Кагосиме, например, было продано всего четыре тонны чая. В Удзи, что в префектуре Киото, на первом аукционе и вовсе было продано всего 807 килограмм чая. А в Сидзуоке в первый день — всего полтонны. Но надо понимать, что чайный год только начался, что первый аукцион не будет единственным и что не весь чай продается через аукционы.
При этом первый аукцион — самый дорогой. По традиционным для чая причинам. И в Кагосиме-то с Сидзуокой цены были ого-го какие для более или менее массового чая. Но это еще цветочки. В том же Удзи средняя цена за килограмм чая и вовсе составила 188 долларов США. А самый дорогой чай — Гёкуро ручной работы — ушел там за 2600 долларов за килограмм. И это — не рекорд. В Сидзуоке килограмм самого дорогого чая был продан чуть больше, чем за 6000 долларов США.
По сравнению с первыми японскими чайными аукционами прошлого года в этом году чая было продано меньше, что неудивительно с учетом постоянного снижения производства чая в Японии. А в этом году, говорят, еще и погода подкузьмила. Ну а цены, соответственно, выросли. На упомянутый выше дорогой Гёкуро из Удзи — почти в два раза. Что тоже не противоречит тенденции.
Так что теперь, в разговоре о том, что все дорожает, вы можете вставить свои пять йен. Заметив со вздохом что-то типа «И не говорите… И японский чай тоже дорожает. По тысяче рублей за сто грамм уже продается — и это в Японии, оптом и на аукционах. Почем он на наших полках будет и подумать страшно».
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий